Глаз бури

Среда обитания
Москва, 01.11.2012
«Русский репортер» №43 (272)
Завершившийся на днях во французской столице автосалон оказался больше похож на маскарад: бодрые лица и победные реляции хозяев шоу скрывали кислую мину кризиса

Фото: Sipa Press/Fotodom

С количественной точки зрения в Париже все прошло просто замечательно. Больше ста мировых премьер — рекордная цифра. Больше 12 тыс. журналистов из 113 стран, 1,2 млн посетителей. «Парижский автосалон остается самым посещаемым автошоу во всем мире», — гордо сообщила медиа-коммуникационный директор выставки Катерина Стуки. Густые пробки, окружившие экспоцентр у Версальских ворот и не исчезавшие даже в выходные, казалось бы, подтверждали тезисы пресс-службы.

Впрочем, определенная червоточинка в этих оптимистичных декларациях существует, даже если подходить к ним формально, то есть с количественной точки зрения. Во-первых, журналистов собралось хоть и немало, но все же на тысячу меньше, чем два года назад, когда проходил предыдущий салон. А во-вторых, и это куда существеннее, «мировая премьера» в трактовке организаторов — это вовсе не то, о чем вы подумали. Например, в список планетарных новинок попали даже такие изыски, как инновационные лампочки, прогрессивные мультимедийные устройства и средства безопасности, «шины будущего», тюнинговые глушители и прочая интересующая в основном специалистов дребедень.

Негатив

С точки зрения качественной все обстоит еще хуже, в особенности для хозяев шоу. Европейские рынки уже который месяц падают. Долговой кризис и политическая нестабильность зоны евро не могли не аукнуться в одной из самых экономически активных отраслей — автомобилестроении. Вдобавок в отличие от, скажем, военно-промышленного комплекса, строительства и других лишь частично зависимых от потребителя индустрий автоконцерны практически полностью завязаны на спрос. А он все меньше. В Финляндии продажи новых автомобилей в этом году упали на 25%, в Италии — на 20%, во Франции — на 11%. Просела даже несокрушимая Германия: минус 5%. Общеевропейские цифры за январь — август 2012 года на 8,6% хуже аналогичного показателя прошлого года. По оценкам международного аналитического агентства HIS, все будет становиться только гаже: «Итоговые цифры падения на авторынке Европы, как ожидается, составят в 2012 году 8,8%, то есть порядка 12,5 млн машин. Возвращения к докризисным показателям в 14–15 млн машин мы не ожидаем как минимум в ближайшие четыре-пять лет».

Едва ли не в самом тяжелом положении оказалась принимающая сторона. Французские автопроизводители традиционно особенно сильны в Европе, их позиции в других уголках планеты могучими не назовешь. (Скажем, в Северной Америке последний Citroen был официально продан почти четыре десятилетия назад, в 1974 году.) Пока американские, азиатские и немецкие компании делали ставку на глобализацию и атаковали в мировом масштабе, французы укреплялись дома и по соседям. Логично, что именно они теперь оказались в максимальном проигрыше, неся существенные убытки из-за кризиса перепроизводства: выстроенные некогда заводы сегодня не востребованы.

Даже лучезарные и старающиеся никогда не играть на понижение топ-менеджеры автоконцернов вынуждены были признать сложившееся положение незавидным. Так, глава Renault Карлос Гон, чья компания по-прежнему продает половину своих машин в Европе, описал ситуацию как «неудовлетворительную»:

— Очевидно, что часть (европейских. — «РР») заводов придется закрыть. Мы уже сообщили о наших планах, однако и другим производителям придется пойти на подобные шаги: некоторые из конкурентов теряют в Европе еще больше нашего.

А Филипп Варен, руководитель альянса PSA, объединяющего Peugeot и Citroen, пошел еще дальше, сказав, что его компания сейчас находится «в самом глазу бури».

Эта метафора доказала свою состоятельность в один из последних дней автосалона, когда разъяренные грядущим закрытием автозавода рабочие попытались взять парижский экспоцентр штурмом. Им даже удалось прорваться к зданию, однако они были остановлены полицией, залиты слезоточивым газом и вынужденно отступили.

