Спасите наши туши

Русский бизнес
Москва, 24.01.2005
«Эксперт Сибирь» №3 (55)
Бывший арендатор Бурятского хладокомбината Эдуард Бадмаев выкупил обанкротившееся предприятие и теперь планирует запустить на его площадях собственное пищевое производство

Всоветские годы Бурятский хладокомбинат был одним из важнейших объектов на территории республики и входил в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны. В ходе приватизации комбинат был акционирован, но контрольный пакет все же остался в федеральной собственности. Через ОАО "Бурятский хладокомбинат"шли транзитные поставки продукции, требующей специального температурного режима, в другие регионы страны. Кроме того, предприятие решало задачу формирования и хранения государственных резервов.

Но после августовского кризиса 1998 года список стратегических предприятий был пересмотрен, и часть государственного пакета акций ОАО "Бурятский хладокомбинат", уже тогда обросшего долгами, была выставлена на продажу. Впрочем, ситуацию это не поправило: акции были куплены прежними владельцами предприятия, и в результате хладокомбинат признали банкротом. На нем ввели внешнее управление, а потом было принято решение об аукционных торгах, на которых пошло с молотка имущество и здания комбината.

Привлечь арендаторов

Предприниматель Эдуард Бадмаев в то время занимался семейным бизнесом - оптовой торговлей продуктами питания и арендовал на хладокомбинате один из складов и офисное помещение.

"Мы долго думали, стоит ли пытаться приобрести гибнущее на глазах предприятие. Прошли уже два аукциона, на которых никто не изъявил желания стать владельцем хладокомбината, - рассказывает Бадмаев. - И в 2002 году, когда был назначен третий аукцион по продаже предприятия-банкрота, мы приняли в нем участие и приобрели Бурятский хладокомбинат за 8,1 млн рублей".

Только став полноправным владельцем, бизнесмен понял, насколько расходились его расчеты о состоянии дел на предприятии с реальным масштабом кризиса. Оказалось, что практически наполовину выработан ресурс как у помещений, так и у оборудования. Правда, в козырях ООО "Бурятский хладокомбинат", сменившего после продажи правовую форму из открытого акционерного в общество с ограниченной ответственностью, остался узнаваемый бренд.

"Но одно название не могло привлечь на предприятие клиентов, - рассказывает директор. - С самого начала мы сказали себе: каждый квадратный метр из 6 тыс. квадратных метров площади комбината должен давать прибыль. Мы решили сделать упор на привлечении как можно большего количества арендаторов холодильников, офисов и складов. А это невозможно было сделать без капитального ремонта коммуникаций и зданий".

Пришлось заменить все изношенные трубы отопления и водопровода, которые не раз в прошлом становились причиной аварий, сделать ремонт в офисах. Холодные склады (помещения, охлаждаемые трубами с аммиаком, который поступает из компрессорного цеха) требовали замены изоляции. Сами холодильные установки также нуждались в текущем ремонте.

Общие расходы на обновление Бадмаев оценивает в сумму 4 млн рублей.

Затраты на холод

Сегодня уже трудно представить, что совсем недавно предприятие считалось запущенным и бесперспективным. Новые офисы, сверкающие пластиком, как и ожидал директор, привлекли новых клиентов и вернули старых. Число фирм-арендаторов достигло 50.

Сегодня на комбинате хранится продукция глубокой заморозки (мясо, свежая рыба, печень, куриные окорочка, замороженные овощи) и продукция, требующая специального температурного режима хранения (соленая и копченая рыба, мороженое, маргарин, сгущенное молоко и кондитерские изделия). География производителей тоже впечатляет: Москва, Новосибирск, Иркутск, Ангарск, Чита и города Дальнего Востока.

ООО "Бурятский хладокомбинат" добилось экономической стабильности. Сегодня доход предприятия составляет около 800 тыс. рублей в месяц. Холодильные камеры (их общая емкость - 2 тыс. тонн) загружены на 70-75% - при прежних хозяевах этот показатель составлял не более 30%.

Несмотря на очевидные улучшения производственных показателей, директор хладокомбината считает, что необходимо развивать новые направления деятельности. Дело в том, что охлаждение и хранение замороженных продуктов - очень затратный бизнес. Например, на оплату электроэнергии хладокомбинат тратит в среднем 150 тыс. рублей в месяц.

По словам Бадмаева, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе, приходится держать низкие тарифы на хранение. Сейчас они составляют 13,5 рубля в день за тонну продукции (меньше года назад они были на уровне 16 рублей), в то время как в Иркутске тариф на хранение - 10 рублей в день за тонну, а в Ангарске - 8 рублей.

Дальнейшее снижение стоимости услуг ООО "Бурятский хладокомбинат" выведет предприятие на уровень рентабельности. В то же время иркутские и ангарские хладокомбинаты, установившие меньшие тарифы, получают солидную прибыль. Дело в существенной разнице в стоимости электроэнергии: средний тариф по ОАО "Бурятэнерго" составляет 102,2 копейки за кВтчас, а в нескольких часах езды, в Иркутске, среднеотпускной тариф ОАО "Иркутскэнерго"- 28,1 копейки за кВтчас (самый низкий по стране среди региональных энергокомпаний). "Мы не выдерживаем конкуренции со стороны Иркутска, - сокрушается Бадмаев. - Крупные поставщики зачастую хранят замороженную продукцию там, привозя сюда на реализацию мелкие партии, которые может вместить магазинный холодильник".

