Региональный ИТ-рынок продолжает расти. По итогам 2005 года выручка ИТ-компаний, принявших участие в рейтинге, составила 9 млрд рублей. Для сравнения: в 2004 году объем выручки компаний-участниц рейтинга составлял только 3,7 млрд рублей. Произошло это и благодаря росту представительности рейтинга по итогам 2005 года: в нем приняло участие рекордное число компаний — 31.
Распределение совокупной выручки по отдельным сегментам изменилось по сравнению с позапрошлым годом. Прежде всего выросла доля ИТ-услуг. В 2005 году она составила 44% против 38%, которые мы регистрировали в 2004-м. Изменение диспозиций произошло в основном за счет уменьшения выручки, сформированной в секторе производства оборудования, — на 4 процентных пункта.
Сегмент разработки программного обеспечения (ПО) увеличился в 2 раза — примерно с 80 млн рублей в 2004 году до 160 млн в 2005-м. И все же существенная часть этого рынка прячется «в тени», прежде всего сегмент офшорного программирования. Учитывая, что в нашем обзоре регионального рынка офшорного программирования («Сумеречная зона», «Эксперт-Сибирь» № 5 за 7–13 февраля 2005 г.) мы оценивали только этот сегмент разработки ПО в 40–45 млн долларов по итогам 2004 года, то можно сказать, что большая его часть находится вне нашего рейтинга. При этом экспорт программного обеспечения в прошлом году в России рос опережающими темпами. По оценке главы Министерства информационных технологий и связи РФ Леонида Реймана, он увеличился на 50% до 994 млн долларов при средних темпах роста отрасли в 27–40%.
Спрос промышленников
Существенное влияние на развитие региональных рынков оказывает растущий спрос на автоматизацию со стороны базовых отраслей промышленности. «Потребляемые этими отраслями решения более сложны и высокотехнологичны. Поэтому в среднем доля расходов на информационные технологии от общего объема продаж в базовых отраслях остается существенно выше, чем в торговле. Дело в том, что в торговле потребляются достаточно типовые и не самые ИТ-емкие решения. Тем не менее развитие современной торговли стимулирует развитие новых решений и услуг: системы электронной торговли, управления взаимоотношениями с клиентами, ИТ-поддержки программ лояльности потребителей. Наиболее быстрорастущими направлениями в структуре спроса на ИТ в Сибири являются управленческий электронный документооборот, дистанционное обучение, системы управления активами предприятий и системы безопасности объектов», — рассказывает заместитель директора по развитию бизнеса Сибирского филиала компании «АйТи» Александр Шаламов.
Плюсы в успешном развитии ключевых отраслей находит и маркетолог лаборатории информационных технологий НИИ высоких напряжений (Томск) Василий Терещенко: «Позиционирование России как поставщика топливных и энергетических ресурсов должно привести к росту соответствующих отраслей экономики, что, как показывает практика, благотворно сказывается на заказах для ИТ-отрасли». С ним согласна специалист по маркетингу и PR компании «ЭМА» (Новосибирск) Марина Шестерикова: «В прошлом году на энергорынке в ИТ-секторе стало возможным привлечение более передовых и перспективных технологий. Это является одним из положительных моментов проводимой реформы отрасли энергетики в России. Естественно, что ИТ-проекты являются тем продуктом, который нельзя полностью познать до его приобретения и использования. Для снижения риска данного фактора разработчики аппаратно-программных комплексов предусматривают достаточно длительный гарантийный период. В результате наибольший эффект получится от внедрения комплексов, базирующихся на идеологии и концептуальном подходе решения задач энергетических предприятий».
