Дайте четкие и понятные правила

Самое главное для меня как лесопромышленника - возможность получать лес как можно дешевле. Судя же по тому, что написано в новом варианте Лесного кодекса, сырье станет для лесопереработчиков дороже. В чем разница?

Дело в том, что мы сегодня закупаем или берем в аренду лес, платим небольшие деньги леспромхозу за его восстановление, и дальнейшие заботы о лесопосадках нас не касаются. Так лесопромышленники минимизируют свои расходы. Согласно же новому варианту кодекса, получая лесной участок в аренду, мы должны будем сами вести всю лесохозяйственную деятельность. На практике это означает, что каждый кубометр леса станет дороже, поскольку расходов у заготовителей станет больше.

Сейчас местная власть делит влияние на лесхозы - они находятся в совместном ведении региональных администраций и федерального центра. С принятием нового Лесного кодекса все леса фактически перейдут под централизованное управление Министерства природных ресурсов РФ. Все деньги от аренды пойдут в Москву.

А точка зрения центра такова: лесопромышленный комплекс дает слишком мало налоговых поступлений. В этом они путают нас с Финляндией, которая производит такой же объем продукции лесопереработки, как вся Россия. Поэтому и арендная плата, и всевозможные платежи с лесозаготовителей будут только увеличиваться.

Пока неизвестно, в каком варианте будет принят новый Лесной кодекс. С уверенностью можно сказать, что участки станут распределять для рубки только через аукционы. Но мы уже лет 5-6 работаем, получая делянки только через аукционы - несмотря на то, что в существующем Лесном кодексе есть норма, согласно которой лес может предоставляться традиционным пользователям, минуя процедуру аукционных торгов. Практически с самого начала этот пункт не работал.

Сегодня лесная отрасль Сибири требует вложения миллиардов долларов. Необходимо строить дороги, предприятия. И надо сказать, что инвестиции в лесной комплекс сегодня пошли. Но вкладывают пока свои же, российские инвесторы. Так, Внешторгбанк подписал программу, по которой в лесной комплекс России будет направлено 500 млн рублей. Инвесторы помельче пока вкладывают средства только в перепродажу активов. Настоящие инвестиции - в строительство лесных дорог, крупных лесоперерабатывающих комплексов - еще должны прийти в сибирский лес.

С моей точки зрения, иностранному капиталу препятствует отсутствие частной собственности на лесные участки в России. За рубежом иные экономические установки. У них собственность первостепенна, у нас - не имея права собственности на лес и природные ресурсы, работают тысячи предприятий. Так что с принятием нового Лесного кодекса приток денег может многократно увеличиться.

Впрочем, все будет зависеть не столько от формы собственности, сколько от общей нормативно-правовой базы. Если будут прописаны достаточно жесткие и понятные всем правила предоставления участков лесного фонда в аренду, установлен ориентир прежде всего на добросовестных арендаторов - на тех, кто приходит в лесной массив не временщиком, а готовым вкладываться и в охрану угодий, и в их преумножение, - то новый кодекс достигнет своей цели и станет действенным регулятором отношений субъектов лесной отрасли.

Предприниматели, настроенные на долгосрочную работу в лесной промышленности, хорошо понимают необходимость и лесовосстановления, и лесоразведения.

Обобщая, можно сказать, что любая проблема лесного комплекса России является либо следствием несовершенства нормативно-правовой базы, либо следствием неурегулированности отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Поэтому все участники лесного комплекса ждут установления единых и понятных правил. Пока их нет, каждый работает в меру своего разумения. Поэтому и государство, и лесопереработчики заинтересованы в скорейшем упорядочении лесной деятельности.