Под крылом самолета — Иркутск. Местное время 12 часов 40 минут, температура воздуха плюс 20 градусов, ни одного облачка, солнечно. День обещает быть погожим, а вернее такой и есть. Идем на посадку. Город с высоты птичьего полета весь как на ладони, с лентами дорог, синей Ангарой, потоками машин и домами. И, наверное, именно потому, что Иркутск — вот он, весь, кажется, что в первые минуты можно прочесть по изломанным линиям города его характер, почувствовать нрав, понять его и выйти как к старому знакомому.
Но встречаемся мы с ним в первый раз. Из иллюминатора успеваю выхватить взглядом лишь ярко-голубые купола какого-то храма. «Ах, вон вы про что! Да этот храм у нас не действующий, не отремонтировали пока, — словоохотливо отвечает на мой вопрос таксист, который не моргнув глазом сбросил треть от первоначально назначенной цены за поездку от аэропорта до гостиницы. — У нас вообще до революции было 80 церквей (по официальным данным, около 40. — Ред.). Сейчас их гораздо меньше. Но посмотреть в городе есть что».
А мимо бежит улица Декабрьских Событий. С одной стороны кипит работа по капитальному ремонту тротуаров (потом я поняла, что повсеместный капитальный ремонт — это нынешнее состояние Иркутска). С другой — дома, такие старенькие, обветшавшие, что невольно понимаешь: да, те декабрьские события, в память о которых названа эта улица, были ой как давно. «Скорее всего, речь идет о декабристах, сосланных сюда, — предполагаю я. — Тут же много их было, так что вполне логично…» «Приехали! Гостиница „Ангара“», — исторические измышления прерваны, машина у крыльца, пора выходить.
Индустрия гостеприимства
Командированным Иркутск известен, скорее всего, как город высоких цен на гостиницы. Одноместный номер стоит здесь в среднем от двух тысяч рублей и выше. Отдать за номер три тысячи в сутки — в порядке вещей. Невольно начинаешь возмущаться: за что, спрашивается? Даже в Москве можно устроиться дешевле, не говоря уже о городах Сибири.
«Для нас это серьезная проблема. В Иркутске слишком мало гостиниц, потому и цены такие. Вот в прошлый раз, например, когда проводили Байкальский экономический форум, так не знали, где разместить 800 гостей. В ход шли и загородные базы, и отели. Все пригодное для проживания в городе и за ним было занято гостями», — поделился в неформальной беседе один из моих собеседников.
За два года (предыдущий БЭФ проводился в сентябре 2004 года) ситуация все же изменилась в лучшую сторону. В ежегодном отчете мэрии Иркутска о социально-экономическом развитии города говорится о возросших за 2005 год инвестициях в гостиничный и ресторанный бизнес — прирост вложений составил почти 64%. На развитие сети ресторанов и гостиниц было потрачено 73,6 млн рублей. Не очень много, но все-таки. Тенденция сохраняется и в этом году, поскольку спрос на услуги гостиниц в горячий туристический сезон по-прежнему превышает предложение. Неслучайно крупнейшая иркутская строительная компания «Востсибстрой» заявила о намерении возвести в городе собственный гостиничный комплекс. Сейчас идет согласование земельного участка.
Входят в гостиничный бизнес и совершенно далекие от этой сферы предприятия. Например, Иркутский хлебозавод уже завершает строительство собственной гостиницы на 50 мест, которая в скором времени тоже станет частью индустрии гостеприимства. Давно существующие на этом рынке гостиницы и гостиничные комплексы проводят реконструкцию зданий и пытаются повысить уровень обслуживания клиентов.
«Мы сейчас обедали в ресторане гостиницы «Ангара». Шесть лет назад я там уже был, но сейчас просто не узнал ее! Старое типовое здание превращено в относительно хорошую, даже с западной точки зрения, гостиницу», — поделился своими впечатлениями Манфред Бёкенкамп, немецкий советник-переводчик, который с 2000 года привозит своих соотечественников на Байкал.
Пешая прогулка
Иркутск меняется, и происходит это прямо на глазах. Потому и заметно при первой же встрече. У каждого — свой способ знакомства с городом. Я предпочитаю пеший. Неторопливая прогулка по улицам, на мой взгляд, исключительная возможность не просто увидеть, но и понять нового друга, почувствовать его дух, поймать настроение.
Смешение сибирского барокко, вентилируемых фасадов современных зданий, типовых застроек и наспех собранных деревянных времянок середины прошлого столетия заставляют гадать: куда идет Иркутск, каким он хочет быть?
