Триада проблем

У Новосибирской области сегодня несколько болевых точек, по которым Правительство России обещает весомую поддержку

Первые лица государства регулярно проводят встречи с главами регионов. Для последних это не только возможность ознакомить высшее руководство страны с тем, как идут дела в субъекте федерации, но и заручиться поддержкой центра по многим вопросам. Очередная встреча губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского с Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным прошла в Новосибирске во время поездки премьера по регионам Сибири. В Новосибирске, в частности, он утвердил Транспортную стратегию страны до 2030 года. Подробности этого разговора Виктор Толоконский прокомментировал оптимистично, заверив, что область заручилась значительной поддержкой федерального центра по многим ключевым направлениям развития.

Жилье будем покупать

— В первую очередь я рассказал главе правительства о темпах развития экономики нашего региона, о завершении уборки урожая, об ожидаемых итогах этого года. О том, как спланирован бюджет на 2009-й и ближайшие годы, какие крупные инвестиционные проекты осуществляются в регионе. Вторая часть — постановочные вопросы с моей стороны и поручения председателя правительства. 

Владимир Владимирович просил меня максимально быстро провести работу по заявлению возможного объема жилья для государственного выкупа на нужды по пере­селению людей из ветхих и аварийных домов и для предоставления квартир военнослужащим по сертификатам.

Правительство сейчас принимает решение о выделении больших ресурсов на эти цели.  Часть средств, запланированных на 2009 год по Фонду содействия реформированию ЖКХ, переносятся на 2008-й. А так как этот механизм предполагает наличие уже готового жилья, причем в домах полной строительной готовности, зарегистрированного в учреждениях юстиции, — это непростой процесс. Он предполагает софинансирование со стороны субъекта федерации и муниципалитета — поэтому требуется огромная подготовка.

Понимая важность вопроса, я еще в начале года говорил: давайте разрабатывать программу 2009 года. Если бы мы озадачились этой проблемой сегодня, средств из федерального фонда не получили бы. Для составления планов и заявки необходима полная картина: протоколы собрания жильцов, перепись квартир, готовое жилье, четко прописанные механизмы софинансирования — очень много технической работы. Так как мы 2009 год уже спланировали целиком, думаю, сможем в ближайшее время предоставить фонду полную заявку и получить дополнительные средства на переселение жильцов из ветхих домов.

Этот шаг является и серьезной мерой поддержки российского рынка жилищного строительства, так как гарантирует застройщикам сбыт больших объемов сданного жилья. В целом по России на эти цели до конца года государство планирует выделить 50 миллиардов рублей. Сумма, которую получит Новосибирская область, во многом зависит от заявки на объем закупа. Эта работа активно ведется, и сегодня Новосибирская область способна предложить более полутора тысяч квартир для государственного закупа.

По сертификатам на жилье для военнослужащих вопрос тоже непростой. У нас всегда не хватало цены квадратного метра, заложенной в сертификат. Нормативная стоимость — 36 300 рублей за «квадрат» — была актуальна еще полгода назад. Но рынок претерпел серьезные изменения, и сертификаты оказались невостребованными. Сегодня, я думаю в эту сумму вполне реально уложиться: застройщики смогут продать жилье по этой цене и получить оборотные средства. Сколько точно квартир смогут предоставить компании — сказать не могу, идет согласование с ними этого вопроса. Фонд соберет данные по всей стране и сформирует общую заявку, на основании которой и будет дана оценка финресурсов, выделенных в стране в виде сертификатов на жилье. Но я твердо уверен: мы будем в числе первых по предложению объема средств, которые готовы принять и освоить.

Мы постараемся максимально заявить здесь наши возможности, чтобы тем самым поддержать граждан, нуждающихся в переселении и обеспечении жильем за счет государственного бюджета. Как раз на это Владимир Владимирович Путин обратил особое внимание. Второй аспект — закуп жилья поддержит строительный рынок в неспокойные времена кризиса. Мы сейчас постараемся приобрести такое количество квартир, чтобы у всех застройщиков имелся запас оборотных средств для продолжения строительства, чтобы гарантировать необходимый уровень объемов ввода в строй жилья в следующем году. На 1 ноября у нас оформлено около 900 тысяч квадратных метров. Мы выйдем по итогам года на миллион двести – миллион двести пятьдесят метров. Это плановый рубеж, но нельзя не думать о 2009-м, 2010-м и последующих годах. Поэтому мы хотим этот рынок не только не уронить, но и сделать более динамичным.

Для этого будут приняты и другие меры. Например, еще несколько месяцев назад мы решили активизировать процесс ипотечного кредитования. Увеличен уставный капитал областного Агентства ипотечного жилищного кредитования — депутаты облсовета согласились, и сессия приняла это решение. Знаю, что состоялся совет директоров агентства, который утвердил проспект дополнительной эмиссии. Новосибирская область вносит 170 миллионов рублей и тем самым доводит уставный капитал агентства до 200 миллионов. Одновременно мы намерены скорректировать ипотечную программу. Хотим выдавать займы на небольшие по площади квартиры людям с невысокими доходами, живущим на зарплату, а не тем, кто жилье рассматривал как способ  накопления. Новосибир­ская область сейчас готовит некоторые предложения по формированию фонда содействия этому процессу, где за счет бюджета будет создана дополнительная финансовая гарантия банкам, агентствам, которые будут выкупать закладные.

