Инвестиционный старт Красноярского края

Ольга Шадрина
19 апреля 2004, 00:00
  Сибирь

15 апреля, когда этот номер журнала уже был сдан в печать, в Красноярске начал работу "Инвестиционный форум регионального развития. Красноярский край - 2004"

В повестке дня форума, одним из организаторов которого выступил деловой журнал "Эксперт", - обсуждение проектов развития лесопромышленного и агропромышленного комплексов, финансовая устойчивость края и его кредитный рейтинг, реформа естественных монополий.

К разговору о роли регионов в российской экономике приглашены министр финансов РФ Алексей Кудрин, министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко, руководители крупнейших компаний и банков России.

Накануне открытия форума на вопросы корреспондента еженедельника "Эксперт-Сибирь" ответил заместитель губернатора края, начальник Главного управления развития экономики и планирования администрации Красноярского края Эдхам Акбулатов.

- Расскажите об основных целях форума.

- Цель форума - определить роль регионального уровня власти в ускорении экономического роста страны, а кроме того, представить бизнес-сообществу многоотраслевой сценарий экономического развития края, продемонстрировать наш набор инструментов по привлечению инвестиций в наиболее перспективные отрасли.

Мы считаем, что только через инвестиции возможно дальнейшее развитие региона. Сейчас администрация применяет в этой области достаточно известную технологию. Мы субсидируем часть процентной ставки по инвестиционным кредитам. В 2004 году в краевом бюджете на эти цели предусмотрено 100 млн рублей. По этой программе рассматриваются проекты, принимаются решения. Но серьезного роста инвестиций ожидать не приходится. В прошлом году по этой схеме удалось привлечь чуть больше 30 млрд рублей. Таким образом, сумма инвестиций на одного жителя составила у нас около 12,3 тыс. рублей, в то время как общероссийский показатель равняется 15,3 тыс. рублей.

Если же говорить об инвестиционной привлекательности региона, то Красноярскому краю был определен рейтинг 2С, что обозначает средний потенциал, высокий риск. Край занимает 8-е место среди субъектов РФ по инвестиционной привлекательности (традиционно высокими у нас являются сырьевой, ресурсный, трудовой потенциалы) и 67-е - по инвестиционному риску. Сейчас я говорю о рейтинге, присвоенном краю по итогам 2002 года. Не исключено, что в течение 2003 года наши позиции изменились в лучшую сторону, но об этом будет известно позднее. Документы представлены на экспертизу рейтинговому агентству.

- "Корпорация развития Красноярского края", презентация которой заявлена в программе форума, - это принципиально новый механизм привлечения инвестиций в регион?

- Это структура, которой дали такое рабочее название. По сути, речь идет об инвестиционном фонде, окончательная организационно-правовая форма которого будет обозначена уже на самом форуме. Здесь все зависит от решения инвесторов. Возможно, это будет консалтинговая структура, а возможно, управляющая компания. В любом случае, главная цель - создать условия для комфортной работы инвесторов, реализации конкретных, точечных проектов, которые имеют особо важное значение в экономике региона. В краевом бюджете на этот год запланировано 1,1 млрд рублей на реализацию крупных инвестиционных проектов. Наше участие в них, на мой взгляд, даст частному капиталу заинтересованность в инвестиционной деятельности.

- Но дело здесь, наверное, не только в финансовом участии власти?

- Да. Закон о налоговых льготах по налогам на имущество организаций, закон о государственной поддержке инвестиционной деятельности, закон о бюджете - это основные направления нашей работы. Инвесторам нужно создать условия, а уже потом предлагать им делать вложения в экономику региона. Предоставление налоговых льгот, как показывает практика, - один из эффективных инструментов. Эта схема, в частности, позволила нам реализовать несколько проектов в таких отраслях, как лесозаготовка и пищевая промышленность. Хотя могут быть и другие формы поддержки инвестиционной деятельности. Например, администрация края подписывает соглашения с крупными ФПГ, которые представлены в регионе. В этом случае в той или иной форме утверждаются инвестиционные программы, которые компании предполагают здесь реализовывать.

- То есть уже можно говорить о каких-то реальных инвестициях, которые идут в экономику края со стороны ФПГ?

- Приведу несколько примеров. Не так давно губернатором края Александром Хлопониным подписано соглашение с "Роснефтью" о начале реализации проекта разработки Ванкорского месторождения. Это долгосрочный проект, который связан с решением многих, в том числе и инфраструктурных вопросов. Предполагается, что в 2007-2008 годах начнется промышленная разработка нефтяного месторождения. Ожидаемые налоговые поступления в бюджеты разных уровней - порядка 1 млрд долларов в год.

Компания "Русский алюминий" обсуждает с советом администрации края инвестиционную программу по модернизации Красноярского алюминиевого завода. Программа рассчитана на 3 года. Ее стоимость - несколько сотен миллионов долларов. Мы предполагаем, что в рамках корпорации могут быть реализованы такие перспективные проекты, как завершение строительства Богучанской ГЭС, строительство транспортного узла, создание производств по добыче и переработке редкоземельных металлов, открытие предприятий по углубленной переработке леса.

- Всякий раз администрация будет ставить свои условия инвесторам, как это практикуется сейчас при подписании соглашений с ФПГ?

- Безусловно. Одно из первых требований к инвестиционной активности - увеличение налогового потенциала той территории, где реализуется проект. Здесь будут предъявляться соответствующие требования по созданию рабочих мест, по использованию продукции местных производителей. Если будут задействованы бюджетные средства, то обязательно будут уточняться сроки окупаемости, возврата бюджетных средств через налоговые отчисления либо еще в какой-то форме. Возможно, бюджетные средства будут инвестироваться в некоммерческие проекты - создание инфраструктуры, строительство дорог, сетей связи. Но только в том случае, если инвестор будет в ответ создавать новые производства, расширять налоговый потенциал. Различные решения возможны, поэтому я говорю о том, что форма участия инвесторов в этой корпорации должна быть достаточно гибкой.