В сознании большинства россиян Омск - лишь маленькая точка на карте России, обозначающая город, который ничем не выделяется из сотен других. Это обстоятельство в немалой степени уязвляет гордость омичей, считающих, что их родина заслуживает более пристального внимания со стороны российского и даже мирового сообщества. В последние годы славная история и культура города отошли в тень под натиском образов западной цивилизации. Что можно противопоставить этой культурной экспансии? Опираясь на историю и обычные слухи, Омск решил создать собственный миф, или, как говорят творческие люди, "дух места".
Символы. Штрихи к портрету
Омск - второй по численности населения город Сибири, и его жители считают, что вполне могут оспаривать у Новосибирска символический статус сибирской столицы. К этому есть и исторические предпосылки: в 1839 году Омск как город-крепость, обеспечивавший продвижение русских на юг, был официальным центром Западно-Сибирского генерал-губернаторства. Спустя почти полвека он стал центром уже Степного генерал-губернаторства и пребывал в этой роли вплоть до 1925 года, когда инициативу влияния на регион перехватил молодой Новониколаевск (ныне Новосибирск). Тем не менее в сознании жителей России Омск долгие годы оставался Белой столицей - этот мифологический образ связан с размещением здесь в 1918-1919 годах так называемого российского правительства во главе с Верховным правителем адмиралом Александром Колчаком. Со временем на фоне Новосибирска звезда Омска померкла, хотя соперничество между ними не ослабевает и по сей день.
И "городу номер два" удается отыграться - он находит свободную нишу в культурной жизни, позиционируя себя то как театральную столицу Сибири, то как ее художественную Мекку, то как литературную. Во-первых, потому что здесь родились такие популярные российские актеры, как Любовь Полищук, Валентина Талызина, Владислав Дворжецкий. Во-вторых, с Омском связаны имена известнейших российских деятелей литературы и живописи. Поэт Иннокентий Анненский и живописец Михаил Врубель - "герои эпохи модерна, оба родились в Омске, в раннем детстве покинули город и более никак с ним не были связаны. Каждый из них имеет свой собственный миф в русской культуре: Врубель - трагический гений русской художественной жизни, Анненский - академический червь, вдруг, в 50 лет, заявивший о себе как о зрелом поэте в творчестве" (из "Словаря мифологии Омска"). Сегодня имя русского художника в Омске носят сквер, галерея и областной музей изобразительных искусств.
Кроме того, в 1850-1854 годах в Омском каторжном остроге отбывал наказание Федор Достоевский. Там он написал первое художественное произведение об Омске - "Записки из мертвого дома", в котором город показан весьма нелицеприятно. С одной стороны, он предстает местом наказания (неслучаен вариант трактовки названия ОМСК - "отдаленное место ссылки каторжников"), с другой - здесь произошло нравственное перерождение Достоевского-петрашевца, революционера в Достоевского-писателя.
Еще одна важнейшая составляющая городского самосознания - архитектурные символы, исторически и эстетически значимые сооружения. Здание становится мифом, когда его образ растиражирован в искусстве, в устной традиции, в брендах, в сувенирной продукции. К городским архитектурным символам омичи относят, к примеру, здания Городской Думы, драматического театра, пожарной каланчи, построенные в начале прошлого века, а также часовню Иверской Божьей матери.
Особая история у Любинского проспекта, срединной части главной магистрали города - улицы Ленина. Свое название он получил из-за расположенной рядом Любиной рощи. Любочка - лирический персонаж омской мифологии. Из "Словаря мифологии Омска": "Любочка - Любовь Гасфорт, вторая жена генерал-губернатора Густава Гасфорта. Уже в пожилом возрасте он привез молодую жену в далекую Сибирь. Чтобы скрасить ее тоску о родине, Гасфорт повелел разбить небольшой сад, где она отдыхала. <...> На этой улице время как бы остановилось - это предельная концентрация старого Омска".
Один из самых основных и привлекательных мифов об Омске, сочетающих социальное и ландшафтное содержание, - миф о городе-саде. Словарь дает такое пояснение: "Взгляд извне - это проблема того, насколько омичам удалось реализовать общеевропейскую идею города-сада, преодолевающего однобокость урбанизма... Взгляд изнутри - это проблема того, насколько омичам удалось преобразить степной город, преодолеть его ландшафтный характер, когда наводнения сменяются пыльными или снежными бурями. Процесс озеленения города - реакция на обе эти проблемы". В середине прошлого столетия Омск, столица Степного края, пережил настоящий бум озеленения. После культивирования нового мифа он заинтересовал европейцев: немецкие документалисты даже сняли фильм про город-сад в Сибири.
