В поисках триллионов

В Сибири составлен инвестиционный паспорт, Правительство России приняло постановление о развитии региона. Осталось найти деньги.

Рассуждения о том, что Сибирь - "сказочно богатый край с прекрасными перспективами", давно стали общим местом в рассуждениях отечественных политиков всех уровней: от федерального до местечкового. Да, мы действительно богаты. На территории Сибирского федерального округа сосредоточено 99% общероссийских запасов металлов платиновой группы, 85% свинца, 80% угля и молибдена, 77% цинка, 70% никеля и меди, более 40% золота и серебра. Извлекаемые разведанные запасы нефти в Сибири составляют 77% российских запасов, природного газа 85%. Гидроэнергетические ресурсы составляют 45% потенциала России. Почти 60% территории Сибири покрыто лесами - это 9% ми ровых и более 40% российских запасов древесины. Неудивительно, что ведущая отрасль экономики Сибири - промышленность. Надо признать, все, что мы сегодня имеем, результат колоссальных инвестиционных проектов, осуществленных в Сибири советским правительством в 30-40-е, а затем - в 60-80-е годы.

Сегодня же экономика Сибири по многим видам продукции оказалась неконкурентоспособной. Все масштабные инвестиционные проекты в Сибири были свернуты в начале 90-х. И страна "перестала прирастать Сибирью". Первыми встали предприятия ВПК и машиностроения, за ними - лесная и легкая промышленность. Начались сокращения на некогда перспективных предприятиях. Люди, ехавшие в свое время в Сибирь за "длинным рублем" со всех концов Союза, начали паковать чемоданы. Сегодня здесь платят столько же, сколько в европейской части страны, так какой смысл жить в "стране вечнозеленых помидоров"? Территория потеряла перспективу, а люди - надежду.

Второе дыхание Сибири

Летом прошлого года Правительство России утвердило "Стратегию развития Сибири". В ней определены принципы государственной экономической политики в отношении нашего региона, намечены долгосрочные ориентиры развития, обозначены приоритеты. Предполагается, что реализация программы позволит обеспечить Сибири устойчивое развитие. Программа рассчитана на 20 лет и ориентирована на решение четырех важнейших задач, стоящих перед Сибирью на рубеже XXI века.

Во-первых, экономика Сибири должна постепенно перейти от нынешней ярко выраженной сырьевой направленности к современной сбалансированной структуре, когда заметно возрастет объем и значение несырьевого сектора в экономике Сибири, когда серьезное развитие получат производства, занятые выпуском наукоемкой продукции. При этом разработчики программы все-таки признают, что сибирская экономика, по крайней мере, в первой половине нового века, сохранит свою сырьевую направленность. Именно сырьевой сектор сегодня может и должен создать базу, финансовую основу для перехода к иной, более современной структуре сибирской экономики.

Вторая задача - регионы Сибири должны не только полностью удовлетворить внутренние потребности России в минерально-сырьевых ресурсах, но и обеспечить значительное увеличение их поставок за рубеж. При этом главным станет вывоз минеральных ресурсов глубокой степени переработки.

Третья задача - укрепление хозяйственных взаимосвязей как между регионами самой Сибири, так и между европейской частью России и Дальним Востоком. В этот период предполагается устранить образовавшийся к настоящему времени чрезмерный разрыв в уровне развития сибирских территорий и обеспечить создание условий для достижения достаточно высокого уровня жизни населения во всех регионах Сибири.

Четвертая задача - мощное развитие экономики Сибири задаст благоприятные предпосылки для существенного укрепления торгово-экономического и иного взаимодействия России с другими странами.

Сегодня же из 16 субъектов Федерации в СФО 15 являются дотационными территориями. При выполнении этих задач к 2020 году экономический потенциал Сибири должен вырасти примерно в три раза. Это позволит большей части регионов, входящих в Сибирский федеральный округ, стать самодостаточными.

С учетом всего этого разработчики "Стратегии..." убеждены, что в ближайшем будущем именно Сибири будет принадлежать ведущая роль в обеспечении экономического развития России. Вовлечение в хозяйственный оборот новых перспективных месторождений нефти и газа, металлических руд приведет к формированию в Сибири ряда новых экономических центров не только общероссийского, но и мирового масштаба, существенному повышению роли нашего региона в мировом внешнеторговом обороте. Речь в первую очередь идет о нефтегазовых провинциях на севере Красноярского края и Иркутской области, Удоканском медном месторождении, Чинейском месторождении железотитанованадиевых руд, месторождении золота "Сухой Лог" и ряде других.

