Сегмент неограниченного роста

Римма Минина
14 апреля 2008, 00:00
  Сибирь

Рынок товаров для дома еще далек от насыщения. У компаний, специализирующихся на этом направлении, сегодня есть все возможности развиваться у себя дома и беспрепятственно выходить в соседние регионы

Сложилось мнение, что в регионах все больше обостряется конкуренция на рынке товаров для дома, и этому способствует активное вхождение в сибирский округ крупных столичных и международных ретейлеров. Способны ли местные торговые сети противостоять подобной экспансии? Директор компании «Новэкс» (Алтайский край) Виктор Филипчук совершенно спокойно относится к появлению на своем рынке игроков различных мастей. При этом сама компания активно продвигается на рынок соседних территорий. Сегодня «Новэкс» имеет 45 магазинов, четыре из которых расположены в Новосибирской области и Республике Алтай.

«Мы намерены открыть в течение года еще 15 торговых точек, — рассказывает о своих планах Виктор Филипчук. — И будем это делать не только на территории Алтайского края. В нише, которую мы изначально заняли на рынке, по сути, у нас нет конкуренции. Появление в Барнауле сначала новосибирской компании «Холидей» с гипермаркетом «Алтай», а затем и питерской «Ленты» лишь подтвердило правильный выбор нашей стратегии. Практика показала, что ни один магазин нашей сети не впал в стагнацию. Товарооборот постоянно растет на 40–60 процентов в год. Даже «старые» магазины дают прибавку не менее 15 процентов в год. И то, что этот показатель на уровне инфляции, нас не смущает. В целом компания продолжает развиваться, набирать обороты».

— Виктор Васильевич, восемь лет назад, когда в Барнауле открылся первый магазин «Новэкс», вы позиционировали себя в формате «магазин у дома». Произошли ли с тех пор изменения в вашей работе?

— Нет. Мы так и работаем «у дома». На Западе этот формат называют Drogerie (Drogerie — магазин самообслуживания площадью 100–300 кв. м, продающий бытовую химию, предметы гигиены, принадлежности для ухода за домом, косметику — Ред.). Безусловно, крупные розничные операторы имеют в своем ассортименте многое из того, чем мы торгуем. Однако выбранная нами ниша дает свои преимущества. Всегда будут потребители, которые хотят зайти в магазин и приобрести необходимые товары там, где они живут. За несколько лет мы подняли лояльность этих покупателей к нашим магазинам. Чтобы ее не потерять, нам, конечно же, приходится постоянно развиваться. То, что было прогрессивно пять лет назад, сегодня требует корректировки. Важно чувствовать ситуацию и реагировать на происходящие изменения.

— Под изменениями вы подразумеваете появление на рынке таких крупных игроков, как ИКЕА?

— Вовсе нет. Если они и придут на наш рынок, то это будет лишь еще один крупный магазин того же разряда, что «Лента» или гипермаркет «Алтай». Это будет усиление конкуренции именно в этом сегменте рынка. Нам в Барнауле конкуренцию сегодня составляет разве что торговая сеть «Параллель», которая работает в том же формате, что и мы — «магазин у дома». Однако они арендуют торговые площади по 50–100 квадратных метров. Такой масштаб автоматически является ограничителем ассортимента. Мы же, наоборот, делаем ставку на его увеличение. Сегодня, когда покупатель становится все более искушенным, важно предвосхитить его запросы. Поэтому, говоря об изменениях на рынке и его современных требованиях, я прежде всего имею в виду как раз это. Таким образом, стиральный порошок, зубная паста — то есть те товары, которые для нас изначально были на первой позиции, — сегодня становятся второстепенными, так как есть везде. В наши приоритеты выходят товары для дома и интерьера, посуда, текстиль, детские товары, косметика. При этом мы не заигрываем с потребителем через тактику снижения цен. Мы сторонники такой работы с покупателем, чтобы он захотел прийти к нам, даже зная, что у нас обычные цены. Ведь всем известно, что высший пилотаж маркетинга — продать товар с максимальной наценкой. Например, в центральном магазине в Барнауле на улице Малахова мы предоставляем максимальное количество товаров — до 30 тысяч наименований. Наши торговые площади здесь составляют около 1,5 тысячи квадратных метров. Стоит отметить, что в основном мы стараемся открывать магазины на новых торговых площадях. Это имеет важное значение. Старые советские магазины, увы, практически не приспособлены под современные стандарты торговли. Тот же универсам на Малахова, к счастью, нам удалось перестроить так, что он максимально отвечает этим требованиям. А ведь когда мы его приобрели, при общей площади 4,5 тысячи квадратных метров торговая часть занимала всего 1,2 тысячи. Сегодня мы убрали даже складские помещения, потому что технологии современной торговли заставляют работать по принципу «товар с колес на полку». Сдаем часть помещения в аренду. В ближайшей перспективе мы намерены уходить от площади в 1,5 тысячи квадратных метров в сторону увеличения.