Позитив

Пока пролетариат бился под стенами выставки за свои поруганные права, в самих павильонах царила праздничная атмосфера. Назло мрачному будущему новинки представили даже хозяева шоу. Их европейской ставкой оказалось разнообразие с уклоном в люкс, то есть попытка прокачать уже существующие модели, чтобы потребитель соблазнился потратить побольше. (Оно и понятно, учитывая, что премиум-сегмент, в отличие от среднего, все еще держится бодрячком.)

Компания Renault, презентовав универсал нового, четвертого поколения Clio, не забыла выкатить заряженную Clio RS. Концерн Citroen сделал акцент на совершенно киношном кабриолете DS3, который позволяет манипулировать тряпичной крышей на скорости до 120 км/ч. Peugeot продемонстрировал могучую кроху 208 GTi с 200-сильным турбомотором и роскошную 208 XY. Последняя щеголяет дорогой черной кожей и алькантарой в отделке салона (причем контрастная строчка на материалах подбирается под цвет кузова), панорамной крышей, мультимедийной системой с навигацией и автопарковщиком. Для этой топовой комплектации был даже придуман специальный колер с сомнительным названием «Пурпурная ночь». Цвет, впрочем, красивый.

Путем расширения линейки за счет более могучих версий небольших привычных моделей пошли, конечно, не только французы. Например, Nissan выкатил мускулистый компакт-кроссовер Juke NISMO, под капотом которого находится форсированная до 200 л. с. и 250 Нм версия турбомотора 1,6 DiG-T с прямым впрыском топлива. В полноприводном исполнении самый-самый из конвейерных Juke разгоняется до сотни за 8,2 с и набирает 200 км/ч, а в переднеприводном варианте машина способна на 7,8 с и 215 км/ч соответственно. В России убийственный чудик появится уже весной.

Не отстает и компания Audi, которая презентовала не только пятидверную обаяшку А3 Sportback — «Я, Вань, такую же хочу», — но и ее «стервозную» родственницу S3. Спортивную версию оснастили двухлитровым TFSI, модернизированной подвеской и особым обвесом. Мощность двигателя составляет 300 л.с. Разгон до 100 км/ч нового S3 — 5,1 с, а максимальную решено было ограничить при помощи электроники на отметке 250 км/ч.

Или взять, допустим, Fiat. В целом эта компания заняла нетипичную стратегическую позицию. В отличие от конкурентов, пытающихся смутить клиента изобилием новинок, итальянская фирма уже давно не балует почитателей новыми моделями, по-видимому, экономя на их разработке. Зато доработать существующую до более высокого стандарта Fiat готова всегда. Иногда это делает специальное тюнинг-подразделение Abarth, а иногда доделка выезжает с привычным нам шильдиком. Такова представленная в Париже малышка Panda, получившая неожиданную для автомобильчика таких размеров систему полного привода. Для демонстрации приобретенных способностей ее даже заставили выкатиться на журналистов откуда-то из-под потолка. Помимо нее Fiat показала разве что 500L — уже не раз виденную удлиненную версию «пятисотки». Эта презентация и вовсе не заслуживала бы упоминаний в этом тексте, если бы не понравившаяся мне в ней фраза: «Счастье — единственная вещь, которая, будучи разделенной, становится больше».

Неологизмы

Естественно, не обошлось и без постмодернистских попыток привлечь покупателя. В противовес внедорожным громилам и спортивным болидам сразу несколько компаний выкатили на стенды микромашинки, управлять которыми можно, даже не имея прав. По законам ЕС, если агрегат весит меньше 350 кило, выдает не больше шести «лошадей» и едет не быстрее 45 км/ч, водить его может любой гражданин старше 16 лет. Что действительно круто, так это то, как производители научились оснащать эти «газонокосилки». Никогда не скажешь, что это хорошенькое машино-создание имеет в своей основе легкий квадроцикл. Помимо вполне симпатичного интерьера здесь есть и музыка, и дисковые тормоза, и даже АБС! Вдобавок крошечные двигатели практически бесшумны и, ясное дело, экономичны — два с небольшим литра на сотню. Между прочим, спрос на эти машины совсем не так мал, как они сами. Одна только компания Aixam (лидер европейского рынка «бесправных» авто с долей в 42%) ежегодно продает более 12 тыс. штук. Еще бы, в ее линейке есть даже нанокроссовер! Стоят крошки, кстати, вовсе не мало — от 10 тысяч евро. Однако желающих хватает, поскольку их ряды постоянно пополняются: большинство покупателей — это «лишенцы», оставшиеся без прав из-за перебора штрафных дырок.

