2004 4 (18)

5 апреля 2004, 00:00
  Сибирь

Жаль, что у России не женское лицо

Прочитала интервью с Нонной Бархатовой и сразу же вспомнила поздравление с 8 Марта одного из алтайских депутатов Государственной Думы: "Женщина сопровождает человека на протяжении всей его жизни..." Смешно и горько. И не то чтобы у нас сегодня существует ярко выраженная половая дискриминация, не то чтобы нам впору, как женщинам времен Клары Цеткин, проводить конгрессы, митинги, требовать больше прав и свобод. Но и сегодня в нашем обществе женщине карьера дается несравнимо труднее. Мужчину со всеми его деловыми качествами воспринимают как данность. Прекрасному же полу всякий раз приходится доказывать свою компетентность, свое право занимать высокий пост или вести дело. А ведь на женщине, кроме этого, семья, дети, дом, очаг...

Героиня вашего интервью - женщина, которая сделала себя. Насколько трудно ей это далось, знает лишь она сама. Мы видим антураж: успешный бизнес, семейное благополучие, достаток. Она смогла попасть в разряд успешных деловых женщин и, безусловно, заслуживает уважения. Кстати, деятельность ее Центра Развития Малого Бизнеса мне кажется весьма интересной. Бизнес как новое для России явление должен изучаться не только теоретиками, но и практиками - отечественными и зарубежными. Из опыта других государств действительно есть что почерпнуть, есть чему поучиться. У нас, к сожалению, просто нет времени искать собственные пути. Сегодня наша задача - получить максимум знаний о мировых традициях ведения бизнеса, шагать с предпринимателями развитых стран в ногу. Иначе еще долго нам придется рассуждать о том, как сделать Россию страной развитой экономики.

Что же касается взаимоотношений государства и предпринимателя, то складывается ощущение: сегодня начались попытки поиска общего языка. Что-то получается, но до идеала - далеко.

А женское лицо подошло бы любой стране. По природе своей женщина ответственнее и добрее. Она и на работе остается матерью, которая, как о своих детях, заботится о сотрудниках, о клиентах, о людях, судьбы которых зависят от ее решений.

Галина Качакаева, генеральный директор PR-агентства "Парк и К", Барнаул

Закон критической массы Маркварта

Мне кажется, шансы на успех у Маркварта невелики, несмотря на то, что рынок frost-food огромен (судя по данным Capital Research Group, замороженные овощи пользуются популярностью у 80% россиян). И менеджеры крупных магазинов, и владельцы квартальных универсамов в один голос скажут омскому производителю: "Зачем нам никому не известный товар, стабильность качества которого еще не доказана? На сибирском рынке в ходу Hortex - к нему все давно привыкли!"

Для того чтобы люди выбрали овощи другой марки, нужны серьезные финансовые вливания в рекламу. В европейской части России сейчас появилось много производителей свежезамороженных овощей, но популярностью в магазинах они не пользуются. Те, кто строит заводы на базе колхозов и совхозов, экономят на логистике, на рекламе, на всем. А с затратами на рекламу выходит вдвое дороже, чем импортировать из Европы. Так что не по карману бывшим колхозникам новые технологии выхода на рынок.

Более того, бывшие российские колхозы и совхозы до сих пор не могут удовлетворить требованиям западных компаний, пытающихся открыть производства замороженных продуктов в России, по качеству сырья. В некоторых случаях (вдумайтесь!) российским производителям приходится закупать сырье в Европе. Особенно тяжело обстоит дело с цветной капустой (необходимы голландские сорта), сладкой кукурузой, зеленым горошком (необходим определенный сорт и специальная техника для уборки), фасолью стручковой, а также с некоторыми видами ягод. Нет и опыта выращивания шампиньонов по современным технологиям.

И хотя российский рынок замороженных продуктов растет на 20% в год, расстановка сил на нем существенно не меняется уже лет десять. Возможно, в Сибири потеснит польские смеси продукция российской группы компаний "Ледово". Мало того что это столичное предприятие, которое располагает солидными средствами для продвижения своих продуктов, оно еще и открывает центры логистики по всей России и СНГ. Насколько я знаю, только в 2004 году группа намерена вложить 500 тыс. долларов в развитие маркетинговой структуры и около 3 млн долларов - в проведение общероссийской рекламной и информационной кампании по продвижению продуктов и товарных категорий холдинга.

Весь же бизнес СП "Элан" пока оценивается в 2 млн евро, а о рекламных стратегиях (по крайней мере в статье) умалчивается. С таким подходом 20% сибирского рынка занять не получится ни при каких условиях. Скорее всего, "потолок" Маркварта - 2-3% сибирского рынка и, может быть, 10% - в Омской области, не больше.

На мой взгляд, единственный свободный для новых отечественных производственных компаний сегмент - производство замороженных лесных ягод и грибов. Это действительно уникальный продукт, в этом сегменте рынка может быть реально решена проблема с добротным сырьем, из которого можно делать продукцию класса premium.

Дмитрий Фролов

Новосибирск

Сто раз отмерь

В целом в статье неплохо обозначена проблема, но не видно "луча света в темном царстве". Нет оптимистического прогноза или рекомендаций. Если число машин будет продолжать увеличиваться (а это факт), а число СТО и качество их работы останется на прежнем уровне, это грустно, от такой безысходности просто застрелиться хочется... Думаю, что все-таки через несколько лет с ростом числа автомобилей у нас вырастет и уровень автосервиса.

И еще - в диаграмме к статье нет, например, места моему мнению: я обращаюсь на заранее определенные СТО по типу неисправности или необходимому сервис-обслуживанию, а такие станции относятся примерно к среднему уровню по предложенной в статье классификации... Кстати, о качестве работы мастеров на крупных СТО, небольших станциях и "гаражников". У меня был опыт - неисправность в системе охлаждения моей машины ни на известной в городе СТО, ни знакомый в "гараже" не могли диагностировать, а вот на небольшой станции (заехал туда по совету знакомого) нашли точную причину и устранили неполадку очень качественно. Так что все зависит не от уровня СТО, а от конкретных мастеров. Практически на любой станции и в любом "гараже" можно найти как дилетанта, так и настоящего умельца. Главное - уметь их отличать.

Максим Овсянников

Новосибирск