КНИГИ: Путь в классики

Афиша
Москва, 29.10.2015
«Русский репортер» №23 (399)

Плох тот писатель, что не мечтает стать классиком, — хоть при жизни, хоть посмертно.

Константин Мильчин,
литературныйобозреватель «РР»

Единой, гарантированной и работающей на сто процентов технологии нет, ну, кроме разве что совета писать хорошо. Но это скучно и еще не гарантирует победы. А главное, никто же не верит, что тут все дело в литературных талантах. Всем кажется, что успех писателя зависит от других факторов. «Чтобы стать писателем в России, нужно просто вести себя как писатель. Рано или поздно тебе поверят и, может быть, даже вручат какую-нибудь премию», — иронизировал один ехидный издатель. Живой английский классик Джулиан Барнс в эссе об Оруэлле рассуждает на похожую тему. «Ныне живущему писателю стать национальным достоянием нелегко, но возможно. Существенную роль играет обаяние; важно также воздерживаться от угроз и не умничать напоказ; следует обнаруживать проницательность, но не щеголять интеллектом. <...> Претенденту на звание национального достояния не возбраняется иметь политические взгляды, но совершенно непозволительно выражать гнев, самодовольство или высокомерие». Это советы для живых писателей. У доброго Барнса есть советы мертвецам. Покойное национальное достояние должно отвечать следующим критериям: «1. Репрезентативность — способность представлять нацию у себя в стране и заявлять о ней за рубежом, причем именно в таком виде, в каком она желает быть представленной и заявленной. 2. Элемент гибкости и интерпретируемости. Гибкость дает писателю возможность создать себе более привлекательный, хотя и не вполне правдивый имидж; интерпретируемость означает, что мы все сможем найти у него (или у нее) более или менее то, что пожелаем. 3. Патриотический стержень; этим свойством — или чем-то внешне похожим — должен обладать даже критически настроенный по отношению к своей стране писатель. Так, Диккенс, по замечанию Оруэлла, принадлежит к тем писателям, кого удобно присваивать (“марксистам, католикам и, превыше всего, консерваторам”)». От себя добавлю еще один совет. Будущему покойному классику или национальному достоянию совершенно необходимы грамотные «вдова писателя» или «вдовец писательницы».

Мари-Од Мюрай
УМНИК

 zzzzzzzzzzzk2.jpg

Издательство «Самокат»
Младший брат похищает из специального интерната старшего, у которого из-за редкого заболевания проблемы в развитии. В 22 года у него ум трехлетнего. Братья бегут в Париж, где селятся в квартире со студентами. Это не «Человек дождя», это совсем другая история. Это умная и трогательная трагикомедия положений, и, конечно же, книга, объясняющая, как нужно заботиться о тех, кто ну совсем не такой как все. Как нужно объяснять все про мир вокруг большому ребенку.

 

Алексей Радов
ВЕРШИТЕЛИ СУДЕБ

 zzzzzzzzzzzk3.jpg

Издательство «ОГИ»
Формально роман, более того, шпионский триллер, но текст распадается на короткие рассказы. В них важен не сюжет, а то, как они написаны. Тут каждое предложение звучит не совсем по-русски: то выдуманные несуществующие слова, то странная расстановка слов в предложении, то предложение обрывается нелогично, не вовремя, неправильно. Текст приходится перечитывать три раза — сперва вообще можно ничего не понять, со второго раза становится понятен смысл, а в третий раз ты пытаешься понять, как устроена фраза и что именно в ней неправильно. Поначалу это раздражает, но потом может затянуть.

Пола Хокинс
ДЕВУШКА В ПОЕЗДЕ

 zzzzzzzzzzzk4.jpg

Издательство «АСТ»
Брошенная мужем и страдающая алкоголизмом девушка каждый день ездит на работу мимо одного и того же дома и видит в нем одну и ту же красивую женщину. У той в доме все хорошо — идеальный муж, идеальная жизнь. Но вот однажды та, сверхженщина из дома, исчезает. У этой книги название взято у Агаты Кристи (был такой рассказ), напряжение позаимствовано у Хичкока, а героини и их страсти перекочевали из дешевых женских романов. Но в итоге получается мощный коктейль из страстей, подавленных желаний, преступлений и тайн.

 

Митио Каку
КОСМОС ЭЙНШТЕЙНА

 zzzzzzzzzzzk5.jpg

Издательство «Альпина нон-фикшн»
Биография Альберта Эйнштейна, написанная в 2004 году известным популяризатором науки Митио Каку. На фоне огромной книги Уолтера Айзексона, что вышла в мае, этот труд кажется довольно скромным. Каку — отличный автор, но это явно не лучшая его книга. Впрочем, тут все равно есть много чего интересного. Его больше всего интересует одна из особенностей Эйнштейна — свои открытия ученый визуализировал. Идеи и формулы, на которых основаны современные представления об устройстве мира, начинались с ярких образов.

Новости партнеров

«Русский репортер»
№23 (399) 29 октября 2015
Правда о настоящих зарплатах
Содержание:
Елена Герасимова: «В России нет нормальной политики относительно размеров зарплат»

О производительности труда, средних зарплатах, трудовой мобильности, экономическом кризисе, безработице формальной и настоящей, а также о том, когда мужчины начинают заниматься женской работой «Русский Репортер» побеседовал с заведующей кафедрой трудового права и права социального обеспечения НИУ-ВШЭ, директором Центра социально-трудовых прав (ЦСТП), членом Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты Еленой Герасимовой.

Реклама