Фильмы

Афиша
Москва, 11.06.2015
«Русский репортер» №14 (390)

Убрать из друзей

Леван Габриадзе

Мнение

О новом и новом

На протяжении всей первой половины двадцатого века кинематограф считался медиумом, работающим с пространством. Плоский квадратный экран, как классицистическая картина, понимался и теоретиками, и зрителями как окно в объемный, реальный мир.

Два фильма, только что показанные во внеконкурсной программе «Кинотавра», — десктоп-хоррор «Убрать из друзей» Левана Габриадзе и гиперреалистическая драма «Брат Дэян» Бакура Бакурадзе подвергают этот тезис сомнению.

 «Убрать из друзей» сводит многоуровневый мир буквально к плоской картинке на мониторе «мака». Эффект от такого решения сопоставим с «Прибытием поезда» Люмьера — смотря фильм не в кинотеатре, а на лаптопе, то есть так, как мы смотрим большинство фильмов, ты сам рефлекторно тянешь руку к мыши, чтобы закрыть всплывающие окна. На экране компьютера, в который превращен киноэкран, разворачивается остросюжетная история. Больше половины экшена проходит в текстовых сообщениях, другая — в роликах на Ютубе.

Фильм Бакурадзе не настолько эффектен. Но его подрывной потенциал даже больше — просто проблемы тут формулируются специфическим мудреным языком видеоарта. С одной стороны, «Брат Дэян» рассказывает тихую драму условного сербского генерала, героя (или преступника — тут с какой стороны смотреть) гражданской войны девяностых, второй десяток лет скрывающегося от Гаагского трибунала. 

Но кроме печальной антропологии «Брат Дэян» занимается изучением другой проблемы — взаимодействия кино и реальности. Работая в ультрареалистической, даже натуралистической манере, Бакурадзе вставляет в свою реальность элемент остранения — документальные фрагменты самого процесса съемки. При этом съемка часто снята на пленку, что придает этим кускам вид очевидной постановки. Простейшие манипуляции с эстетикой делают правду вымыслом, а вымысел — документом. Не то же самое ли мы наблюдаем и в другом медиа, призванном вроде бы репрезентовать  реальность, — в СМИ?

Василий Корецкий, кинообозреватель «РР»

Красотки в бегах

Энн Флетчер

Совсем недавно мы смотрели на драматическую Риз Уизерспун, идущую одиноким пешим походом по долинам и по взгорьям в фильме «Дикая». А вот Уизерспун привычная, комическая, и работающая дуэтом с образцовой красоткой Софией Вергара. Вергара играет мексиканскую фифу, жену гангстера, которая должна дать показания на какого-то мафиозного дона. Уизерспун — потомственного полицейского, нелепое занудное существо, буквально понимающее все должностные инструкции и из-за этого постоянно попадающее в комические ситуации. Вместе им предстоит превратить сюжет о погоне в анекдот о великой силе женственности.

На стиле

Саша Дженкинс

Познавательная и в чем-то увлекательная история тренировочного костюма, фетровой панамы, толстых шнурков и поддельных бомберов «Луи Вуаттон». Документальный фильм француза Саши Дженкинса подробно реконструирует хронику возникновения уличной моды черных районов Нью-Йорка и превращения потешного карнавала ворованных и самодельных шмоток в сверхприбыльную индустрию. А также с прискорбием констатирует конец этой индустрии, парадоксально иллюстрируя заупокойный текст модной коллекцией Канье Уэста.

Манглхорн

Дэвид Гордон Грин

Туманный и меланхоличный фильм-портрет Аль Пачино. То есть формально актер с самыми грустными в Голливуде глазами играет тут старого медвежатника, ставшего хорошим и переквалифицировавшегося в слесаря. Но вглядевшись в это фактурное лицо и в пробегающие по нему, точно волны, настроения, вы увидите все самые известные роли Пачино, включая недавнее «Унижение». Вот что бывает, когда твоя фильмография гораздо богаче любой придуманной биографии.

Мир Юрского периода

Колин Треворроу

Обычные динозавры уже никому не интересны, и поэтому студия Universal — тьфу, простите, дирекция Парка Юрского периода — спонсирует синтез нового динозавра-химеры, составленного в том числе и из генов современных нам рептилий. Монстр, разумеется, проберется на свободу и понадкусывает все, что попадется ему по пути. Кроме, конечно, героини Брайс Даллас Ховард в рваном белом платье и на каблуках. Вот на самом деле главный аттракцион «Мира Юрского периода».

Новости партнеров

Реклама