Спасите наши туши

Бывший арендатор Бурятского хладокомбината Эдуард Бадмаев выкупил обанкротившееся предприятие и теперь планирует запустить на его площадях собственное пищевое производство

Всоветские годы Бурятский хладокомбинат был одним из важнейших объектов на территории республики и входил в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны. В ходе приватизации комбинат был акционирован, но контрольный пакет все же остался в федеральной собственности. Через ОАО "Бурятский хладокомбинат"шли транзитные поставки продукции, требующей специального температурного режима, в другие регионы страны. Кроме того, предприятие решало задачу формирования и хранения государственных резервов.

Но после августовского кризиса 1998 года список стратегических предприятий был пересмотрен, и часть государственного пакета акций ОАО "Бурятский хладокомбинат", уже тогда обросшего долгами, была выставлена на продажу. Впрочем, ситуацию это не поправило: акции были куплены прежними владельцами предприятия, и в результате хладокомбинат признали банкротом. На нем ввели внешнее управление, а потом было принято решение об аукционных торгах, на которых пошло с молотка имущество и здания комбината.

Привлечь арендаторов

Предприниматель Эдуард Бадмаев в то время занимался семейным бизнесом - оптовой торговлей продуктами питания и арендовал на хладокомбинате один из складов и офисное помещение.

"Мы долго думали, стоит ли пытаться приобрести гибнущее на глазах предприятие. Прошли уже два аукциона, на которых никто не изъявил желания стать владельцем хладокомбината, - рассказывает Бадмаев. - И в 2002 году, когда был назначен третий аукцион по продаже предприятия-банкрота, мы приняли в нем участие и приобрели Бурятский хладокомбинат за 8,1 млн рублей".

Только став полноправным владельцем, бизнесмен понял, насколько расходились его расчеты о состоянии дел на предприятии с реальным масштабом кризиса. Оказалось, что практически наполовину выработан ресурс как у помещений, так и у оборудования. Правда, в козырях ООО "Бурятский хладокомбинат", сменившего после продажи правовую форму из открытого акционерного в общество с ограниченной ответственностью, остался узнаваемый бренд.

"Но одно название не могло привлечь на предприятие клиентов, - рассказывает директор. - С самого начала мы сказали себе: каждый квадратный метр из 6 тыс. квадратных метров площади комбината должен давать прибыль. Мы решили сделать упор на привлечении как можно большего количества арендаторов холодильников, офисов и складов. А это невозможно было сделать без капитального ремонта коммуникаций и зданий".

Пришлось заменить все изношенные трубы отопления и водопровода, которые не раз в прошлом становились причиной аварий, сделать ремонт в офисах. Холодные склады (помещения, охлаждаемые трубами с аммиаком, который поступает из компрессорного цеха) требовали замены изоляции. Сами холодильные установки также нуждались в текущем ремонте.

Общие расходы на обновление Бадмаев оценивает в сумму 4 млн рублей.

Затраты на холод

Сегодня уже трудно представить, что совсем недавно предприятие считалось запущенным и бесперспективным. Новые офисы, сверкающие пластиком, как и ожидал директор, привлекли новых клиентов и вернули старых. Число фирм-арендаторов достигло 50.

Сегодня на комбинате хранится продукция глубокой заморозки (мясо, свежая рыба, печень, куриные окорочка, замороженные овощи) и продукция, требующая специального температурного режима хранения (соленая и копченая рыба, мороженое, маргарин, сгущенное молоко и кондитерские изделия). География производителей тоже впечатляет: Москва, Новосибирск, Иркутск, Ангарск, Чита и города Дальнего Востока.

ООО "Бурятский хладокомбинат" добилось экономической стабильности. Сегодня доход предприятия составляет около 800 тыс. рублей в месяц. Холодильные камеры (их общая емкость - 2 тыс. тонн) загружены на 70-75% - при прежних хозяевах этот показатель составлял не более 30%.

Несмотря на очевидные улучшения производственных показателей, директор хладокомбината считает, что необходимо развивать новые направления деятельности. Дело в том, что охлаждение и хранение замороженных продуктов - очень затратный бизнес. Например, на оплату электроэнергии хладокомбинат тратит в среднем 150 тыс. рублей в месяц.

