Хорошее будущее

Сегодня уже ясно, кто будет добывать восточносибирскую нефть для наполнения трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Но вопросов с рынком сбыта больше, чем ответов

К 2009 году АК «Транснефть» завершит строительство и введет в эксплуатацию первую очередь трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) — участок от Тайшета (Иркутская область) до Сковородино (Амурская область). Бесконечная череда споров и претензий к этому проекту со стороны экологических организаций, щедро сдобренных отрицательно настроенным общественным мнением населения, а порой и бессмысленными выпадами региональных властей и властей округа, сменилась конструктивным диалогом о привлечении источников наполнения трубопровода и о спросе со стороны конечных потребителей на нефть, поставляемую по ВСТО. Нигде уже не слышно об угрозе экологической катастрофы. Победил чистый прагматизм. И прагматизм этот постепенно перерастает в вопросы куда более сущностные.

Расширение добычи нефти в Восточной Сибири до недавнего времени ограничивалось несколькими факторами: низкими темпами разведочных работ и отсутствием возможностей транспортировки значительных объемов сырья. Другими словами, налицо был дисбаланс мощностей ресурсов добычи нефти, объемов рынка потребления и каналов транспортировки нефти — неважно куда, главное, что вывозить ее в больших объемах железнодорожным транспортом затратно. Дисбаланс, впрочем, сохраняется и до сих пор.

Вопрос номер раз: где взять?

На первой стадии эксплуатации трубопровода он будет заполняться с западносибирских месторождений. К 2020 году — нефтью Восточной Сибири. Если проблем с наращиванием сырьевой базы главных российских нефтедобывающих регионов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов нет, то для Иркутской области, Эвенкии и Якутии они более чем актуальны. В настоящее время степень разведанности нефти на территории Восточной Сибири, Республики Саха (Якутия) и Дальнего Востока не превышает 5%. При этом наибольшие прогнозируемые запасы нефти приходятся на Восточную Сибирь — более 10 млрд тонн, а разведаны они не более чем на 4%. По оценкам экспертов, годовая добыча нефти в Восточной Сибири и Якутии может достигнуть 60 млн тонн нефти к 2020 году и даже больше при условии активной геологоразведки и интенсивной добычи. Задача освоения нефтяных залежей Восточной Сибири была решена с обратной стороны: начавшееся в прошлом году строительство трубы повлекло активизацию разведки нефтяных залежей, а нефтяные компании выразили намерение покупать и осваивать богатые нефтяные месторождения.

И действительно, реакция не заставила себя долго ждать — руководитель Федерального агентства по недропользованию Анатолий Ледовских в начале этого года подписал распоряжение о бурении параметрических скважин в зоне трубопровода ВСТО. Две из них — в Иркутской области. Подчеркнем, что задача таких скважин состоит лишь в том, чтобы задать параметры для проведения дальнейшей разведки (параметрическое бурение входит в первую стадию поисковых работ и не является ни разведкой, ни собственно добычей). Но внимание властей к изучению нефтеносности территорий и участков (а это их непосредственная задача), расположенных у трубопровода, говорит о многом и сигнализирует бизнесу о главном.

Во-первых, у государства, правда, в условиях благоприятных перспектив проекта ВСТО и мировых цен на нефть появилось стремление значительно увеличить запасы нефти в Восточной Сибири (следовательно, со временем появятся десятки новых площадей, право на их освоение недропользователи смогут приобрести на аукционе). «Самой большой проблемой ВСТО является нехватка разведанных ресурсов для его наполнения. По прогнозам, Восточная Сибирь к моменту завершения строительства магистрали сможет поставить около 30 миллионов тонн нефти в год, а это чуть более трети от проектных мощностей ВСТО. Хотя активность потенциальных разработчиков перспективных участков в Иркутской области дает надежду, что проблема заполнения нефтепровода будет устранена», — говорит генеральный директор ООО «Иркутская нефтяная компания» Марина Седых.

Во-вторых, заметно совпадение интересов государства и нефтяных компаний, когда речь заходит о необходимости освоения месторождений. В Иркутской области в 2006 году начался бум продаж перспективных участков и площадей на аукционах. Интерес проявили многие игроки, как местные, так и инорегиональные: Иркутская нефтяная компания (объединяет три региональных нефтедобывающих предприятия — ОАО «УстьКутНефтегаз», ООО «НК «Данилово» и ООО «ИНК-НефтеГазГеология»), «Роснефть», «Сургутнефтегаз», дочернее предприятие «Сибнефти» компания «Холмогорнефтегаз», британская Urals Energy (через компанию «Дулисьма») и ряд других. Они же, вероятнее всего, будут претендовать и на вновь проводимые торги.

