Уголь любой ценой не нужен

Экономика и финансы
Москва, 25.08.2008
«Эксперт Сибирь» №33 (220)
Гораздо большую роль, чем сейчас, в обеспечении безопасности на шахтах, должна играть служба Ростехнадзора, считает губернатор Кемеровской области Аман Тулеев

Вначале 1990-х угольная промышленность Кузбасса была на грани полного развала. Шахты закрывались, люди оставались без работы. А на предприятиях, где продолжалась добыча угля, шахтеры месяцами не получали зарплату. Сегодня ситуация кардинально изменилась, и речь уже идет не только о наращивании объемов производства, но и об увеличении инвестиций в его безопасность.

— Аман Гумирович, вы всегда с гордостью рассказывали, как удалось поднять находившуюся в упадке угольную промышленность Кузбасса. И добыча угля продолжает расти. Но в последнее время все чаще приходится с горечью говорить о трагедиях на шахтах. В чем, по-вашему, заключаются их основные причины, и каковы возможные пути устранения?

— Да, вы правы, угольную отрасль нам удалось не только возродить, но и поднять на более высокий уровень, чем это было в лучшие советские годы. С 1997 года мы привлекли в угольную промышленность Кузбасса 180 миллиардов рублей инвестиций, создали 46 новых современных угольных предприятий по добыче и переработке угля, в стадии возведения сейчас еще 17 угледобывающих предприятий и четыре обогатительные фабрики. Также мы строим и модернизируем угольные причалы в 15 портах России, вложили 24 миллиарда рублей в развитие железнодорожного транспорта (в 2003–2007 годах), создали более 20 тысяч новых рабочих мест, в три раза увеличили зарплату шахтерам (за 10 лет).

Россия сегодня по праву считается одним из крупнейших экспортеров угля. Мы занимаем третье место после Австралии и Индонезии. И доля Кузбасса в общероссийском экспорте угля — более 78 процентов.

И нынешний День шахтера мы вновь встречаем трудовыми достижениями. С начала года ввели в эксплуатацию шахту «Костромовская», разрезы Виноградов­ский-2 и Новобачатский суммарной мощностью 5,5 миллиона тонн угля в год, создали более 1 500 новых рабочих мест. В этом году шахтеры области уже добыли 106 миллионов тонн угля — это на 1,2 миллиона тонн больше в сравнении с таким же периодом прошлого года.

Вместе с тем мы поставили задачу роста добычи угля таким образом, чтобы не только наращивать объемы, но и делать труд шахтера максимально без­опасным. Уголь любой ценой нам не нужен. Мы добиваемся, чтобы собственники вкладывали немалые средства в обеспечение безопасности. Так, только в 2008 году ими будет вложено 5 миллиардов рублей — на 1,5 миллиарда больше, чем в 2007-м. А всего за последние 10 лет в безопасность направлено свыше 19 миллиардов рублей. В результате травматизм со смертельным исходом на шахтах области снижен за 10 лет в пять раз! Количество аварий уменьшилось в два раза.

Причины аварийности в угольной промышленности уже неоднократно обстоятельно анализировали. Это проблема комплексная.

Во-первых, угольная отрасль во всем мире относится к числу самых опасных. Например, на шахтах Китая только в этом году погибли более 1 600 человек. На шахтах США с начала нынешнего года — примерно столько же горняков, сколько и в нашем регионе. К сожалению, у нас в этом году 25 смертельных случаев. Но ведь уровень техники и технологии в Америке не на один порядок выше, чем на шахтах России, Кузбасса.

И еще об одном хочу сказать. Почему-то люди забывают о том, сколько ежедневно жертв в ДТП и на пожарах. Посмотрите: на дорогах области в ДТП только в этом году погибло около 300 человек, в Новосибирской области даже больше. Пожары в области в этом году унесли жизни 170 человек. Сравните сами эти цифры!

Во-вторых, причины трагедий на шахтах являются прямым следствием кризиса 1990-х годов — это и крайняя изношенность основных фондов, которая на некоторых предприятиях доходит до 80 процентов, и серьезное отставание отраслевой науки, и природная стихия. Да и безответственность некоторых руководителей, директоров угольных компаний, низкая дисциплина труда среди некоторых шахтеров.

Конечно, сказывается и то, что многие шахты Кузбасса относятся к одним из самых трудных в мире по показателям метанообильности и газовой опасности. Если сравнить опасность шахт в разных странах мира по 10-бальной шкале, то те кузбасские шахты, на которых за последние годы произошли взрывы с трагическими последствиями, это шахты с 9 или 10 баллами.

Вывод один: недостаточно просто купить несколько единиц дорогого оборудования. Необходимы комплексные изменения в проектировании шахт, в организации процессов добычи и обслуживания, в обучении персонала и во многом другом. Нужно основной упор делать на открытую добычу угля, где нет аварий, активнее применять новейшие технологии — вплоть до безлюдных, как например, на шахте «Распадская».