Познание города
"Словарь мифологии Омска" создали сотрудники городского музея "Искусство Омска" и преподаватели Омского государственного университета Евгений Груздов и Антон Свешников. Материалы они собирали около двух лет. Изначально призванный "сопроводить" художественную выставку-конкурс "АРТЕРИЯ: Иллюстрированный словарь мифологии Омска" в галерее "Лошадь Пржевальского", этот каталог стал самоценным произведением. Проект-провокация, по выражению Антона Свешникова, дает новый взгляд на Омск, на городское сообщество, на его самоидентификацию. Евгений Груздов рассказывает:
- Создание такого каталога - это не омская специфика, а общероссийская тенденция (например, пермский фонд "Юрятин" тоже собирает легенды и мифы Перми ХХ века. - Ред.). Она связана, в первую очередь, с поисками локальной идентичности, которая будет конкурентоспособной мировому процессу унификации и позволит городам всегда "сохранять лицо", оставаться узнаваемыми. Каждый регион пытается осознать себя и преподнести. Есть города, у которых мифология актуализируется, - Москва, Санкт-Петербург, потому что там сосредоточена культурная интеллигенция, которая выходит на уровень осознания этой мифологии.
- В Омске эту задачу выполняют только ученые и художники. Почему?
- Наука вышла на этот материал и стала выступать в роли провокатора - того, кто способен рефлексировать и не просто выражать идею, а побуждать, критиковать, развивать ее. Именно ученые могут смотреть на миф со стороны и держать дистанцию, не поддаваясь соблазну воспроизводить его. Остальные - журналисты, художники - начинают мифы транслировать, а не изучать.
С другой стороны, художник изначально является одним из устроителей города - как архитектор, монументалист, он во многом определяет, каким будет город, привносит в городское пространство авторство. Есть думающие, читающие художники, которые сами являются создателями мифов. Художественная жизнь в Омске ориентирована на местную специфику и ландшафт - природный, социальный, культурный. Поэтому именно художники оказались теми, кто смог этот дух места выразить и каким-то образом попытался направить его в то или иное русло, чтобы преодолеть те недостатки, которые здесь сложились.
- Как рождается миф и для чего?
- Мы постоянно сталкиваемся с политическими, рыночными мифами (например рекламой). Миф не выбирают - это то, что ты автоматически воспроизводишь. Мифология до некоторой степени порабощает нас. В повседневной жизни люди зачастую оказываются неспособны понять высокую, рафинированную культуру: у них нет ресурса. Это давит и создает в сознании своеобразный миф, суррогат, который противоречит целостному восприятию мира. Людям необходимо иметь какую-то осмысленность, ощущать себя в этом мире хозяевами вещей, как дома. В этом смысле знание мифологии предполагает необходимость критически осмыслить весь мир, освоить его в целостности. На самом деле эта традиция во многом просвещенческая. Главная идея - освобождение от социальной системы. Нужно вывести человека из пространства социальной системы, где он играет установленную социальную роль, в пространство личностного бытия, где он свободен. В этом случае один миф нужно развенчать, чтобы человек задумался и не действовал на автомате. В другом случае - наоборот, создать новый миф, чтобы человек осознал свое ядро и целостность.
Так для омичей миф стал способом познания внутреннего мира города, а каталог мифологии Омска - опытом его культурологического осмысления. По мнению директора галереи "Лошадь Пржевальского" Людмилы Дебус, такой опыт особенно важен для молодежи. "Еще 20 лет назад подрастающее поколение не любило город, - говорит она. - Сегодня патриотизм - более востребованное понятие, хотя молодежь и уезжает. Чтобы не происходил активный отток, который является проблемой для города, нужно вовлечь его молодых жителей в городское культурное пространство".
Авторам удалось создать прообраз новой коммуникационной системы, модель "концентрированного города". Словарь вполне может стать открытым проектом - новым средством коммуникации горожан, которые будут создавать новые мифы, а "старые" - наполнять новым содержанием, стимулирующим развитие города.