От хранения к переработке

Теперь директор готов развивать новые направления деятельности, снизив долю услуг по хранению замороженной продукции в структуре доходов до 40% (сейчас она составляет 65-70%). Иначе просто не выдержать конкуренции. Одно из таких направлений - хранение овощей и фруктов.

"В Улан-Удэ можно буквально по пальцам пересчитать специализированные овощехранилища. А ведь в последнее время объем завозимых к нам фруктов все увеличивается. И хранить их нужно в особых условиях, которые едва ли можно обеспечить в магазине или на обычном складе. Поэтому в этом году мы отремонтировали старый склад, переоборудовали его в овощехранилище площадью 600 квадратных метров. Запустили систему вентиляции - она необходима для отвода этилена, который выделяется при хранении фруктов. Теперь это современное хранилище с возможностью поддерживать постоянный температурный режим".

В планах Бадмаева - оборудовать новый склад системой газации для хранения бананов. Дело в том, что гроздья этих фруктов срезают, перевозят и хранят (при температуре +11C) зелеными - доспевающие на дереве, они не набирают необходимых вкусовых качеств и аромата. А непосредственно перед продажей бананы подвергают газации - проще говоря, в склад закачивают этилен и он дает толчок процессу созревания.

Другое перспективное направление, просчитываемое сегодня директором, - переработка байкальского омуля. Этот бизнес потребует больших капитальных вложений в строительство холодильных терминалов на берегу Байкала, где будет организована заготовка рыбы. На территории хладокомбината возведут коптильный цех. Поставлять копченого омуля Бадмаев предполагает в Красноярск, Новосибирск и дальше, в западную часть России.

"Сегодня от предпринимателя в еще большей степени требуется проявление инициативы, - говорит Эдуард Бадмаев. - За тебя никто ничего не сделает - не привлечет клиента, не организует производство. Нам повезло, что мы закрепились на рынке замороженной продукции в 2002 году, сегодня сделать это было бы значительно сложнее. А если не развиваться дальше, то будешь просто выпихнут с этого рынка и твое место займут другие".

Так что старое бизнес-правило директора "Каждый квадратный метр должен приносить прибыль" сегодня по-прежнему актуально.

Конкуренция становится все сильнее не только со стороны благополучных в энергетическом отношении регионов, но и в самом Улан-Удэ, где рынок замороженной продукции очень активный и быстрорастущий. Об этом свидетельствуют цифры производства и ввоза на территорию республики, например, мясных полуфабрикатов: их производство увеличилось в Бурятии с 1,6 тыс. тонн в 2002 году до 2,1 тыс. тонн в 2003-м, а ввоз увеличился с 31 тонны до 234 тонн соответственно.

Сопоставимыми темпами в республике растут производство и ввоз мяса, птицы и субпродуктов.

По прогнозам Эдуарда Бадмаева, Улан-Удэ в ближайшем будущем ожидает бум строительства небольших холодных складов, привязанных к конкретному предприятию торговли, несмотря на то, что себестоимость хранения продукции в них в 1,5 раза выше, чем на хладокомбинатах. Это закономерный этап развития фирм, занимающихся поставками в республику скоропортящейся продукции: набирая обороты, компании приходят к пониманию необходимости возведения собственных хранилищ, оборудованных системами охлаждения. Только так операторы рынка замороженной и скоропортящейся продукции смогут снизить свои издержки.

Максим СапухинДиректор по логистике ООО "Сибирский Гурман" (Новосибирск) Максим Сапухин

Ситуация на рынке услуг по хранению замороженной продукции сегодня примерно одинакова по всему Сибирскому региону и характеризуется недостаточным предложением. Строительство складов, конечно, необходимо, но оно под силу только крупным производителям замороженной продукции или региональным дистрибьюторам. Для мелких более рентабельно обращаться пока к услугам специализированных хладокомбинатов.

Создание собственного холодильника требует серьезных инвестиций. Для возведения современного склада, удовлетворяющего потребностям в хранении для крупного производителя замороженной продукции, необходимо не менее 1 млн долларов.

Такое строительство под силу только крупным производителям регионального масштаба. Средние и мелкие компании, реализующие полуфабрикаты, пытаются реконструировать старые склады, строить небольшие холодильники. Но и на эти цели им требуются немалые средства - от десятков до сотен тысяч долларов.

Безусловно, использование собственного холодильника помогает снизить издержки предприятия. Причем это снижение происходит даже не столько за счет уменьшения расходов на хранение (они составляют не такую уж существенную сумму - в среднем по региону около 1 рубля на килограмм замороженной продукции в месяц), сколько за счет возможности оптимизировать логистические схемы движения своего товара. На мой взгляд, этот фактор гораздо важнее выигрыша в стоимости хранения.

У партнеров

    Реклама