— Большинство ваших торговых площадей в Барнауле расположено вместе с магазинами продуктовой сети «Мария-Ра». Чем продиктован такой подход?

— Во-первых, с Александром Ракшиным, владельцем сети «Мария-Ра», мы знакомы по бизнесу лет 15. В Барнауле он первым начал открывать современные продуктовые магазины. В ходе создания его сети мы и открыли первый совместный магазин, объединивший продукты с непродуктовой группой товаров. Ну и второй момент: со временем пришло понимание, что в такой кооперации наши магазины становятся очень удобными для покупателя. Таким образом, мы расширяем покупательскую аудиторию и завоевываем постоянных клиентов.

По этому пути мы идем и дальше. Сегодня выстраиваем торговлю и с другими продуктовыми сетями. И время показывает, что эта тенденция объективно сложилась под влиянием обоюдных потребностей и покупателей, и ретейлеров.

— На ваш взгляд, проблемы какого характера сегодня для вас наиболее ощутимы?

— Я бы сказал, борьба за покупателя, конкуренция с товарами продуктовой группы. Для пояснения приведу следующую статистику. В Соединенных Штатах Америки на продукты идет 25–30 процентов доходов населения. У нас в России — 50–60 процентов. Стоит еще учесть уровень инфляции, который увеличивается за счет роста цены на продовольствие. В этом нет вины отечественных сельхозпроизводителей или торговых сетей. Это мировая тенденция. Соответственно, если доходы россиян растут на 15 процентов, а цены на продукты — на 30 процентов, то, естественно, перераспределение расходов населения сложится не в пользу нашей группы товаров. Их потребление сократится как раз на эту разницу — 15 процентов. Но это объективная ситуация, повлиять на которую не в наших силах.

Ну а все, что в наших силах, — увеличение ассортимента, повышение качества обслуживания, расширение зоны влияния — мы стараемся максимально использовать.

— Вы председатель Алтайской краевой торговой ассоциации, то есть вы — человек, владеющий большим объемом аналитической информации. На ваш взгляд, какие основные проблемы стоят перед ретейлом в целом с учетом российского менталитета?

— Я бы назвал отношение властных структур к торговле, как к чему-то «халявному», где деньги сами сыплются на голову. Недавно на одном из совещаний в Барнауле было заявлено, что краевые власти больше не хотят субсидировать кредиты для малого бизнеса в торговле.

«Такая поддержка не является эффективной. Государство заинтересовано поддерживать реальный сектор экономики», — сказал чиновник.

Я совершенно ничего не имею против первой части этого заявления. По оценкам экономистов, сегодня розничная торговля и без особой поддержки одна из самых динамично развивающихся отраслей экономики в России. Однако с тем, что она не есть «реальный» сектор экономики, трудно согласиться. Сегодня становится сложнее довести товар до конечного потребителя, чем его произвести. Поэтому эффективность работы розничных торговых операторов непосредственно сказывается и на «жизни» самого товара и товаропроизводителя. Розничная торговля в динамично развивающемся обществе требует больших капиталовложений, внедрения современных ИТ-технологий, новых организационных решений и более квалифицированных кадров. В ближайшие месяцы ожидается принятие Государственной Думой федерального закона о государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации. На мой взгляд, этот документ и механизм его действия вызывает много вопросов. Думаю, что он нам добавит немало проблем.

Тем не менее, на перспективы развития ретейла в целом и своей компании в частности смотрю с оптимизмом.

История создания

Днем рождения розничной сети «Новэкс» считается открытие первого магазина в Барнауле в октябре 2000 года. Компания была создана на основе крупного дистрибьюторского бизнеса, действующего под руководством Виктора Филипчука с 1991 года. Компания вела оптовую поставку в Алтайский край хозяйственных товаров, товаров бытовой химии, парфюмерии и косметики. Сегодня годовой оборот ООО «Новэкс» около 1,5 млрд рублей. В компании работают 1 400 человек. В Алтайском крае магазины сети расположены в Барнауле, Бийске, Рубцовске, Новоалтайске, Заринске, Камне-на-Оби, Славгороде, Тальменке, Поспелихе.