— Можно ли ожидать увеличения потока соотечественников из близлежащих стран в связи с принятием дополнительного законодательства в сфере миграционной политики?
— Если говорить об улучшении демографической ситуации, на что и направлен закон, сначала надо обратить внимание на собственное население, потому что у нас достаточно высокий уровень безработицы и показатели смертности людей трудоспособного возраста. Только сокращение сверхсмертности с 97 тысяч человек в 2001 году до 48 тысяч к 2010–му равнозначно увеличению численности населения более чем на 200 тысяч. Я вхожу в правительственную комиссию по разработке миграционной политики, и мы все время акцентируем внимание на том, что необходимо создавать условия именно для своего населения, чтобы, например, на селе люди не спивались из-за безработицы.
Что касается миграционного притока, вынужденные переселенцы до сих пор приезжают, но они здесь не получают жилье, не всегда находят работу. Могу привести данные по Алтайскому краю. За время после распада СССР в регионе зафиксированы 64 тысячи приехавших, в настоящее время примерно четыре тысячи из них нуждаются в улучшении жилищных условий. Нередко люди уезжают назад, так как не получают того, на что рассчитывали.
Наконец, должны быть очень хорошо отлажены механизмы определения, кто такой соотечественник. Да, нам нужны трудовые ресурсы, и лучше, чтобы это были носители русской культуры.
Но я думаю, что большого притока мигрантов-соотечественников не будет.
— С чем это связано?
— Проблема в том, что закон изрядно запоздал. Да и уровень доверия к таким программам уже низок. Если бы это сделали лет десять назад, то мы могли бы привлечь много желающих. Сейчас люди, которые готовы были приехать, с одной стороны, постарели на эти десять лет, а с другой — уже адаптировались. Теперь сдвинуть их с места сложнее. Нужны сильные факторы, которые могли бы заинтересовать этих людей. Понятно, что в первую очередь это жилье и работа. От того, насколько способны регионы обеспечить потенциальных переселенцев тем и другим, будет зависеть, начнут ли наши соотечественники возвращаться на историческую родину.
Возможно, люди, которые могли бы вернуться в Россию, окажутся в информационном вакууме и все меры станут бесполезными. Они просто не будут знать, что в Россию можно приезжать.