Алкогольный рынок — слишком важная часть экономики, чтобы государство могло оставить его в покое. Вслед за государственными корпорациями в области нефти, газа, энергетики и транспорта подобная структура начинает формироваться в сфере производства спирта и водки.
Реформа алкогольной отрасли назревала подспудно и неспешно. Невозможно однозначно сказать, было ли это задумано заранее или нет, но в результате кризисов, спровоцированных действиями государства, мелких производств становится все меньше, а места для роста и развития больших компаний, которые смогли с успехом пережить тяжелые времена, все больше. Одной из этих крупных компаний оказывается государственное предприятие.
Ранее ФГУП «Росспиртпром» принимало небольшое участие в управлении активами — теми предприятиями, в которых государству принадлежат крупные пакеты акций. Даже в случае контрольного пакета реальным управлением часто занимались представители миноритарных акционеров. С согласия ФГУП и при поддержке местной администрации. В прошлом году ситуация стала меняться. Государственное предприятие начало принимать активное участие в выводе ликеро-водочных и спиртовых заводов из кризиса.
Это может означать, что на базе принадлежащих государству алкогольных и спиртовых предприятий начинает формироваться крупнейший в России алкогольный холдинг. Перспектива его создания вполне реальна. Для того чтобы убедится в этом, достаточно открыть интерактивную карту на сайте «Росспиртпрома»: точки городов, в которых ФГУП управляет активами, светятся по всей карте России. 62 предприятия, где государству принадлежит контрольный пакет акций, 24, в которых пакет меньше 51%, 15 филиалов и еще 21 дочернее предприятие.
Рано или поздно произойдет и приватизация — ФГУП «Росспиртпром» станет ОАО со стопроцентным участием государства. После этого к сочетанию большого количества активов по всей России и большей самостоятельности из-за смены формы собственности нужно будет добавить только качественный менеджмент для того, чтобы появилась компания, способная задавать тон на общероссийском алкогольном рынке.
Водка — это не газ и не нефть, но тоже стратегически важный продукт. Настолько важный, что для контроля над ее производством нужно создать алкогольный аналог «Газпрома».
Важным и открытым в этом плане остается вопрос о том, что, собственно, собираются делать чиновники с помощью такого мощного инструмента, чего они хотят добиться от алкогольного рынка. Будет ли «Росспиртпром» только еще одним источником пополнения бюджета, или на него ляжет и выполнение социальных функций? Пока социальные функции выходят на первый план. Но даже их четкого понимания пока, видимо, нет. Все, что появилось из недр «Роспиртпрома», — это идея производства «народной водки» — дешевой и качественной, идея, которая с легкой руки пресс-секретаря ФГУП и журналистов уже получила название национального водочного проекта.
Понимание государством и чиновниками в качестве главной задачи госкомпании обеспечение населения дешевым алкоголем настораживает. Аргумент, что дешевая водка является альтернативой и спасением от контрафактного алкоголя, не выдерживает никакой критики. Статистика показывает, что большинство отравлений алкоголем вызваны потреблением не «контрафакта», а обычной водки. Все зависит от количества выпитого. Кроме того, есть — не надо закрывать на это глаза — определенная категория людей, которые в силу особенностей своего бытия предпочитают употреблять суррогаты и на водку, даже дешевую, не перейдут. А вот для так называемых умеренно пьющих соблазн купить лишнюю бутылку возрастет. Результат вполне предсказуем.