По словам Бадмаева, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе, приходится держать низкие тарифы на хранение. Сейчас они составляют 13,5 рубля в день за тонну продукции (меньше года назад они были на уровне 16 рублей), в то время как в Иркутске тариф на хранение - 10 рублей в день за тонну, а в Ангарске - 8 рублей.

Дальнейшее снижение стоимости услуг ООО "Бурятский хладокомбинат" выведет предприятие на уровень рентабельности. В то же время иркутские и ангарские хладокомбинаты, установившие меньшие тарифы, получают солидную прибыль. Дело в существенной разнице в стоимости электроэнергии: средний тариф по ОАО "Бурятэнерго" составляет 102,2 копейки за кВтчас, а в нескольких часах езды, в Иркутске, среднеотпускной тариф ОАО "Иркутскэнерго"- 28,1 копейки за кВтчас (самый низкий по стране среди региональных энергокомпаний). "Мы не выдерживаем конкуренции со стороны Иркутска, - сокрушается Бадмаев. - Крупные поставщики зачастую хранят замороженную продукцию там, привозя сюда на реализацию мелкие партии, которые может вместить магазинный холодильник".

От хранения к переработке

Теперь директор готов развивать новые направления деятельности, снизив долю услуг по хранению замороженной продукции в структуре доходов до 40% (сейчас она составляет 65-70%). Иначе просто не выдержать конкуренции. Одно из таких направлений - хранение овощей и фруктов.

"В Улан-Удэ можно буквально по пальцам пересчитать специализированные овощехранилища. А ведь в последнее время объем завозимых к нам фруктов все увеличивается. И хранить их нужно в особых условиях, которые едва ли можно обеспечить в магазине или на обычном складе. Поэтому в этом году мы отремонтировали старый склад, переоборудовали его в овощехранилище площадью 600 квадратных метров. Запустили систему вентиляции - она необходима для отвода этилена, который выделяется при хранении фруктов. Теперь это современное хранилище с возможностью поддерживать постоянный температурный режим".

В планах Бадмаева - оборудовать новый склад системой газации для хранения бананов. Дело в том, что гроздья этих фруктов срезают, перевозят и хранят (при температуре +11C) зелеными - доспевающие на дереве, они не набирают необходимых вкусовых качеств и аромата. А непосредственно перед продажей бананы подвергают газации - проще говоря, в склад закачивают этилен и он дает толчок процессу созревания.

Другое перспективное направление, просчитываемое сегодня директором, - переработка байкальского омуля. Этот бизнес потребует больших капитальных вложений в строительство холодильных терминалов на берегу Байкала, где будет организована заготовка рыбы. На территории хладокомбината возведут коптильный цех. Поставлять копченого омуля Бадмаев предполагает в Красноярск, Новосибирск и дальше, в западную часть России.

"Сегодня от предпринимателя в еще большей степени требуется проявление инициативы, - говорит Эдуард Бадмаев. - За тебя никто ничего не сделает - не привлечет клиента, не организует производство. Нам повезло, что мы закрепились на рынке замороженной продукции в 2002 году, сегодня сделать это было бы значительно сложнее. А если не развиваться дальше, то будешь просто выпихнут с этого рынка и твое место займут другие".

Так что старое бизнес-правило директора "Каждый квадратный метр должен приносить прибыль" сегодня по-прежнему актуально.

Конкуренция становится все сильнее не только со стороны благополучных в энергетическом отношении регионов, но и в самом Улан-Удэ, где рынок замороженной продукции очень активный и быстрорастущий. Об этом свидетельствуют цифры производства и ввоза на территорию республики, например, мясных полуфабрикатов: их производство увеличилось в Бурятии с 1,6 тыс. тонн в 2002 году до 2,1 тыс. тонн в 2003-м, а ввоз увеличился с 31 тонны до 234 тонн соответственно.

Сопоставимыми темпами в республике растут производство и ввоз мяса, птицы и субпродуктов.

По прогнозам Эдуарда Бадмаева, Улан-Удэ в ближайшем будущем ожидает бум строительства небольших холодных складов, привязанных к конкретному предприятию торговли, несмотря на то, что себестоимость хранения продукции в них в 1,5 раза выше, чем на хладокомбинатах. Это закономерный этап развития фирм, занимающихся поставками в республику скоропортящейся продукции: набирая обороты, компании приходят к пониманию необходимости возведения собственных хранилищ, оборудованных системами охлаждения. Только так операторы рынка замороженной и скоропортящейся продукции смогут снизить свои издержки.