Без транспорта никуда

— Два постановочных вопроса председателю правительства касались транспортных проблем. Один — о поручении председателя правительства Министерству транспорта и другим ведомствам о федеральной поддержке строительства третьего моста через Обь в черте Новосибир­ска. Думаю, здесь будет оказана под­держка со стороны правительства. Мы завершаем проектирование. Надеюсь, в следующем году начнем подготовительные работы.

Второе обращение касалось увеличения федеральных средств на строитель­ство метро. Я говорил, что в условиях загруженности основных магистралей, трудностей сообщения между правым и левым берегами Оби, на которых расположен город, нам очень важно ускорить развитие метрополитена. Мы строим станции, и при финансировании пятьдесят на пятьдесят готовы увеличивать свою долю в денежном выражении. В  региональном бюджете 2009 года на эти цели запланировали 400 миллионов рублей. Поэтому я попросил на следующий год увеличить ассигнования из федерального бюджета.

С транспортом так или иначе связана и эффективность управления федеральной собственностью, которую мы обсуждали с Владимиром Путиным. По ряду государственных пакетов акций мы внесем предложения — не буду называть сейчас объекты, потому что нужно еще пройти процесс согласования, но в целом под­держка со стороны председателя правительства усилиям региона в развитии инфраструктуры, в том числе и сложных объектов, которые отнесены к федеральной собственности, есть.

Необходимо, чтобы эта инфраструктура быстро обновлялась, развивалась и способствовала общему росту региона. В первую очередь это касается аэропорта Толмачево. Не думаю, что здесь нужны какие-то политические решения. Необходимо просто выбрать правильную модель управления. При реализации транспортной стратегии России мы должны более эффективно управлять государ­ственной собственностью. В частности, 51 процент акций аэропорта принадлежит государству, и этим пакетом надо управлять. Проводить дополнительные эмиссии, чтобы другие акционеры не дремали, а тоже вкладывали средства в развитие предприятия.

 pic_text1

Необходимы решения и на региональном уровне. На средства области построена дорога, сейчас идет работа по коммуникациям. Мы резервируем земельные участки вокруг аэропорта, развиваем здесь логистический парк. Рядом с Толмачево началось строительство огромного выставочного центра — ведется отсыпка грунта. Это будет уникальный центр больших объемов с очень разными функциями. Реализацией проекта занимается иностранный частный инвестор. Вкладываются очень большие деньги, в следующем году начнем строить здесь конкретные объекты. Это тоже работает на аэропорт.

Нам бы покрупнее

— Третье обращение Новосибирской области к председателю правительства связано с необходимостью усиливать интеграцию Новосибирского госуниверситета и институтов Сибирского отделения Академии наук с тем, чтобы уже в новых организационных формах развивать научный центр как единый научно-образовательный комплекс. Чтобы университет и институты СО РАН не просто дополняли друг друга, а чтобы это был единый процесс, не происходило распыления средств, когда какие-то учебные лаборатории нужно дублировать и в университете, и в институтах. Здесь тоже требуются поручения Министерству образования и науки и ряду других ведомств на федеральном уровне.

Естественно, премьер уточнил, что Новосибирский госуниверситет и так
находится в привилегированном положении. На самом деле я думаю, что председатель правительства воспринял аргументы, которые я приводил. Действительно, базовая цель была такой, чтобы в некоторых регионах с большим экономическим, промышленным потенциалом и где нет большой науки и современных систем образования, надо адресно усилить это направление.

Вы помните: было принято решение создать федеральные университеты в Ростове-на-Дону, Красноярске. И, наверное, в этом есть логика, я нисколько не ставлю ее под сомнение. Но совершенно очевидно, что, решая задачи развития науки и образования в отдельных регионах, не нужно забывать о точках роста. Все равно есть регионы, где научно-образовательный комплекс может дать эффект для всей России. И поэтому целый ряд решений принят и по Москве, и по Санкт-Петербургу, где уровень развития образования и науки, безусловно, выше, чем в отдаленных регионах или в среднем по России. Поэтому я и говорил, что нам здесь важен организационный импульс, тем более что мы не просим, в отличие от столиц, каких-то особых капитальных вложений. Мы говорим просто о более эффективной организационной модели.

Академия наук — это одно ведомство, университет — другое, а бизнес — третья система. Мы строим целый ряд технопарковых объектов — это еще одно направление. Чтобы их увязать, нужен единый научно-образовательный комплекс. Мы сможем создать единый наблюдательный совет, объединять ресурсы развития, которые получают институты Академии наук и университет. Снимется вопрос о передаче в чье-то ведение объектов. В любом большом университете институты работают как самостоятельные юридические лица. Такую схему можно сохранить и у нас.