В 2006 году в регионе лицензировано семь участков с суммарными прогнозными запасами не менее 350 млн тонн нефти (то есть с реальными

извлекаемыми не более 175 млн тонн), которые могут стать основой для наполнения нефтепровода. «Сегодня на территории Иркутской области разведано 235 миллионов тонн нефти запасов по категориям C1 и С2 (извлекаемые запасы — Ред.), они приходятся на уже лицензированные Верхнечонское, Марковское, Ярактинское, Даниловское, Дулисьминское месторождения, находящиеся в зоне «влияния» трубопровода», — говорит руководитель территориального агентства по недропользованию по Иркутской области Владимир Назарьев. По его словам, ресурсная база региона позволяет недропользователям рассчитывать на приобретение в ближайшее время прав освоения не менее семи участков с оценочными ресурсами от 10 до 72 млн тонн нефти: особенность иркутской нефтяной провинции в том, что перспективные участки относительно невелики по количеству запасов углеводородного сырья, но в совокупности могут дать достаточно внушительные его объемы. Кроме того, по данным иркутских геологов, восточнее Сугды возможно открытие крупного месторождения нефти, по запасам сравнимого с Верхнечонским (извлекаемые запасы которого свыше 200 млн тонн).

Вопрос номер два: кто купит?

Для граничащих с Россией государств перекачка нефти по трубопроводу является более надежным и дешевым способом поставки нефти, чем доставка ее танкерами с Ближнего Востока, то есть из региона, в котором политическая ситуация сегодня крайне неустойчива и маловероятно, что она станет стабильной в ближайшие годы. Эти факторы являются ключевыми. Для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — с позиции обеспечения альтернативы поставок энергетических ресурсов для бурно развивающихся экономик (к примеру, ВВП Китая в 2006 году показал рост 10,6%), для России — с позиции организации рынка потребителей нефти.

Рынок стран АТР очень емкий. Наиболее крупные потребители здесь — это Япония, Китай, Южная Корея, Индия, Индонезия, Австралия. Только Китай сегодня потребляет более 300 млн тонн нефти в год. Согласно прогнозам, потребление нефти и нефтепродуктов в регионе через три года возрастет до 1,5 млрд тонн, к 2020 году — до 1,97 млрд тонн, к 2030 году — до более чем 2,2 млрд тонн. Страны региона регулярно наращивают потребление нефти, к тому же в Китае и в ряде других стран АТР интенсивно растет количество частного автотранспорта, так что можно с уверенностью сказать, что потребность в нефтепродуктах будет только увеличиваться. «Кризис доллара может сократить объемы американского импорта, что отразится на экономиках в первую очередь Китая, Японии и Южной Кореи. При сокращении этого рынка сбыта им, возможно, придется сокращать производство или перенацеливать его на другие рынки, — говорит аналитик ИК «Финам» Владимир Поляченко. — Это может снизить потребление нефти регионами. С другой стороны, обострение ситуации на Ближнем Востоке, вокруг Ирана, а также Венесуэлы и других поставщиков нефти на мировой рынок может обернуться ростом потребления российской». Если эти прогнозы реальны — проблем со сбытом не будет, но так или иначе, нефти из ВСТО придется искать место на рынке АТР. Ведь нефтедобывающие компании только начинают договариваться о контрактах на поставку сырья.

ВСТО в январе

На участке Тайшет–Усть-Кут сварено в нитку более 550 км линейной части, ведутся работы по монтажу линейных задвижек, строительству подводных переходов через Усть-Илимское водохранилище, реки Ангара, Вихоревка. Сегодня строительство ведется на участках Тайшет–Усть-Кут и Сковородино (Большой Невер) – Тында, то есть там, где трасса не претерпела изменений в связи с выносом ее за пределы водосборной территории озера Байкал и осуществляется переход на участок Усть-Кут–Талакан.

Всего в 2007 году предполагается проложить 1 242 км нефтепровода, построить линии электропередачи, дороги, нефтеперекачивающие станции, ряд других ключевых объектов системы.

Общая протяженность трубопровода — 2 800 км.