"Российским предприятиям придется ликвидировать отставание в сфере информационных технологий", -

считает генеральный директор компании "Нонолет-КиТ" Виктор Кликунов

- Чем можно объяснить высокую динамику роста рынка ИТ-консалтинга?

- В Сибири рост рынка ИТ-консалтинга такой же, как по всей России, - 30-40% в год. В условиях общего подъема экономики у клиентов возникают новые потребности. За ростом интереса к аппаратным решениям следует рост интереса к программному обеспечению, которое при соответствующей настройке может повысить эффективность ИТ-системы, улучшить ее функциональные возможности. Чтобы понять это, необходимо провести мероприятия по консалтингу, что потребует выделения определенных ИТ-бюджетов и активного участия со стороны заказчика.

- Как менялись бюджеты ваших клиентов в 2003 году?

- По уровню затрат на ИТ мы серьезно отстаем от Запада. Если западные компании тратят 2-3% от общей выручки, то у нас этот показатель в десятки раз меньше, да и статус директора по ИТ часто не соответствует уровню решаемых задач. Но уже сейчас отслеживается тенденция к повышению как статуса ИТ-директоров, так и затрат на информационные технологии. Среднее увеличение расходов на информационные технологии среди наших заказчиков составило около 25%, однако оно зависит от текущей стадии развития предприятия. Вложения в автоматизацию управления бизнесом носят характер инвестиционных проектов, быстрой ощутимой отдачи достичь невозможно. Поэтому предприятия, где необходимы большие финансовые вливания в развитие информационных технологий, понижают расходы на эти проекты, тем самым растягивая их во времени. Наиболее охотно в автоматизацию вкладывают средства энергетики, компании связи и финансовые институты. Можно наблюдать некоторый спад спроса со стороны нефтегазового сектора, связанный с реструктуризацией предприятий отрасли. Спрос есть, но не такой, каким мог бы быть. Мы надеемся, что через год, максимум через два, их активность в приобретении ИТ восстановится.

- С какими проблемами сталкиваются региональные ИТ-компании в борьбе за бюджеты заказчиков?

- В первую очередь это конкуренция с московскими фирмами. Хотя у местных игроков есть много аргументов в свою пользу. Профессионализм их специалистов не уступает уровню кадров москвичей, проблема нехватки финансовых ресурсов решается с помощью существующих кредитных инструментов, а региональные связи, в том числе и с администрациями регионов, у местных ИТ-компаний развиты лучше, чем у московских.

- Как решаются проблемы во взаимоотношениях с заказчиками?

- Единое понимание цели и наличие формализованных процедур позволяют предотвращать появление проблем.

- На что ориентированы заказчики в большей степени: на изменение собственной структуры под западные ИТ-решения или на адаптацию под устоявшуюся на предприятии систему ведения бизнеса?

- Прежде чем внедрять проект по автоматизации, необходимо убедиться, что все бизнес-процессы упорядочены. Это затратный путь, но его необходимо пройти, чтобы получить максимальную отдачу от вложений.

Практика показала, что только крупные фирмы готовы пойти по пути изменения своей структуры под западные ИТ-решения. На малых и средних предприятиях решения внедряются эффективнее, если они ориентированы и соответствуют их масштабу.

- Как объяснить концентрацию в Новосибирске компаний, занимающихся офшорным программированием?

- Традиции новосибирского Академгородка позволили сформировать здесь хороший кадровый ресурс. Но спрос на внутреннем рынке на их разработки остается слабым. Браться за разработку ERP-систем, сравнимых с Oracle или SAP, - занятие бессмысленное. Наше отставание здесь слишком велико, дешевле импортировать эти системы. Есть решения, закрывающие какую-то одну проблему: финансовый и бухгалтерский учет, документооборот, системы автоматизации логистики. Они пользуются высоким спросом, особенно со стороны малого и среднего бизнеса. Иностранные компании выступают заказчиками более сложных и, что не менее важно для профессионалов, интересных решений.

- Как влияет на ИТ-рынок региона программа "Электронная Россия"?

- Наличие программы "Электронная Россия", конечно, является положительным фактором. Со стороны государства видна тенденция к изменению отношения к проблемам информационных технологий. Но не решены главные вопросы - непонятен принцип распределения заказов, неизвестен объем финансирования регионов по этой программе. В ней в основном участвуют московские компании, поэтому и результаты больше видны в Москве.