А спам и нынче там

Если вы работаете в офисе, то уже научились одному из самых необходимых умений — отличать сообщения, приходящие на рабочий адрес электронной почты, подобного рода: «Добрый день! Позвольте предложить вам… / Здравствуйте! Предлагаем принять участие в курсах по выживанию в экстремальных условиях… / Прочтите обязательно! Сертификат в русскую баню — лучший подарок!»

Скорее всего, любое такое письмо так и остается недочитанным до конца — скользнув по нему краем глаза, пользователь отправит его в виртуальную корзину. Потому что эти послания каждый сотрудник современной фирмы получает в день десятками, а то и сотнями.

Это спам-рассылка, при которой одно письмо отправляется неведомым отправителем сразу по миллионам адресов. Спам — бич современного Интернета. Сказать, что он мешает производственной деятельности — значит, ничего не сказать. Он буквально «достает» пользователя на работе и дома, изо дня в день.

Менеджер одного из не мелких предприятий в телефонной беседе откровенничает: «У нас поставили новый спам-фильтр (специальную программу, отсекающую все подозрительные сообщения), теперь перестали приходить нужные письма. Поэтому точно скажите, с какого адреса будет послано ваше письмо и с каким названием, я сообщу нашему системному администратору, чтобы он его пропустил. Потом отправьте и перезвоните, я скажу, получила что-то или нет». Зачастую, если не передать друг другу все эти данные, похожие на пароль для шпионской переписки, нужное сообщение будет уничтожено. Такова цена, которую платят организации, твердо решившие отсечь доступ спаму на свой почтовый сервер.

Но как быть, если сама производственная деятельность компании связана с обширной перепиской и с каждым автором невозможно условиться о названии и времени отправления письма? Если это, например, рекламное агентство, журнал? Жестких ограничений на входящие сообщения тут не задашь, и тогда на ваш ящик валятся нескончаемым потоком объявления на любой вкус — от предложения горящих путевок до виагры или завлекательных виршей о возможности немедленного и легкого обогащения:

«Есть в Интернете волшебный кошелек, и все, что вы на него пошлете, вернется вам в удвоенном размере! Пошлете 50 рублей, получите 100 рублей, пошлете 100 рублей, получите 200 рублей…» Дальше в сообщении прилагается подробный план, как заставить этот электронный кошелек-удвоитель приносить стабильный финансовый доход. «Все работает, проверено на себе!»

Избранный рекламный прием не лишен оригинальности, но чтобы послать деньги на указанный «волшебный» кошелек, на мой взгляд, нужна, по крайней мере, младенческая доверчивость.

И вот в ней-то, в такой доверчивости, возможно, есть и объяснение спаму как явлению современной жизни. Особенно его живучести.

Ведь большая часть рассылок — это рекламные предложения вполне реальных компаний. Значит, сколько ни говорят о низкой эффективности спама, не переводятся клиенты у тех, кто его рассылает! Спамеры постоянно развивают свой бизнес, предлагают бонусы и скидки, рассылку по десяткам миллионов адресов Интернета за символические, в сравнении с газетной или радиорекламой, деньги, а все вопросы о реальной отдаче от таких рассылок отметают железным аргументом: «Вы читаете наше предложение? Значит, прочитают и ваше!»

Заказав у них рассылку, коммерсанты словно встают на сторону спамеров и не видят очевидного. Чем, например, руководствуются организаторы семинаров, которые рекламируют их подобным образом? Неужели серьезные предприниматели соберутся лететь куда-то за тридевять земель для трехдневных занятий, получив странное письмо, озаглавленное: «Вы спрашивали об этом обучающем курсе? Здравый смысл в простом изложении, без лишней воды, кратко, доходчиво и точно!» от какой-то Джуны? И на что рассчитывает компания, распространяющая от имени Ахтама Жемчугова предложения о «быстрой ипотеке»?

Впрочем, собственный имидж и продажи — личное дело каждой компании. Только вот их спам здорово мешает жить всем пользователям Интернета. Возможно, как это ни грустно признать, и стоит выделки овчинка — заказать спам-рассылку все-таки дешевле, чем любую другую рекламу, и если на такое объявление откликнутся пусть с десяток доверчивых, значит, цель достигнута.

В опубликованном в середине февраля отчете компании Sophos — одного из мировых лидеров в области безопасности информационных технологий — говорится, что Россия впервые заняла второе место в мире в списке стран-распространителей спама. Потери только российских компаний от спама в прошлом году могли достичь 500 миллионов долларов. По данным компании, с территории России в четвертом квартале прошлого года разослано около девяти процентов всей нежелательной почты в Интернете. Лидируют по этому показателю в мире США — на их долю приходится порядка 22 процента спама. Третье место, по оценке Sophos, занимает Китай с долей примерно в четыре процента.

Эти цифры вовсе не значат, что у нас в стране столько спамеров — рассылка может вестись и с зараженных специальным вирусом компьютеров. Но факт, что бороться с рекламными рассылками в России практически невозможно, поскольку наши интернет-провайдеры не обязаны пресекать эту деятельность. Нет у нас таких законов.

За все время более-менее внятного существования Интернета в нашей стране за спам дали год условно в 2004 году студенту из Челябинска, который написал программу и с ее помощью разослал тысячи нецензурных SMS-сообщений с сайта компании — оператора GSM. Да вот недавно в Перми оштрафовали на пять тысяч рублей еще одного деятеля за несанкционированную рассылку рекламных объявлений.

За рубежом за такие шалости дают гораздо больше — и штрафы посолидней. В Австралии до миллиона долларов за каждый день рассылки — и в тюрьму спамеров сажают.

А пока специального закона, дающего хотя бы определение спама, в России нет, вот и исхитряются правоохранительные органы — то за хулиганство пытаются спамеров привлечь, то за нарушение «Закона о рекламе». При таком миролюбивом отношении государства чего же не засорять мозги граждан! А убытки от нерационально используемого рабочего времени — да кто их у нас считает.