Свадебный генеральный

4 сентября 2006, 00:00
  Сибирь

Редакционная статья

Зачем городу генеральный план развития? С какой целью наши достопочтенные власти время от времени поднимают вопрос и начинают внедрять сшитый на скорую руку документ? Какое развитие этот план предусматривает, какому направлению предлагается следовать, до каких пределов и, самое главное, за какую цену? Ответ мы стали искать после того, как мэрия Новосибирска решила потратить на разработку очередного генерального плана 44 млн рублей.

Развитие городов можно рассматривать в разных плоскостях. Например, в плоскости пересечения интересов экологии и бизнеса. Очевидно, что желание построить в отдельно взятом муниципальном образовании город-сад сегодня видится все призрачнее. Слишком большой перевес на стороне бизнеса: будь то крупные частные холдинги или мелкие либо средние строительные компании, они находят лазейки и лоббируют свои интересы. В результате в генеральных планах возникают поправки, предполагающие строительство жилых или бизнес-комплексов на территории охраняемых лесов, перекраивается существующая система лесопарков, под снос попадают заповедники, а на их месте возникают объекты индивидуального жилищного строительства.

Особенно заметна эта тенденция в Москве и Санкт-Петербурге — часто дело доходит там до крупных скандалов. Экологическая экспертиза нередко проводится в спешном порядке с массой нарушений, которые никому «не хочется» замечать.

В Сибири яркий пример несбалансированности интересов бизнеса и экологии — эволюция новосибирского академического городка. Изначально Академгородок создавался как научный центр, погруженный в природу. Жилые и административные постройки чередовались с нетронутым сосновым бором. Вполне естественно, что сегодня этот район — одна из наиболее привлекательных территорий для жилищной застройки. Средняя стоимость квадратного метра жилья здесь выше, чем в большинстве городских районов. Спрос на квартиры колоссальный, но чтобы строить, приходится рубить.

Сохранить подобные уникальные для города зоны может только создание четкого плана развития города, который будет предусматривать сохранение этих мест и которым будут руководствоваться чиновники при выдаче разрешений на строительство в следующие десятилетия. Генеральный план должен служить ограничением для экстенсивного роста города не только с учетом мнений жителей, но и с точки зрения создания благоприятных условий развития бизнеса. И при этом учитывать необходимость сохранения городской экологии.

В различных регионах Сибири ситуация с генпланами, конечно, разная. Но многое из опыта соседей можно и нужно перенимать. В Кемерове, например, перспективная застройка начнется на месте земельного участка, который занимал бывший рынок на проспекте Октябрьском. По генеральному плану развития здесь расположится новый современный центр города, в работе находится проект застройки данной территории. Предусмотрено, в частности, строительство выставочного центра, уникального по своему архитектурному решению, который станет визитной карточкой промышленности Кузбасса.

Идут по пути создания нового бизнес-района и омские власти. Там собираются постепенно переместить центр Омска с правого берега Иртыша на левый, где есть большие возможности для строительства. Генплан застройки областного центра, на разработку которого предполагается потратить 46,5 млн рублей, будет готов до конца 2006 года. Реализация этих планов позволит создать предпосылки для запуска внутригородских миграционных процессов — дело в том, что сегодня из 1,1 млн населения Омска на левом берегу живут всего 200 тыс. Левобережную зону и призван развивать генплан.

Резюмируя, можно утверждать совершенно определенно: основная задача генплана — задать вектор развития города, обозначить его основные направления. Другая задача — более точечная. Это реализация конкретных проектов — например, застройка района или строительство ветки метро. Без плана здесь тоже не обойтись, но в отличие от первой задачи он используется скорее как черновик, шпаргалка, в которую можно заглянуть и убедиться в правильности выполнения задания.