Ожидается, что документ подтолкнет создание отраслевого законодательства на федеральном уровне.
Работу над законом «Об усилении ответственности за нарушение условий безопасности и охраны труда в организациях угольной промышленности» власти Кузбасса начали еще год назад. Вялотекущий процесс, в котором принимали участие как московские структуры, так и сенатор от Кузбасса Сергей Шатиров, активизировался в этом году после мартовской аварии на шахте «Ульяновская». После того, как погибли 39 человек на «Юбилейной», глава Кемеровской области Аман Тулеев поставил задачу в короткие сроки завершить работу над ним. И документ в течение недели был утвержден областным Советом и подписан руководителем области.
По словам председателя облсовета Геннадия Дюдяева, новый закон фактически собрал воедино все разрозненные инструкции и акты, которые регулировали требования техники безопасности. В первую очередь он предусматривает жесткие правила для шахтеров: достаточно быть застигнутым за курением или употреблением наркотиков в забое, чтобы лишиться работы. Даже наличие курительных принадлежностей в кармане — основание для увольнения. Кроме того, закон прописывает и ответственность руководителей шахт за нарушения со стороны горняков, а также содержит жесткие требования при приеме на работу глав предприятий.
Ссылка на новый закон будет в обязательном порядке оговариваться в трудовых соглашениях при устройстве на работу шахтеров, а также в коллективных договорах, заключаемых между профсоюзами и администрациями шахт. По словам представителей администрации Кемеровской области, контроль за его исполнением ляжет на плечи инспекторов Ростехнадзора, собственников шахт и чиновников администрации Кузбасса.
Вероятнее всего, документ сможет реально работать, если удастся переломить психологию самих горняков, среди которых бытует правило не выдавать коллег. Единственный случай, когда такое случилось, произошел два года назад на одной из шахт в Березовском. Тогда двое горняков сообщили о курении в забое своего коллеги. Дело закончилось длительными судебными тяжбами и увольнением виновного. Не исключено, что и вступление в силу нового регионального закона вызовет волну судебных разбирательств, связанных с предстоящими увольнениями.