Эпоха кино

15 мая 2006, 00:00
  Сибирь

Книга «Советское кино. 1919-1991» — ретроспективный взгляд на 72-летнюю историю советского кинематографа и попытка ее культурно-исторической классификации

«Советское кино. 1919–1991» — одна из трех книг, выпущенных в эпохальной тематической серии «Россия. ХХ век» в рамках издательской программы «Интерроса». Еще две участницы этой серии — вышедшие в свет в 2004 и 2006 году двухтомник «Русский театр. Иллюстрированная хроника российской театральной жизни» и книга «Наши мультфильмы».

Совершенно очевидно, что на такие знаковые величины русской культуры ХХ века выбор авторов проекта пал отнюдь не случайно. Помимо образовательно-просветительского запроса, который в издательской стратегии программы, несомненно, присутствует, у проекта «Россия. ХХ век» есть вполне определенная, навеянная духом времени сверхзадача — долгий и зоркий взгляд в сжавшееся до размеров хроник прошлое. Взгляд, который позволит в ретроспективе увидеть — возможно, под новым углом зрения — то, что мы имели и (или) что потеряли.

Нынешние дискуссии о явлении возрождения свидетельствуют о выраженном в той или иной степени настроении культурно-исторической фрустрации, о тоске по временам былой славы и, что уж лукавить, по ускользающей эстетической самобытности. Ностальгические апелляции к «великому советскому наследию» как никогда актуальны сегодня, его, как и «большой сталинский стиль», пытаются превратить в модный бренд, тренд и бог знает в какие еще ресурсы современной индустрии.

В этом отношении издательская деятельность «Интерроса» в рамках концептуальной серии «Россия. ХХ век» оказалась очень своевременным и конъюнктурным, в хорошем смысле этого слова, проектом. Каждая книга этой серии, рассказывая о какой-либо культурной вехе российской истории ХХ века, по сути своей оказывается вехой сама по себе. Достаточно сказать, что проект по масштабам и охвату фактического материала просто-напросто не имеет прецедента в отечественном книгоиздании.

«Советское кино. 1919–1991» — пожалуй, самая ожидаемая и самая популярная книга серии «Россия. ХХ век». Ни театр, ни анимация не были столь универсальным, массовым, тотальным искусством с гроздьями экстраэстетических довесков, каким оказалось кино советской эпохи. А раз так — значит, тем сильнее будет рефлексия на эту тему. Советский кинематограф — это любопытный феномен, и сейчас, когда идеологический шлейф можно рассматривать как отдельную, неизменную дань времени и традиции, с этим утверждением вряд ли кто-то поспорит.

72 года существования советского кино сформировали совершенно специфические, не имеющие ни аналогов, ни образцов эстетику, каноны и систему жанров. В то время, когда на Западе зарождался кинематографический гламур, киноиндустрия СССР ломилась от патриотически-производственных лент и изобретала немыслимый в зарубежном кинематографе жанр историко-революционной эпопеи, открытый Сергеем Эйзенштейном в фильме «Броненосец Потемкин» (1925).

Книгу «Советское кино. 1919–1991» можно по праву назвать первой глобальной энциклопедией советского кино. До этого появлялись лишь отдельные работы отечественных и зарубежных авторов (одной из наиболее полных была «История советского кино» Неи Зоркой, вышедшая в 2004 году), а также разрозненные публикации в специализированных журналах. Авторы концепции нынешнего издания (Арсений Мещеряков, Ирина Остаркова; вступительная статья — Николай Изволов, Евгений Марголит, Денис Горелов) разделили всю историю кинематографа СССР на три основных этапа развития, причем гипертекстовое пространство книги, построенной по принципу погодной хроники, позволяет очень четко их проследить. С 1919 года — года национализации кинопромышленности, формально обозначившего переход от старого, «буржуазного» к новому, «советскому» кинематографу, по 1943-й — период наиболее энкратического дискурса в кинематографе; 1943–1967 — период военных кинолент; 1967–1991 — период, когда кинематограф выходит из-под контроля власти и идеологии.

Особенность этой книги в том, что она представляет собой некий сводный документ эпохи, в составлении которого принимали участие многие библиотеки, музеи и киностудии РФ. «Советское кино» — это мозаика из кинокадров, кинопроб и, что особенно интересно, массы аутентичных текстов, цитат из советской прессы и документов, откуда можно вытащить ударные перлы в духе «Кинематография — прежде всего техника. Считают кинематографию искусством одни критики» («Пролеткино», № 6–7, 1924 г.).

И, наконец, нельзя не заметить, что у подобного рода проектов есть своя особенная прелесть. Рассказанная таким образом история советского кино — с момента его зарождения и до самой его гибели, ускоренной приходом эпохи консьюмеристских ценностей, — позволяет объективно взглянуть на советский кинематограф, вырванный из идеологического контекста, и оценить его как факт чистого искусства, факт истории культуры России.