Театр

Афиша
Москва, 24.02.2018
«Русский репортер» №4 (443)

«Красный октябрь» и новая драма

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

На сцене доят рояль «Красный октябрь», он же несет яйца, его же клавиатура превращается в клавиатуру макбука, на котором работает хозяин интернет-магазина. Такое изящное сценическое решение предложила Надия Кубайлат, выросшая в Петербурге, закончившая школу в Иордании и Мастерскую Женовача на режиссерском факультете ГИТИСа.

Местами стереотипную пьесу Юлии Тупикиной «Ба» о 30-летней сотруднице Останкино Оле с довольно привычным для докризисных десятых ипотекой и ее бабушке, приезжающей откуда-то издалека якобы лечить сердце, а на самом деле — лечить по своему разумению Олину жизнь, молодая режиссер почти одним приемом превратила в изящное размышление о том, что Москва и Россия — по-прежнему две разные страны. Москвичи тут с завитыми буклями и в салонных платьях играют на клавикордах (в роли последних — все тот же рояль), а ба, бронированная платками-тулупами-телогрейками, растягивает слова на манер всех возможных диалектов. Зрители Псковского театрального фестиваля им. Пушкина большинством голосуют за этот эскиз — значит, режиссер сможет поставить в Пскове уже полноценный спектакль.

Голосование и обсуждение — обязательный пункт плана самой, кажется, интересной и многообещающей части фестиваля — лаборатории главного российского театрального Колумба, критика Олега Лоевского. Лоевский регулярно с помощью лабораторий, где за пять-семь дней режиссеры делают эскизы (иногда, как в Пскове, они смотрятся почти готовыми спектаклями) поставляет театрам новых режиссеров и пьесы новых драматургов, а драматургам и режиссерам — возможность работы. В Пскове, кроме «Ба», ставили одну из самых репертуарных, хоть и отдающую сериальными коллизиями пьесу Ярославы Пулинович «Жанна» — о доле селф-мейд вумен. Новую американскую пьесу «Гробница малыша Тутанхамона», где причудливо переплетаются истории иллюстратора комиксов, потерявшей дочь, и фараона Египта — десятилетнего мальчика. «Как Зоя гусей кормила» по пьесе Светланы Баженовой — о том, как в жизни ученого и его все никак не умирающей матери появляется сбежавшая из деревни Женька. Довольно известную пьесу Коки Митани «Академия смеха» — о противостоянии драматурга и цензора (в самом знаменитом спектакле по этой пьесе, поставленном Романом Козаком, играли Андрей Панин и Николай Фоменко). Зрители и приехавшие критики обсуждали каждый эскиз, но порой казалось, что говорят они, примерно как в эскизе «Ба», на разных языках. Можно, конечно, снова вспомнить о противостоянии фестивального и зрительского, но невозможно не радоваться тому, что до полуночи в не самом театральном городе обсуждали эскизы, просмотр которых начинался с 11 утра. А потом, глядишь, какой-нибудь бывший эскиз войдет в афишу «Золотой Маски» или ее программы для театров из регионов «Маска плюс» — как вся подборка этого номера.

Банда аутсайдеров

Режиссер — Галина Зальцман

Драматический театр (Шарыпово) на Новой сцене Театра Олега Табакова (Москва)

27/02

 079_rusrep_04-3.jpg

Для интеллектуалов

Спектакль, выросший из лаборатории «Кинофикация театра». В основе рассказа о бесконечных возможностях театра — сценарий годаровской «Банды аутсайдеров», манифеста французской новой волны. Кстати, режиссер спектакля Галина Зальцман разбиралась не только с Годаром, но и с другими режиссерами, вдохновленными его творчеством.

Индивиды и атомарные предложения

Режиссер — Всеволод Лисовский

Творческая лаборатория «Угол» (Казань) на сцене Театрального центра им. Мейерхольда (Москва)

28/02

 079_rusrep_04-2.jpg

Для любителей острых ощущений

Режиссера Всеволода Лисовского обычно называют не режиссером, а комиссаром — независимого Театра.doc и этой постановки. Экспериментатор, чья «Акын-опера» с мигрантами когда-то получила спецпремию музыкального жюри «Золотой Маски», в программе «Маска плюс» представляет спектакль — математическую формулу, поставленную на одной из независимых и громко заявивших о себе площадок в Казани. Кстати, драматург спектакля Андрей Киселев — математик.

Злачные пажити

Режиссер — Юлия Ауг

Театр «Старый дом» (Новосибирск) на сцене Театрального центра им. Мейерхольда (Москва)

02/03

 079_rusrep_04-7.jpg

Для людей / Про любовь

В основе этого спектакля — копродукции новосибирского театра и петербургского летнего фестиваля искусств «Точка доступа» — рассказы Анны Старобинец, писателя-фантаста, когда-то работавшего в «Русском репортере». В будущем на расстоянии вытянутой руки цифруют воспоминания, церковь силами ученых хочет создать ангела, а человеческая близость почему-то все равно не исчезает — несмотря на старания новых технологий.

Колымские рассказы

Режиссер — Алексей Забегин

Ельцин Центр, Театральная платформа (Екатеринбург) на сцене Театрального центра им. Мейерхольда (Москва)

03/03

 079_rusrep_04-8.jpg

Для людей / Для интеллектуалов

Над сценической версией спектакля по рассказам Шаламова режиссер Алексей Забегин работал вместе с драматургом Ярославой Пулинович, одной из самых знаменитых учениц Николая Коляды. В минималистичном спектакле режиссер стремился создать среду, где текст звучал бы чисто и без помощи специальных приемов. А в процессе работы команда изучала книгу «Кадровый состав органов государственной безопасности СССР. 1935–1939» исследователя Андрея Жукова.

Новости партнеров

Реклама