Председатель правительства не раз бывал в нашем Академгородке и видел, что у нас еще есть и территориальная интеграция. Не просто где-то есть институт, лаборатория, университет. Это все у нас в одном месте. Поэтому я убежден: будет решение, и будет поддержка. Надо находить выходы в каких-то кризисных ситуациях и подтягивать регионы, требующие ускоренного развития. Нельзя сегодня пренебрегать точками роста, где при мини­мальных вложениях в очень короткие сроки за счет лучшей организации управления, при более эффективной интеграции ресурсов можно добиваться более высоких результатов. В такой ситуации у Новосибирской области есть возможность развивать конкурентоспособные преимущества, которые она сегодня имеет, — науку, образование.

Многие эксперты согласятся, что фундаментальное образование в России ничем не уступает мировому. Если говорить о подготовке математиков, физиков, химиков, биологов, то наши научные школы, университетские традиции, подготовка студентов в системе общего образования вполне конкурентоспособны. А вот довести специалиста до работы в конкретной области, компании или фирме — здесь мы часто проигрываем, потому что мировая система намного дольше работала в системе рынка. Поэтому его законы очень точно сказывались на результатах работы образования. И сам студент осознает, что он должен быть специалистом в конкретной сфере и быть конкурентоспособным на рынке труда. Там заказчик понимает более точно, кого он хочет видеть и как зависит от квалификации специалиста его успех. И сам университет под это подстраивается.

А у нас сохранились традиции старых времен: мы фундаментальные курсы даем отлично, а потом раз — и провал, который заполняется плохо. Человек выходит со знаниями, но вот найти им применение не всегда может. Точно так же наука. Никто не сомневается, что наши исследовательские центры, наши ученые могут совершить самые сильные прорывные открытия, сделать разработку, опытный образец. Потом нужно это превратить в эффективную технологию. И тут тоже получается парадокс — открытие, изобретение, идеи у нашей науки есть. А техно­логии отечественные крупные компании покупают за рубежом. Потому что им нужны не идеи, не опытный образец, а готовая технология, документация, конкретное оборудование, чтобы довести эту разработку до быстрого внедрения. А у нас в этом провал. То же и с выходом на рынки. Вроде и продукция хорошая, и заложена в ней достаточная наукоемкость, но каких-то элементов не хватает — то системы управления, то дизайна и оформления. Наша техника иногда и надежнее, и эффективнее, и все же чего-то нет для того, чтобы освоить новые рынки.

Проблемы эти, на мой взгляд, системные. Они не касаются отдельного завода, отдельного университета, они — общие. У нас у России должны быть свои преимущества, приоритеты. И мы должны их использовать и закреплять по максимуму.

Всем спасибо, всем работать

— В целом  председатель правительства одобрил положение дел в Новосибирской области, наши планы. И я уверен, что поддержка будет. Она будет эффективной, заинтересованной, вы знаете, что кроме Владимира Владимировича Путина в Новосибирске работали министр экономического развития (Эльвира Набиулина — Ред.), новый министр регионального развития (Виктор Басаргин — Ред.). Это его первая поездка в регион — и сразу такая активная работа. Замминистра промышленности и торговли, замминистра финансов — много руководителей федеральных ведомств познакомились с ситуацией в регионе и поддерживают нас в наших планах. Такое живое восприятие всегда полезнее. Сколько бы я не рассказывал о ситуации в Новосибирской области в Москве, как бы мы там не писали в наших программных документах, письмах, когда видишь все это сам, все воспринимается гораздо эффективнее.       

Конкурирующие в инновационном поле сибирские территории, к числу которых можно отнести и Красноярский край (с новомодным, благодаря октябрьскому визиту премьера Владимира Путина, «инновационным солнечным кластером»), Томскую (особая экономическая зона технико-внедренческого типа) и Иркутскую области (полуразрозненные структуры типа инновационного бизнес-инкубатора и технопарка Иркутского государственного технического университета), сложно поставить в один ряд с накопленным опытом и потенциалом Новосибирской области.

Важным представляется позиционирование Новосибирской области в экономической, деловой, общественной и политической среде Сибири как региона с высоким инвестиционным потенциалом, выстроенным на основе инновационной и кластерной составляющих развития. В этом и состоит миссия нашего специального выпуска.

В нем можно найти ряд материалов, отражающих представление позиции региональных властей Новосибирской области о конкретном содержании и тактике экономического развития с использованием инновационного потенциала и на основе кластерного роста. Представление мнения экспертного сообщества Новосибирской области о ресурсах, возможностях и ограничениях, на которые следует обратить внимание при реализации обозначенного подхода к развитию территории. Рассказы об успешных примерах «нового» пласта экономики области: современных инновационных предприятиях, сравнение их с «традиционным» типом субъектов экономики региона. Традиционный рейтинг 200 крупнейших компаний Новосибирской области.