Государство — противник…
Государственный сектор является сегодня одним из ключевых заказчиков в ИТ-отрасли. Это заметно как на федеральном уровне («Грозовой фронт», «Эксперт» № 19 за 23–29 мая 2005 г.), так и на сибирском («Декларация роста», «Эксперт-Сибирь», № 19 за 16–22 мая 2005 г.). В 2005 году эта тенденция сохранилась, но появился дополнительный нюанс: государство решило взять на себя и инфраструктурную функцию, запустив конкурс на организацию особых экономических зон и ИТ-технопарков. Активность государства и бизнеса по этим направлениям понятна: данные проекты видятся как шанс изменить сложившуюся структуру ВНП, перераспределив ее в пользу более высокотехнологичных секторов.
Государственное вмешательство в развитие отрасли игроки рынка оценивают по-разному. Некоторые компании считают, что эффект от технопарков будет виден очень нескоро, если вообще будет. Так, по оценкам генерального директора компании «Митра» (Барнаул) Ильи Шурыгина, эффект от инициатив государства мы сможем наблюдать через 7–10 лет. По мнению директора по развитию компании «Аксистем групп» (Новосибирск) Викентия Китушина, «для ИТ-отрасли от строительства технопарков эффект вряд ли будет, поскольку само по себе наличие технопарков имеет очень опосредованное отношение к развитию высоких технологий. Развивать нужно комплексно, на многих уровнях проблематики. А этого-то пока и не чувствуется».
Совсем пессимистичную оценку технопаркового будущего дает исполнительный директор компании «ТомскСофт» Илья Безходарнов: «Повышение интереса государства приведет к свертыванию самостоятельности компаний, развитию государственных методов регулирования направления развития, возможно, к налоговому террору. Экономические зоны и технопарки привлекут повышенное внимание к сфере информационных технологий чиновников и коммерсантов, не имеющих к ней отношения. Возникнет ситуация, в которой нормальное развитие сферы невозможно. А это, в свою очередь, может повлечь за собой волну эмиграции ИТ-специалистов в страны Восточной Европы».
…или желанный гость?
Другие участники имеют противоположное мнение насчет привлекательности государственного участия в становлении ИТ-рынка. «Государство год от года увеличивает объемы своего участия в ИТ как заказчик решений, активный пропагандист идей информатизации в обществе и разработчик законов, направленных на поддержку и развитие ИТ-индустрии. Первые две ипостаси особенно положительно сказываются на состоянии нашей отрасли. Наиболее важной тенденцией 2005 года можно считать массовое начало масштабных и серьезных ИТ-проектов на региональном и муниципальном уровнях. В 2004 году они были единичны», — считает Александр Шаламов.
С его мнением соглашаются в группе компаний «СибитSystems» (Красноярск). «В прошлом году началась активная информатизация муниципальных образований края. В администрации города Красноярска и районных администрациях формируются программы типа «Электронный город» с целью создания единой информационной системы города», — говорит генеральный директор компании Анатолий Сергеев. Таким образом, можно отметить общую тенденцию — появление системности во внедрении ИТ-решений государственными структурами.
Концепция «одного окна»
По оценкам игроков рынка, взятый курс на информатизацию регионов будет продолжен. Как отмечает генеральный директор компании «Ками-Красноярск» Константин Подлесный, в 2005 году государственные и муниципальные учреждения активно проводили реорганизацию и оптимизацию управленческих процессов, что определило необходимость внедрения новых электронных систем. В 2006 году работа над концепцией «одного окна» потребует разработки новых технологий обработки информации и документов. Таким образом, продолжится курс на создание «электронных регионов» и модернизацию систем для оптимизации совокупной стоимости владения, более активное развитие аутсорсинга бизнес-процессов.
Кроме того, создание Национального университета в Красноярске поможет ослабить кадровый голод компаний, с которым они сталкиваются и по сей день. В НИИ высоких напряжений отмечают, что «в навыках выпускников факультетов, ориентированных на выпуск программистов, виден все больший отрыв от реальных требований. Из-за кадрового дефицита даже специалисты среднего уровня оказываются востребованными, но необходимо много времени, чтобы сделать из выпускника специалиста требуемого уровня».