Твердый бытовой рай

2 июля 2007, 00:00
  Сибирь

Редакционная статья

Вопрос о развитии мусоропереработки в России возник не потому, что отходов вдруг в одночасье стало больше. Причинами стойкого интереса к этому сектору стали повышение внимания общества к вопросам экологии и формирование в сфере твердых бытовых отходов (ТБО) доходных бизнесов.

Обращаясь к конкретному опыту современной России в этой области, можно заметить: несмотря на то что этот рынок является малоконкурентным и высокорентабельным, да еще и общественно важным, примеров успешных компаний или проектов в этой сфере не так уж и много.

Вопрос переработки и использования мусора в промышленности, как любят писать журналисты, «один из тех вопросов, которые должны оказаться в поле зрения и внимания государства». Конечно, государство должно участвовать в процессе в качестве регулятора и стимулятора деятельности. Но круг проблем, которые непременно должны оказаться в числе первоочередных и которым нужно уделять как можно больше внимания, уж слишком широк. А спектр вопросов, где современные высшие чиновники могут похвастаться экспертными знаниями, ограничен. Если на отрасли, которые считаются важнейшими для экономики (добыча и транспортировка нефти и газа, энергетика) их хватает, то на другие частенько уже нет.

Формирование средних и крупных компаний в мусоропереработке — вопрос времени, и регулироваться этот процесс должен прежде всего самим рынком. Дело властей — установить четкие и внятные правила игры, помочь на первом этапе в решении организационных вопросов. Важнейшая часть системы переработки ТБО — сортировка. Ни один завод, кроме тех, что занимаются спрессовыванием мусора в брикеты, не может обеспечить утилизацию всех категорий отходов, перемешанных вместе. Раньше сортировкой занимались бомжи на свалках, которые выбирали все, что можно было сдать, и сдавали. Сейчас примерно тем же самым, но на промышленном уровне занимаются немногочисленные мусоросортировочные заводы. Прошедшие эту стадию отходы поставляются организациям, которые их либо перерабатывают, либо используют в своем производстве, либо продают дальше.

Первичной сортировки мусора, осуществляемой самими гражданами, в России нет вообще. Именно это приводится в качестве одной из причин, тормозящих развитие рынка ТБО. Между тем, в развитых странах, где переработка отходов поставлена на поток, их первичная сортировка обязательна, что закреплено на законодательном уровне. Неплохо бы такой порядок установить и у нас в стране. Ведь запуск огромных и дорогих мусороперерабатывающих заводов может оказаться малорентабельным именно из-за отсутствия этапа сортировки. Но даже если обязать наших граждан стеклянные бутылки при выносе мусора отделять от пластиковых, очень маловероятно, что все станут это делать. И здесь открывается огромное поле деятельности для общественных организаций экологической направленности, причем для деятельности конкретной. Пока их работа видна только по вспыхивающим скандалам вокруг экологических экспертиз крупных проектов. Такой жесткий контроль за крупным бизнесом, может быть, и несет полезные функции, но на жизни простых граждан не сказывается никак.

В области ТБО независимые экологи и организации могли бы найти себя. В контроле над действиями власти и бизнеса в вопросах утилизации мусора, но, главное, в создании различных программ по прогрессивному обращению с отходами, вовлечении населения в эти программы, организации более активного диалога между властью, бизнесом и обществом по проблемам переработки ТБО. Через влияние на принятие решений и через планирование и осуществление демонстрационных проектов общественные организации могут способствовать внедрению более экономически и экологически приемлемых подходов к решению проблемы ТБО.

Это могло бы вывести на новый уровень не только проблему отходов, но и взаимоотношения общественных организаций и самого социума. Совместное решение такой актуальной проблемы, как судьба отходов, могло бы сблизить общественников и граждан, интересы которых они защищают. И, возможно, мусор станет одним из инструментов формирования гражданского общества в России.