Шире круг

Тема недели
Москва, 06.03.2006
Недостаточный внутренний инвестиционный потенциал не позволяет развиваться экономике сибирских регионов за счет привлечения иностранных инвестиций

В 2007 году иностранному капиталу дадут зеленый свет — в России снимаются ограничения на движение капитала. Так заявил министр финансов Алексей Кудрин. Это означает, что целый ряд барьеров, в основном законодательного характера, будет снят. Тем не менее, чистый ввоз капитала в страну в прошлом году впервые превысил вывоз. В середине февраля 2006 года Федеральная служба государственной статистики распространила данные об объемах иностранных инвестиций в российскую экономику. Выяснилось, что на начало этого года в Россию иностранцы «привезли» ровно 118,8 млрд долларов (в 2005 году увеличение — 36,4%). Доля Сибири в этом объеме вот уже который год совсем незначительна — не более 8%, при этом она занимает предпоследнее место среди остальных федеральных округов, опережая Южный федеральный округ (доля — 1,7%). Достаточно ли этого для экономики отдельно взятого макрорегиона страны, такого как Сибирь, которая имеет в своей основе сырьевую модель экономики, сказать сложно. Именно ориентация экономики в конечном счете и определяет инвестиционную привлекательность той или иной экономической территории.

Большие планы

По оценкам международных рейтинговых агентств, рейтинг Российской Федерации сегодня определен как долгосрочный инвестиционный. Например, международное агентство Standard & Poor's оценивает суверенный рейтинг России как стабильный на уровне BBB (означает достаточную способность своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства). Для привлечения инвесторов необходима стабильность не только политическая, но и экономическая. Все уверения правительства в том, что средства Инвестиционного фонда непременно будут направлены в экономику России (Стабилизационный же сейчас, по сути, инвестирует экономику других стран), не дают гарантии того, что на российском рынке инвестиционных капиталов появится конкурентная среда.

Иностранные инвестиции делятся на типы, оказывающие разное влияние на экономику, — прямые, портфельные и прочие. Наиболее важные и стабильные — прямые инвестиции. К ним относятся капиталовложения юридических или частных лиц, полностью владеющих организацией или контролирующих не менее 10% акций или уставного капитала предприятия. Такие инвестиции оказывают наибольшее влияние, поскольку позволяют совершенствовать производственные технологии, повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции, перенимать принципы современного западного менеджмента.

Точных сведений об объемах инвестиций по видам за 2005 год нет. Если на начало 2005 года доля прямых инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций в Россию составила 29,6% (164,2 млрд долларов), то для СФО этот показатель был на порядок ниже — 3,6% (5,9 млрд долларов). По России в целом темп роста прямых иностранных инвестиций (ПИИ) по сравнению с 2003 годом составил 138,9%, в сибирском регионе наблюдалось абсолютное снижение поступления инвестиций в 2004 году, годовой прирост составил лишь 5,3%. Наибольшая величина ПИИ, поступивших в СФО, сосредоточилась в Читинской области (44,1%) и в Красноярском крае (22,4%). Омская область, занимавшая ранее первое место по привлечению ПИИ в сибирском регионе и второе по России, в 2004-м переместилась на третье место.

На начало 2005 года в Сибирь поступило 678 млн долларов портфельных инвестиций. Они представлены акциями, облигациями, векселями и другими ценными бумагами, которые образуют менее 10% уставного капитала организации. Как для России в целом, так и для СФО доля таких инвестиций в общем объеме очень мала — менее 1%.

Самая большая часть иностранных инвестиций приходится на категорию «прочие». Это всевозможные торговые и другие кредиты банков и частных организаций, а также кредиты иностранных правительств, выделяемые под гарантии правительства России. Но это наиболее нестабильная часть иностранных инвестиций, которая возникает в стране столь же быстро, сколь и уходит из нее.

Финансируют крупнейшие

Таким образом, наиболее важными являются прямые инвестиции. Их основные источники — транснациональные корпорации (ТНК). Появление ПИИ автоматически означает появление крупных мировых ТНК. Размах их деятельности характеризуется огромными масштабами — многие из них распоряжаются средствами, превышающими размер национального дохода многих государств, а международный характер операций не позволяет национальным органам власти их контролировать. Совокупный объем продаж двухсот корпораций мира составляет 1/3 мирового оборота. Эта доля имеет тенденцию к увеличению.

