Пойдем напрямую

26 января 2009, 00:00
  Сибирь

Федеральное агентство железнодорожного транспорта России определило окончательный маршрут железной дороги Курагино–Кызыл, которая пройдет через природный парк (ПП) «Ергаки».

Изменения в проект прошли согласование в администрациях южных районов Краснояр­ского края и в правительстве Тывы. Теперь общая протяженность железнодорожной линии сократится с 459 км, предусмотренных перво­начальным проектом, до 403 км. Как пояснили в Сибирском отделении агентства железнодорожного транспорта, сократить трассу более чем на 50 км удалось благодаря тому, что руководство ПП «Ергаки» получило гарантии безопасности природного разнообразия и разрешило прокладку дороги по территории парка.

В первоначальном проекте железнодорожная линия должна была проходить по трудно­доступным районам вдоль восточной границы парка. Это крайне тревожило сотрудников природоохранных служб. Так, прошедшим летом заместитель директора по научно-исследовательской работе ПП «Ергаки» Михаил Бондарь пояснял, что соседство железной дороги с особо охраняемой зоной парка чревато тем, что туда хлынет массовый поток неорганизованных туристов и браконьеров. В результате под угрозой окажутся многие виды редких животных и растений. Например, именно в эту часть парка в районе Черного озера приходят копытные для отела и зимовки. Некоторые районы, прилегающие к парку вдоль федеральной автотрассы М-54, уже находятся под мощным антропогенным воздействием — они легкодоступны не только туристам, но и маргинальным личностям со всей Сибири, которые весь теплый сезон живут там и заготавливают дикоросы на продажу. Понятно, что с прокладкой железной дороги «Ергаки» станут еще доступнее для людей. Тем не менее спрямление ветки согласовано.

Как ожидается, железнодорожная линия в природном парке будет строиться с соблюдением природоохранных требований — с ограждениями вдоль насыпи, кордонами на станциях и специальными сооружениями для пропуска мигрирующих животных. Мировой опыт показывает, что охраняемые животные и растения могут выдержать соседство с поездами. Впрочем, окончательный вывод о воздействии трассы на экологию района можно будет сделать после представления проекта. Напомним, что открытый конкурс на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации по строительству железнодорожной линии Курагино–Кызыл в конце октября 2008 года выиграла компания «Севзаптранспроект».