«Нет, вы абсолютно не правы, говоря об архитектурном дисбалансе применительно к нашему городу. Соседство разных по стилю зданий, лачуг и архитектурного великолепия как раз говорит о том, что Иркутск преображается. Его жители начали приводить свой город в порядок, — сказал мне во время встречи генеральный директор Иркутского хлебозавода Сергей Каракич. — Кстати, это соседство старых ветхих и новых современных зданий есть во всем мире. Просто мы немного опоздали и перестарались в стремлении сохранить старину, которая у нас есть. Вот и складывается впечатление, что город топчется на месте в своем развитии, не идет в ногу со временем. Но вместе с тем я считаю, что мы должны помнить, откуда пришли. Для этого Иркутску нужна старина».
Многие здания центральной части города, построенные в XVIII–XIX веках, окружены строительными лесами — начата реконструкция. Мое предположение о том, что просто идет подготовка к форуму (попутно в Иркутске проводится капитальный ремонт дорог и тротуаров), в мэрии отвергли: это же не первый форум, если бы к каждому так готовились, то областной центр уже весь был бы как с иголочки. «В этом году принятый городской бюджет на 30% больше, чем в прошлом. Эти дополнительные средства муниципалитет решил направить на реконструкцию зданий и ремонт дорог. Ведь сегодня внешний вид города — его самая большая проблема. Мы отлично это понимаем, но до недавнего времени, а точнее до наступившего года, ничего не могли с этим поделать, не было денег в бюджете», — пояснил начальник главного экономического управления, заместитель председателя комитета по экономике и финансам администрации Иркутска Валерий Попов. Откуда этот золотой дождь? Председатель совета директоров УК «Востсибстрой» Виктор Ильичев, он же депутат городской Думы, пояснил, что в минувшем году изменились отношения между городской и областной властью. Исчезла острая конфронтация, присутствовавшая в регионе до недавнего времени. В результате город получил дополнительные средства от областного бюджета.
Кроме того, многие предприятия помимо налоговых отчислений оказывают родному Иркутску спонсорскую помощь по реставрации зданий и восстановлению памятников. Например, набережная Ангары и памятник Александру Третьему на бульваре Гагарина сделаны за счет благотворительных средств, так же как и памятник архитектуры XIX века дом Попова, многие храмы, усадьбы города.

На месте того, что признано ветхим жильем, должны вырасти современные высотки. Пока в Иркутске у муниципального бюджета нет средств на снос ветхих зданий, и компании говорят о дефиците площадок под строительство. За последние полтора–два года, по словам строителей, здесь не было выставлено на торги ни одной площадки. И любой гость замечает, как мало в областном центре подъемных кранов. По итогам 2005 года Иркутская область занимает седьмое место среди сибирских регионов по объемам вводимого жилья. Лидирующая в СФО по этому показателю Омская область строит почти в три раза больше, чем иркутяне.
Дух купечества
Впрочем, Иркутск, как и другие города Сибири, растет. Как и другие города, развивается со своими особенностями. Во многом они зависят от географического положения (ведь, как известно, чем дальше на восток, тем меньше примет стремительной жизни запада). В структуре платных услуг наибольший удельный вес приходится на связь (34,3%, по данным мэрии), по темпам роста услуги связи занимают почетное второе место (рост за 2005 год — 54,5%) после услуг в сфере туризма (там произошел рост за минувший год в 2,5 раза).
Памятник Александру Третьему восстановлен за счет благотворительных средств
Как и в любом сибирском городе, здесь тоже идет развитие финансового рынка, и его участники считают, что в Иркутске сосредоточен серьезный потребительский и финансовый потенциал, сравнимый, например, с соседним Красноярском. При этом большинство крупнейших предприятий региона уже давно сориентированы на московский финансовый рынок. «Иркутск заметно выделяется среди соседних городов по развитию операций с ценными бумагами. По меркам областного центра местный финансовый рынок достаточно развит, но если ставить задачу превращения Иркутской области в опорный регион, этого мало, — дает профессиональную оценку директор управления корпоративных клиентов и бюджетов Байкальского банка Сбербанка России Станислав Карташов. — В области должны быть значимые местные финансовые институты, по крайней мере, большее число региональных и особенно межрегиональных филиалов, собственная инвестиционная инфраструктура (финансовое и инвестиционное консультирование, локальный фондовый рынок). Но само по себе это не произойдет, если в регионе не будет высоких темпов экономического роста, ощутимых конкурентных преимуществ перед другими крупными городами и внятных перспектив развития».