Как правило, ТНК применяют две модели инвестирования в зависимости от перспективности экономик стран-реципиентов. Первая — в индустриальных развитых странах инвесторы предпочитают вкладываться в обрабатывающие отрасли. Вторая — для слабых стран политика иная: капиталовложения в добывающую промышленность, стремление к наращиванию товарного экспорта.

По отношению к России ТНК следуют именно второй стратегии — прежде всего товарной экспансии. При этом важно понимать, что ТНК могут вторгаться в сферы стратегических государственных интересов. Размах их деятельности и несовпадение интересов страны базирования ТНК с интересами принимающей страны позволяет им противодействовать реализации экономической политики стран, в которых они осуществляют свою деятельность.

Опыт многих компаний показывает, что эффективная защита занимаемой доли рынка достигается благодаря характерной для финансово-промышленной группы связке «финансовые структуры — промышленность — торговые структуры», а не методам административного характера.

Внедрение иностранных компаний на российский рынок сопровождается давлением и финансовой поддержкой государственных институтов этих стран. Это дотируемые поставки оборудования, покупка ключевых сегментов производственной цепочки. Но отдельно стоит упомянуть такой механизм, как покупка головного отраслевого научно-исследовательского института. Крупная ТНК финансирует НИИ, который занимается разработкой проектов для профильной отрасли. Соответственно, проектирование заказов и планово-экономическое обоснование проектов будет идти с учетом интересов ТНК. Это тоже прямые инвестиции, относящиеся к косвенному проникновению на рынок.

Альтернативный вариант

Одна из самых распространенных форм инвестирования в российскую экономику — создание производственных совместных предприятий (СП). Прямое инвестирование в российские предприятия, как правило, наиболее эффективно в рамках программы по их коренной реконструкции. В 2003 году в России действовали 11 815 таких предприятий, из них в СФО — 554. Положительным моментом является то, что доля действующих СП в общем числе зарегистрированных совместных предприятий в Сибири несколько выше, чем по России в целом. Наибольшее их число — в Новосибирской (164), Омской (92), Кемеровской областях (76) и Красноярском крае (56). Основными партнерами по бизнесу для них являются Китай, Кипр, Германия и США. Суммарно на долю этих стран приходится более половины совместных предприятий, зарегистрированных в СФО.

Внедрение иностранных компаний сопровождается давлением и финансовой поддержкой  государственных институтов других стран

Вообще, Кипр занимает первое место и по количеству суммарных инвестиций. Естественно, что экономика Кипра не в состоянии направлять такие финансовые объемы. Дело в том, что Кипр является офшорной зоной. Но интерес представляет происхождение офшорных инвестиций. Они большей частью являются российскими. Поэтому, хотя они формально и являются ПИИ, на самом деле это возвращенные российские активы. В этой связи большое сомнение вызывает объявленная правительством амнистия капиталов. Проблем с инвестированием из офшоров нет. Тогда зачем признаваться, что это уведенные когда-то средства?

Поток растет

Для устойчивого роста экономики необходимы инвестиции. По оценкам экспертов, только для развития промышленности требуется ежегодное привлечение не менее 30 млрд долларов иностранных инвестиций. Но для этого в пользу России необходимо перераспределить 10% международных инвестиций. Реально же мы будем конкурировать на уровне предложения капиталов объемом 10–15 млрд долларов. К сожалению, ситуация усугубляется тем, что помимо России для иностранных инвесторов есть альтернативные пути капиталовложений.

Большинство западных инвесторов негативными факторами для деятельности в России считают слабость политических, правовых и экономических институтов, инерционный бюрократический аппарат, сырьевой тип экономики, зависящий от внешней конъюнктуры рынка. Кроме того, инвесторы США, имеющие опыт работы в России, отмечают не столько отсутствие необходимых законов, сколько невыполнение уже действующих, что приводит к нарушению прав акционеров.

В настоящее время в России, по-видимому, происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребности российской экономики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.

Для Сибири, где уровень жизни населения несколько ниже среднероссийского, повышение инвестиционной привлекательности региона должно стать одной из приоритетных задач региональной экономической политики, направленной на решение социально-экономических проблем субъектов Российской Федерации.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №9 (106) 6 марта 2006
    Инвестиции
    Содержание:
    Шире круг

    Недостаточный внутренний инвестиционный потенциал не позволяет развиваться экономике сибирских регионов за счет привлечения иностранных инвестиций

    Реклама