Залезть в бутылочное горлышко

Спецвыпуск
Москва, 28.08.2006
«Эксперт Сибирь» №31 (127)
Высокие транспортные тарифы снижают прибыльность сибирских предприятий угольной отрасли. Особенно страдают экспортные поставки топлива

Треть добываемого российского угля экспортируется за границу, причем ежегодно поставки увеличиваются не менее чем на 5%. Среди мировых поставщиков Россия занимает четвертое место после Китая, Австралии и Индонезии. В 2005 году за рубеж поставлено 80 млн тонн каменного угля на сумму 3,7 млрд долларов. Для сравнения: в таких же объемах экспортирует Китай, чья мощнейшая экономика ориентирована на использование угля внутри страны.

Теперь приведем данные работы российской угольной промышленности. Предприятиями страны в прошлом году добыто почти 300 млн тонн угля. Фактически во всех бассейнах (кроме Печорского) отмечен рост добычи и производства угольной продукции по отношению к 2004 году. В среднем же темп роста, по данным Российского информационного агентства топливно-энергетического комплекса, составил 105,5%. На шахтах и разрезах крупнейшего угледобывающего региона страны — Кемеровской области — добыто свыше 55% российского угля (166,3 млн тонн). Кузбасс и является главным поставщиком угля на экспорт (80%). Основные покупатели — страны дальнего зарубежья (91%), остальное топливо поставляется в страны СНГ, прежде всего в Украину. Наиболее востребованные марки — высоколетучие энергетические угли, сортовые и коксующиеся. Всего география поставок российского топлива захватывает более 40 стран мира. Импорт угля в Россию незначителен — 21,1 млн тонн, почти весь он приходит из Казахстана в основном для энергетики.

Стройка только началась

От производителя к покупателю уголь транспортируется железнодорожным транспортом и морским путем. В прошлом году поток через порты (в том числе украинские и прибалтийские) увеличился на 8%, достигнув 60 млн тонн. Остальные 20 млн тонн были доставлены железной дорогой. Иметь свой порт — для угольщиков удовольствие дорогое, но перспективное. Управляя транспортными воротами, можно не только оперативно контролировать объемы перевалки и отгрузки собственного угля покупателю, но и зарабатывать на портовых услугах. Теперь бизнес активно инвестирует средства в развитие старых и строительство новых портов. Так, в начале этого года в Усть-Луге (Ленинградская область) запущена вторая очередь строительства угольного терминала мощностью перевалки 10 млн тонн твердого топлива в год. Инвестор проекта — компания «Кузбассразрезуголь» (КРУ) — потратила на него 1,8 млрд рублей. К 2008 году ее дочерняя компания «Ростерминалуголь» намерена закончить строительство третьей очереди терминала, расширив мощности до 15 млн тонн.

Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК), объединяющая ряд угольных предприятий Сибири и Дальнего Востока, обеспечивающая 20% российского экспорта углей, строит терминал в бухте Мучка поселка Ванино (Хабаровский край). Его мощность составит 12 млн тонн. В начале этого года СУЭК начал поставки угля через украинский порт Южный. По сути задачу расширения экспортных поставок СУЭК решил — из 85 млн тонн добытого в прошлом году угля зарубежным покупателям им поставлено 22% (18,7 млн тонн).

Холдинг «Сибуглемет» намерен к 2010 году построить комплекс собственных портовых мощностей (8 млн тонн перевалки в год) в бухте Суходол, находящийся между Владивостоком и Находкой.

Кроме обеспечения независимости доставки экспортного угля из Сибири, существует и другая причина активного строительства пунктов перевалки угля сибирскими предприятиями на востоке России — курс на поставки в перспективные страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Две трети мирового потребления угля приходится именно на этот регион. А Россия, будучи одним из крупнейших экспортеров угля, представлена здесь совсем небольшим объемом. На востоке бутылочное горло — терминал Восточный занимает фактически монопольное положение, обслуживая всех производителей, вывозящих продукцию на рынки АТР. Остальные восточные порты перерабатывают очень малые объемы.

«Ежегодно происходит выбытие китайского экспорта из-за роста внутреннего спроса на собственный уголь. Логично попытаться заместить китайские объемы российскими», — считает управляющий директор компании SUEK AG Игорь Грибановский. — С этой точки зрения рынок номер один — Япония, где наиболее интересные цены и где наше качество наиболее востребовано. На этом рынке в АТР нашим основным конкурентом является Китай, и если учитывать, что он как экспортер выбывает из игры, то для российского угля открываются очень большие перспективы».

Поиск баланса

Как отмечают аналитики, снижения объемов экспорта угля из России в ближайшие несколько лет не ожидается. Он будет расти ежегодно на 7–10%. В то же время внутренний рынок потребления замер — энергетики продолжают ориентироваться на природный газ и гидроэнергию, а российские металлургические предприятия уже имеют контроль над рядом активов Сибири. Если они и готовы увеличивать добычу, то скорее в рамках собственных производственных цепочек. Более того, металлурги продолжили наращивать свою угольную базу. Так, в 2006 году третье по величине сталелитейное предприятие в России Новолипецкий металлургический комбинат приобрел по 90% акций двух компаний — «Прокопьевскуголь» и «Алтай-кокс», а в 2005 году на аукционе получил право на разработку участка коксующихся углей Жерновский-1 на Кузбассе (второй участок, Жерновский-2, получила металлургическая группа «Северсталь»).

