7 вопросов Вадиму Сушко, медалисту Международной астроно-мической олимпиады

Интервью
Москва, 30.10.2012
«Русский репортер» №43 (272)
На прошлой неделе команда российских школьников заняла второе место на 17-й Международной астрономической олимпиаде, проходившей в Южной Корее. В этом году Россия показала себя гораздо лучше, чем на протяжении последних пяти лет: две золотые награды, две серебряные и одна бронзовая. Вадим Сушко, золотой медалист, ученик 10-го класса гимназии № 1 города Жуковский, рассказал «РР» о том, как дается победа и почему Россия пока не может стать абсолютным чемпионом в этом соревновании

Фото: Александр Писаревский

1. Как вообще люди становятся участниками астрономической олимпиады?

С пятого класса я участвовал в городских соревнованиях по астрономии, в восьмом прошел на область, потом была всероссийская, национальная, а в прошлом году я уже участвовал в Международной астрономической олимпиаде. Там я тоже получил медаль, но серебряную. Это дало мне право участвовать в этом году, и я завоевал золото.

2. Примерно понятно, как тренируются атлеты или футболисты, а как происходит тренировка у астрономов?

Я занимаюсь в астрономическом кружке при своей гимназии, который ведет научный сотрудник Государственного астрономического института им. Штернберга МГУ Михаил Кузнецов. Он, можно сказать, фанат астрономии. Как раз занятия в этом кружке для меня и являются основной тренировкой. Мы собираемся три раза в неделю и в неформальной обстановке разговариваем на различные астрономические темы, смотрим научные фильмы, презентации, решаем задачи. У руководителя кружка на даче есть своя обсерватория, вот мы ездим туда время от времени и проводим наблюдения. А так я очень много занимаюсь самостоятельно. Читаю справочники по астрономии, новости астрономических институтов. И постоянно решаю олимпиадные задания прошлых лет.

3. Качество или сложность заданий меняются из года в год?

Если сравнивать задания за последние два-три года, то они кажутся похожими. Но если посмотреть на пять лет назад, а еще лучше — на вопросы десятилетней давности, то видно, что уровень растет. Я бы не сказал, что астрономию начали изучать и преподавать лучше. Скорее это зависит от того, что олимпиадное движение уже само стало как отдельная организация по подготовке будущих профессиональных астрономов.

4. Как ты оцениваешь изучение астрономии в школе: нужна она как постоянный предмет?

У нас в гимназии ее нет, в каких-то школах есть что-то типа факультативных уроков. Думаю, неплохо бы ее сделать обязательным предметом, ведь она дает много знаний из других областей и просто развивает человека… Изучая астрономию, ты потом лучше понимаешь физику, химию. А сейчас некоторые мои сверстники даже не знают, что Земля вращается вокруг Солнца, это невежество какое-то.

5. Сам планируешь стать профессиональным астрономом?

Скорее нет, потому что в России у астрономии как науки сейчас нет реальных перспектив. Можно, конечно, уехать за рубеж, что и так все делают…

6. Что вызывает эти сомнения?

Все серьезные открытия в российской астрономии были сделаны очень много лет назад. Сейчас, конечно, наши астрономы получают интересные данные, но у них нет возможности их обработать с минимальными погрешностями. Потому что наша наука не обеспечена современными технологиями. Мы не можем себе позволить мощный телескоп, у нас мало профессионально оборудованных обсерваторий. Я считаю, что мы полнейшие профаны в практике, хотя у нас очень сильная теоретическая школа.

7. Как проявляется преимущество нашей школы астрономии?

По Международной олимпиаде можно судить. Российская команда всегда лучше других стран пишет теоретическую часть заданий. Я сам в этом году сдал теорию с лучшим результатом из всех участников. Ребята из зарубежных команд, например из Сербии, Болгарии, Румынии, говорят, что готовятся к соревнованиям в основном по советским учебникам.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №43 (272) 1 ноября 2012
    Спецслужбы
    Содержание:
    Афиша
    Фотография
    Вехи
    Реклама