В городе растет инвестиционная активность в сфере общественного питания. Общий объем инвестиций, направленных в эту отрасль в 2005 году, оценивается в 120 млн рублей (против 60 млн рублей в 2004-м). Наиболее крупными инвестиционными проектами в сфере общественного питания, которые были осуществлены в 2005 году, здесь называют ресторан японской кухни «Васаби» (50 посадочных мест), ресторан «Сенатор» (70 мест), работающий по рецептам европейской и кавказской кухни, ресторан с выразительным интерьером в стиле хай-тек под названием «Формула» (60 мест), ресторан гостиницы «Европа». Среди предприятий быстрого питания наиболее активно, как и везде, развиваются стационарные предприятия фаст-фуда. В 2005 году их открылось 17.
И, конечно, неистребим в Иркутске дух купечества. «Специфика развития Иркутского региона и его месторасположение форсируют развитие торговли. Об этом свидетельствует активно растущий объем потребления товаров не только ежедневного пользования, но и сегмента «люкс», который несколько лет назад попросту отсутствовал на рынке. Крупные российские сети с интересом рассматривают Иркутск как плацдарм для открытия новых торговых точек. Приход крупных сетей в регион начался с появлением в ТЦ «Фортуна Гранд» общеизвестного оператора «Снежная Королева». Теперь второй этаж этого торгового центра будет наполнен известными брендами российского и мирового масштаба, — говорит генеральный директор ООО «Чекотова П.А. Фортуна» Нина Чекотова. — Иркутским предприятиям приходится пересматривать свою политику ведения бизнеса и сам взгляд на потребителя. Вводятся новые стандарты качества обслуживания, которые мы уже давно привыкли видеть за пределами Иркутской области. Это не говорит о низком уровне местных ритейлеров, просто рынок был другой и потребитель был другой. А сейчас, чтобы быть конкурентоспособным, необходимо поднимать планку».

В 2005 году в городе появились гипермаркеты компании ООО «Дискаунтер «Копейка», открылись гипермаркеты стройматериалов: «Старик Хоттабыч», «Байкальский центр отделочных материалов», торговый центр «Галерея Планетарий». Достаточно быстрыми темпами развивается в Иркутске сеть магазинов самообслуживания — это супермаркеты «Бонус», «Эльдорадо», «Василиса», «Электрик Сити», «СибАльянс», «Продалитъ», сеть дискаунтеров «Рублик». В прошлом году наметилась тенденция к развитию салонной торговли — открылся салон штор «Элегант», салон модной одежды Fashion.
Участники рынка отмечают достаточно высокую инвестиционную активность в сфере торговли. По данным мэрии, в прошлом году объем инвестиций, вложенных в строительство и реконструкцию предприятий торговли, превысил 500 млн рублей. Сегодня, считают в администрации города, «одной из основных задач формирования торгового рынка является развитие оптового звена — крупных оптовых предприятий с эффективными способами продвижения продукции и информационным обеспечением». Все это должно быть направлено на то, чтобы вновь вернуть Иркутску статус центра формирования и распределения сибирско-азиатских или даже европейско-азиатских товарных потоков. Первые шаги в этом направлении сделаны — на базе Иркутского хладокомбината ведется строительство логистического комплекса. Его задача — создать цивилизованные условия работы для межрегиональных компаний, располагающих технологией и капиталом для развития производственной сферы, оптовой и розничной торговли.
Столицей он уже был
И что же в итоге? Если бы я взялась предсказывать будущее Иркутска, то, как и все опытные гадалки, на всякий случай побольше напустила бы тумана, на который как ни посмотри, все, вроде, по-моему выходит. По одной простой причине: слишком много встречается случайностей на пути роста любого города. Например, поссорятся мэр с губернатором и что будет с городом? Ну а если серьезно, то очень важно, на что претендует сам Иркутск. Кажется, на место столицы Восточной Сибири. Ради этого и затеян проект объединения с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом (а там бы еще с Бурятией и Читинской областью, чтобы точно иметь под своим началом мегарегион, с которым не поспоришь). Ради этого же придуман проект объединения трех городов — Иркутска, Ангарска, Шелехова. Но численность населения и общая площадь региона — еще не повод называться столицей. Иркутску необходимо не только сохранить, но и набрать темпы развития основных для столицы параметров: финансового рынка, логистики, торговли, сферы делового туризма. В этом случае он имеет шанс вернуть себе то положение, которое занимал каких-то двести лет назад.