В Энергетической стратегии сказано, что доля потребления угля в топливном балансе должна увеличиться с 30% (уровень 2002 года, когда принимался документ), до 45% к 2020-му. При этом доля газа должна сократиться с 65% до 54%. Оптимальное соотношение цен внутреннего рынка на газ и уголь являлось фактором устранения дисбаланса. К 2010 году цена за одну тонну условного топлива в пересчете на газ должна составить 45 долларов, на уголь — 32 доллара. Реально же точка пересечения цен пройдена еще в середине 2005 года. Налицо опережение темпов. Но, как ни странно, доля потребления угля в теплоэлектроэнергетике не только не сохранилась на прежнем уровне, а даже снизилась с 30% до 27%. Доля газа, напротив, выросла до 68%.

Российская энергетика идет вразрез с общемировыми тенденциями в структуре топливного потребления. Так, большая часть топливно-энергетических блоков (ТЭБ) в Китае работает на угле. Индия строит крупнейшую в мире угольную электростанцию на 12 МВт. Топливно-энергетические блоки в Германии и Великобритании активно переводят на использование угля. В Сибири, да и во всей России, угольные ТЭБ переводят на газ или останавливают. В результате образуется монопольный рынок газовой энергетики, формируется неустойчивая, деформированная энергетическая система.

Между тем стабилизация и повышение потребления угля стали заботой российских политических кругов. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев видит решение в переводе примерно половины из 56 российских электростанций на уголь, в итоге поставки угля увеличатся на 30 млн тонн. По расчетам, такой проект заменит 27 млрд газпромовских кубометров газа в год, и эти 5,4 млрд долларов легко можно будет получить, продав голубое топливо на внешнем рынке. Да, возможно технически проект и осуществим и экономически эффективен (затраты оцениваются в 1 млрд долларов), но влияние газовой промышленности в верхних эшелонах власти, как следует из реальности выполнения Энергетической стратегии, гораздо выше угольной. Другими словами, расчет на резкое увеличение внутреннего потребления угля как минимум наивен, как максимум понадобятся титанические усилия со стороны властей угледобывающих регионов. Таким образом, остается не менее перспективная задача — расширение экспорта. Тем более что твердое топливо, привезенное из России, по качеству и себестоимости не уступает зарубежному.

По качеству не уступаем, по цене проигрываем

Сибирский уголь имеет высокую конкурентоспособность перед продукцией, поставляемой на мировой рынок другими странами, а конъюнктура цен сейчас достаточно благоприятная. «Период с четвертого квартала прошлого года по первый квартал этого оказался провальным, — говорит Игорь Грибановский. — Впоследствии цены начали выправляться. Сегодня они находятся на самом высоком уровне — порядка 70 долларов за тонну энергетического угля на условиях CIF АRА. С нашей точки зрения, данная тенденция роста будет иметь весьма краткосрочный характер».

Но в бочке меда есть и ложка дегтя — очень высокие транспортные издержки на доставку угля к портам. В 2005 году и без того высокие железнодорожные тарифы увеличились на 16%, а с начала этого года еще на 6%. Повышенные накладные расходы приводят к существенному сокращению прибыльности угольщиков. Специфика связки угольного и транспортного рынка такова, что сейчас при цене 60 долларов за тонну энергетического угля начинают «отваливаться» все латвийские порты. Экспортировать грузы через них нерентабельно: необходимо оплачивать транзит по самой Латвии, плюс РЖД обязала российских производителей доставлять топливо через Белоруссию.

По расчетам аналитиков, транспортные расходы на перевозку угля (более 20 долларов за тонну) равны полной себестоимости продукции зарубежных угольщиков, в которую уже включены затраты на добычу и обогащение, транспортировку до порта погрузки и роялти. На фоне увеличения портовых ставок и перевозочных тарифов прибыльность угольного бизнеса, по данным Института конъюнктуры рынка угля (Москва), снизилась не менее чем на 40% и достигла порога рентабельности. Цены, несмотря на возврат к высокой планке, не смогут полностью компенсировать транспортную нагрузку на уголь, поставляемый на экспорт. В результате на горизонте вновь замаячит угроза закрытия малорентабельных шахт и разрезов, прежде всего Кузбасса, больше всего зависящего от зарубежных контрактов на поставку угля.

20 наиболее рентабельных компаний*
20 компаний с наименьшей себестоимостью добычи угля
Крупнейшие предприятия угольной отрасли Сибири по итогам работы в 2005 году

Новости партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №31 (127) 28 августа 2006
    Водка
    Содержание:
    Старая водочная традиция

    Известная во всем мире так называемая русская водка — типичный продукт индустриальной эпохи. Именно этот спиртной напиток способствует закреплению социально опасных потребительских запросов

    Реклама