Большие надежды мы возлагаем на создание технопарка. Одними из основных направлений его деятельности станут вопросы безопасности угольной промышленности, извлечения метана из угольных пластов, экологии.

На шахте им. Кирова (компания «СУЭК») уже построена дегазационно-утилизационная установка по извлечению метана и переработке его в тепло и электроэнергию. Такие же установки смонтированы на шахтах «Чертинская-Коксовая» (компания «Белон») и «Красногорская» (компания «СДС-Уголь»).

К завершению близится разработка проектов комплексной дегазации метана с последующей его утилизацией для шахт «Октябрьская» и «Полысаевская». На Талдинской площади Ерунаковского месторождения по пробуренным четырем скважинам ведется работа по экспериментальной добыче метана. Он будет использоваться как топливо для заправки автомобилей на разрезе Талдинский («Кузбасс­разрезуголь») и для выработки электро­энергии, тепла на разрезе Талдинский-Западный (ЮКАС-Холдинг). В настоящее время выполняются рабочие проекты по бурению семи промысловых скважин на этой площади. Все это позволит значительно обезопасить труд шахтеров.

Считаю, что важнейшую роль в обеспечении безопасности на шахтах играет служба Ростехнадзора. По моему глубокому убеждению, она должна работать на шахтах ежедневно, как это было при советской власти. Прежде чем шахтеры спустятся в забой, там должна побывать служба технадзора. И если обнаружен какой-либо непорядок — замок на дверь, и все. Сегодня же нам стоило больших трудов привлечь Ростехнадзор на шахты Кузбасса. Конечно, молодцы, что провели массовые проверки. Но делать, повторяю, это надо не разово, не наскоком, а ежедневно! Как водителей, летчиков перед каждым рейсом проверяют медкомиссии, так и Ростехнадзор должен проверять шахты. Необходимо каждодневное предупреждение аварий, нештатных ситуаций.

Естественно, многое зависит и от так называемого человеческого фактора. За последние 10 лет ни один выпускник горных вузов Москвы и Санкт-Петербурга не появился на кузбасских шахтах. Работают только выпускники областных вузов, но их катастрофически не хватает. Просто трудно найти грамотного директора, главного инженера, специалиста. Кроме того, нужна высокая дисциплина самих шахтеров. Но самое главное: необходимо кардинально менять сознание занятых в угольной отрасли людей, приучать к ежеминутной и непрерывной оценке всех рисков.

— Кузбасский технопарк — проект масштабный. Пока его реализация в основном ложится на плечи областного бюджета. Удастся ли включить его в федеральную программу финансирования?

— В конце 2007 года Правительство РФ включило Кузбасский технопарк в госпрограмму создания в России технопарков в сфере высоких технологий.

Всего за три года (2008–2010-й) на строительство инженерных коммуникаций Кузбасского технопарка планируется выделить 713 миллионов рублей — 413 из областного и 300 миллионов из федерального бюджета. В том числе в 2008 году на строительство инженерной инфраструктуры технопарка будет выделено 200 миллионов рублей из федерального и областного бюджетов.

 Совместно с учеными, собственниками, специалистами-профессионалами мы разработали несколько проектов, которые можно реализовать на базе технопарка. Один из них — создание общероссийского Центра сервисного и технологического обеспечения горнодобывающей промышленности. Ведь не секрет, что Россия на 15 лет отстает от других стран в угольном машиностроении, мы до сих пор приобретаем за рубежом 80 процентов шахтного оборудования. Преодолеть такую ситуацию — это действительно большая и важная задача.

Для создания технопарка в Кузбассе есть уникальная научная оснва. У нас имеется собственная металлургическая и машиностроительная база: «Юрмаш», «Анжеромаш», Кузнецкий и Киселевский машзаводы и другие предприятия, высоко­квалифицированные специалисты, потребители горно-шахтного оборудования.

В Кузбассе на протяжении десятилетий на базе единственного в стране академического Института угля и углехимии ведутся инновационные научные исследования по переработке угля, в том числе — в жидкие виды топлива.

В 2008 году начали реализацию первых научных разработок. Рассматриваем возможность открыть филиал технопарка в Новокузнецке, который бы включал в себя опытное и мелкосерийное производство, офис с необходимым набором услуг, возможности размещения гостей и специалистов, приезжающих работать по контракту.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №33 (220) 25 августа 2008
    Кризис авиаперевозчиков
    Содержание:
    Дозаправлялись

    Кредиторам надоело ждать денег, и они перестали заправлять лайнеры «КрасЭйр». Авиакомпании остается уповать только на государственную корпорацию «Ростехнологии» и доброту заправщиков

    Реклама