Еще одной точкой роста сибирской экономики называют сибирскую науку. Выступая на Байкальском экономическом форуме, полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский рассказал, что "только в Сибирском отделении Российской академии наук имеется около 150 завершенных научных и технологических разработок, внедрение которых позволит на порядок поднять производительность труда и резко снизить материало- и энергоемкость выпускаемой продукции". Менеджеры, работающие на крупнейших предприятиях, удивились, когда узнали, сколь многое им могут предложить сибирские ученые.

По существу, речь идет о реальных возможностях создания материально-производственной базы экономики XXI века. По мнению ряда экспертов, Сибирь обладает более высоким потенциалом для ускоренного перехода к новым технологическим укладам, чем другие регионы России. Это предопределяется не только научными разработками, о которых говорил полпред, но и еще двумя немаловажными обстоятельствами.

Во-первых, более молодой и современной материально-технической базой реального сектора экономики Сибири, которая во многом формировалась в 70-80-ые годы. И, во-вторых, исторически сложившимся высоким удельным весом в Сибири предприятий отечественного оборонно-промышленного комплекса, которые всегда ориентировались на высокие технологии.

Точкой роста экономики Сибири разработчики считают и ее геополитическое положение.

Находясь между мощным экономическим комплексом Европы и бурно растущим Азиатско-Тихоокеанским регионом, Сибирь при определенных условиях может стать полноценным звеном мировой экономической цепочки, связывающей рынки Европы и АТР. Речь идет прежде всего об оптимизации мировых транспортных грузопотоков. К примеру, за счет использования Транссибирской магистрали Япония, Китай и Корея смогут сократить свои транспортные издержки в товарообороте с европейским континентом на 15-20%.

Перспективы, что и говорить, заманчивые. Вопрос, как это обычно бывает, упирается в деньги. Масштабы предполагаемых инвестиций впечатляют: речь идет о сотнях миллиардов долларов. Кто готов вложить такие деньги в будущее Сибири: государство, финансово-промышленные группы или иностранные компании?

За чей счет?

Думается, что затраты по реализации "Стратегии экономического развития Сибири" сопоставимы с затратами освоения Тюменского севера в 70-80-х годах. Сегодня трудно оценить масштабы той работы в привычных современному экономисту миллиардах долларов США. Это трудно сделать даже в неконвертируемых советских рублях.

По разным оценкам, в 70-80-е годы в развитие экономики этого региона ежегодно инвестировали около 200 млрд. рублей. По официальному курсу тех лет - порядка 300 млрд. долларов. Понятно, что такой пересчет не совсем корректен, но даже он позволяет со всей определенностью говорить, что подобные инвестиционные проекты сегодня России не по карману.

Очевидно, что без привлечения частного капитала (и отечественного, и иностранного) при реализации Стратегии развития Сибири не обойтись. Впрочем, уже сегодня в основной капитал предприятий Сибирского федерального округа инвестируются чаще всего собственные средства. По статистическим данным, в 2000 году они составляли более 60% от общего объема инвестиций, остальные деньги были привлечены из других источников. Бюджетные средства в общем объеме инвестиций составили лишь 18%. Если же говорить об иностранных инвестициях в экономику Сибири, то их объем с 1998 года держится примерно на одном уровне - в пределах 1 млрд. долларов.

Еще одним важным источником инвестиций могут стать сбережения граждан.

Труба надежды

13 марта на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос "Об основных направлениях развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока с учетом реализации перспективных международных проектов". Речь шла о создании единой системы добычи и транспортировки нефти и газа в Сибири и строительстве нефтегазопровода из Сибири в Китай и Японию.

Итогом заседания стало поручение главы Правительства Минэнерго Министерству природных ресурсов и другим федеральным органам исполнительной власти доработать и до 1 мая 2003 года представить программу развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока. Министерству природных ресурсов также поручено подготовить план-график принятия решений по проведению аукционов на освоение перспективных нефтегазовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Похоже, лед тронулся: за освоение нефтяных и газовых месторождений Восточной Сибири решили взяться всерьез. Всерьез берется за дело и Представительство Президента в СФО. Им составлен инвестиционный паспорт, в котором представлено более 500 инвестиционных проектов.

На мартовском заседании правительства рассматривали сразу несколько проектов строительства трубопровода из Сибири на Восток и пришли к выводу, что рассматривать их как конкурирующие нельзя. Их решено объединить в один масштабный проект, способный оптимизировать и диверсифицировать сразу несколько направлений экспорта нефти из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

По сути, речь идет о формировании и в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке новых крупных центров добычи нефти и газа международного значения.

Освоение энергетического, прежде всего, нефтегазового, потенциала Восточной Сибири и Дальнего Востока должно обеспечить устойчивое развитие экономики и энергетики ключевого региона России.