Ну и, раз уж Парижский автосалон проходил под лозунгом «Будущее. Сегодня», надо сказать, что с электромобилями здесь тоже все было в порядке. Это в расточительных США компании, поставляющие комплектующие для этого самого будущего, могут, несмотря на господдержку, внезапно разориться, как это случилось на днях с одним из крупнейших производителей литий-ионных батарей A123 Systems. В Европе бы подобного не произошло, здесь экономию горючего принято ставить во главу угла. Неудивительно, что и список эконовинок в Париже оказался вполне существенным. Отличились прежде всего азиаты.

Компания Mitsubishi продемонстрировала Outlander PHEV — первый в мире электромобиль с постоянным полным приводом. Если вы проезжаете в день меньше 55 км, то, возможно, даже никогда не узнаете, что на этом Outlander все-таки есть двухлитровый бензиновый двигатель. Но, коли понадобится поехать в путешествие, конвенциональный движок окажется очень кстати: совокупные усилия двух моторов способны без дозаправки протащить эту машину 880 км.

Если «обычные» гибриды на российском рынке хотя бы изредка, но встречаются, то вот уж до чего нам здесь точно как до  Луны, так это до водородных авто rep_272_084.jpg Фото: Sipa Press/Fotodom
Если «обычные» гибриды на российском рынке хотя бы изредка, но встречаются, то вот уж до чего нам здесь точно как до  Луны, так это до водородных авто
Фото: Sipa Press/Fotodom

У Lexus — люксового подразделения Toyota — кажется, скоро уже все машины будут гибридными. Глядя на ценники, этому перестаешь удивляться. Что действительно здорово, так это то, что не отстает и сама «бюджетная» Toyota. Родоначальники массового внедрения экотехнологий с появления первого Prius продали по всему миру уже 4,5 млн гибридных машин и продолжают наращивать их производство, сбывая теперь по 100 тыс. ежемесячно. И вот уже объявлено, что даже на недорогую новинку — Auris второго поколения — в дополнение к 1,8-литровому бензиновому двигателю будет ставиться электромотор. Правда, пока это только опция. Да и то не в России. К нам гибриды возить мало кто решается — только нефтяников смешить.

Но если «обычные» гибриды на российском рынке хотя бы изредка, но встречаются, то вот уж до чего нам здесь точно как до Луны, так это до водородных авто. А между тем на Парижском автосалоне было объявлено, что на конвейер впервые в мире встает именно такой автомобиль. Серийное производство Hyundai ix35 Fuel Cell с нулевым выбросом COv(2) начнется в декабре 2012 года на заводе в корейском Ульсане. В этой машине стек специальных топливных элементов преобразует водород в электричество, которое заряжает литий-полимерную батарею и крутит электромотор. Соответственно, единственным выбросом ix35 Fuel Cell является вода. К основным преимуществам этой системы производитель относит небольшое время на заправку (всего несколько минут) и запас хода в 588 км. Скоростные же характеристики новинки не отличаются от стандартной версии ix35, оборудованной двигателем внутреннего сгорания: сотня достигается за 12,5 секунды, а максималка составляет 160 км/ч. К 2015 году компания планирует выпустить около тысячи ix35 Fuel Cell. Уже подписаны контракты с рядом городов в Дании и Швеции по лизингу водородных ix35 для муниципальных автопарков.

Так что теперь, если разрекламированный на Московской автобиеннале эксперимент с поставкой электрического «жигуля» ElLada для кисловодских таксопарков почему-либо не удастся, власти Ставропольского края знают, к кому обращаться.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №43 (272) 1 ноября 2012
    Спецслужбы
    Содержание:
    Афиша
    Фотография
    Вехи
    Реклама