считает генеральный директор "Сибирской Лизинговой Компании" София Мороз
София Мороз
По итогам 2003 года кемеровская "Сибирская Лизинговая Компания" продемонстрировала высокие темпы прироста объема профинансированных средств, поднявшись на одну позицию в рейтинге. О факторах роста рынка и общей ситуации рассказывает генеральный директор " Сибирской Лизинговой Компании" София Мороз.
- София Ароновна, как вы оцениваете динамику развития регионального рынка лизинга в прошлом году?
- Объем лизинговых услуг в Кузбассе существенно вырос. Причина в росте деловой активности всех слоев бизнеса, включая малый бизнес, на который ориентирована наша компания. Второй фактор - повышение интереса банков к кредитованию реального сектора экономики, который заставляет их расширять объемы лизинговых сделок. Наконец, спрос растет благодаря формированию некой критической массы предпринимателей, в достаточной мере осведомленных о выгодах лизинга по сравнению с другими формами финансирования.
- Какова структура лизингового портфеля компании, и какие направления пользуются наибольшим спросом?
- Лизинг автотранспорта занимает у нас около 40% от общего объема лизинговых услуг. Этот сегмент динамично развивается за счет установления новых связей с автосалонами, которые активно рекламируют услуги лизинга среди своих клиентов. Большую долю занимает лизинг холодильного и торгового оборудования - около 30%. Остальное - лизинг технологического, медицинского и других видов оборудования. Лизинг недвижимости сейчас представлен крайне слабо, таких сделок в регионе практически нет, несмотря на то, что потенциальный спрос в этом сегменте огромен. Основная причина в том, что у нас нет "длинных" денег, поэтому лизинг не может быть действительно долгосрочным. Это направление сдерживается еще и тем, что, не являясь активной частью основных фондов, недвижимость не может быть амортизирована ускоренными темпами, а это одно из основных преимуществ лизинга по сравнению с другими инструментами финансирования.
- Существуют ли какие-либо пути преодоления этих трудностей?
- Только обходные. В частности, финансировать покупку недвижимости мы можем, заключая с клиентом договор о возвратном лизинге оборудования. При возвратном лизинге клиент продает компании оборудование, которое затем передается ему в лизинг. Полученные денежные ресурсы клиент направляет на покупку недвижимости. Хотя подобный способ имеет смысл лишь в том случае, если стоимость недвижимости не очень велика.
- Каковы дальнейшие планы компании?
- Основное направление - привлечение ресурсов: мы планируем увеличить свой уставной капитал. Работаем также над диверсификацией источников ресурсов с целью снижения рисков, расширяем сотрудничество с банками и страховыми компаниями.
Интервью взяла Светлана Ханафиева