Фильмы

31 октября 2013, 00:00
Иллюстрация: Эксперт Online

Ида

Павел Павликовский

Мнение

Возвращение в 60-е

Главные призы на проходивших одновременно кинофестивалях в Варшаве и Лондоне получила польская драма «Ида» Павла Павликовского — картина, встраивающаяся в едва ли не главную тенденцию польского кино последних лет, связанную с «денацификацией» истории Польши и искуплением ее вины за участие в холокосте.

До недавнего времени эта тема в Польше была под запретом. Лишь в 2001 году поляки официально признали, что истребляли евреев во время Второй мировой, кто добровольно, кто из страха самому быть убитым фашистами. С тех пор поляки наснимали с десяток фильмов о тех событиях.

«Ида» — самое изящное решение этой темы. Когда главная героиня была маленькой, ее семью убили поляки, не желавшие терпеть евреев на своей территории, оккупированной немцами. Иду пощадили только потому, что она не была похожа на еврейку, то есть не смущала антисемитов. Девочку сдали в женский монастырь, где она и выросла, пока ее, уже совершеннолетнюю, не забрала оттуда тетя, у которой маленького сына тоже убили поляки. Ида, благоверная польская католичка, узнает от нее правду о том, что католики сделали с их близкими, и вместе с ней ищет братскую могилу, где они захоронены.

Павликовский сталкивает двух противоположных героинь — правоверную и убедившуюся в том, что бога нет, безвольную идеалистку и волевую нигилистку, — но дает понять, что ни один из этих путей, как и всякий путь вообще, не совпадает с реальной траекторией судьбы, частенько вышибающей почву из-под ног и оставляющей человека в полной прострации — не только без имеющихся ответов на неслабые вопросы, но и без каких-либо вопросов вообще.

Остается добавить, что снят фильм в изысканной черно-белой палитре и напрямую отсылает к эстетике шестидесятых. В каком-то смысле тут кроется сверхзадача Павликовского — снять свое кино так, будто сейчас шестидесятые, но о том, о чем тогда никто не мог и пикнуть.

Евгений Гусятинский, кинообозреватель «РР»

Cоветник

Ридли Скотт

У главного героя (Майкл Фассбендер) все хорошо: он немало зарабатывает в адвокатской конторе и вот-вот женится на своей девушке (Пенелопа Крус). И вдруг соглашается на заманчивое предложение своего знакомого перевезти партию кокаина из Мексики в США и получить за это нехилую сумму. Новый фильм Ридли Скотта по сценарию Кормака Маккарти, чьи тексты американское кино потребляет и адаптирует в режиме нон-стоп. В остальных ролях — Брэд Питт и Хавьер Бардем.

Славные ублюдки

Клер Дени

Марко теряет все: бизнес, сестру, которая находится за гранью нервного срыва, любимую племянницу, отправленную в психиатрическую клинику. Во всех этих бедах он винит одного известного человека и решает отомстить. Режиссер Клер Дени достигла уже той стадии художественного распада, когда плохое ее кино уже не отличишь от хорошего, а то и другое — от просто чудовищного. Выдержать это мучительное зрелище помогает только музыка Tindersticks, как всегда, отличная. 

Вечеринка

Мигель Ларрайа Валенсуэла

Карлос, телезвезда и кумир подростков, зажигает на отвязной вечеринке в компании поклонниц, а на следующее утро обнаруживает себя и своих пассий в заброшенном доме, из которого не выбраться и куда просто так тоже не попасть. Отрезанные от внешнего мира, герои продолжают вечеринку, только уже другую, не предусматривающую, что по ее окончании кто-то останется в живых. Испанский молодежный трэш-хоррор для тех, кто не любит заядлых тусовщиков и не желает им ничего хорошего.

Кастинг

Том Донахью

Документальный фильм о голливудских директорах по кастингу — людях, которые решают, кто будет играть, а кто останется за бортом, даже если одним своим именем способен обеспечить кассу. Зачастую как раз от их правильных или не очень решений зависят успех и судьба фильма. И именно эти люди в какой-то степени повинны в том, что одни актеры стали суперзвездами, а другие нет. Любопытное инсайдерское кино о закулисье Голливуда.