Прошедшая в Новосибирске 29 сентября межрегиональная конференция «Строительный комплекс Сибири в условиях финансово-экономического кризиса», организаторами которой выступили Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение», Союз строителей Сибири, администрация Новосибирской области, чем-то невольно напомнила переломный XXVII съезд коммунистической партии, памятный тем, что на нем высокие партийные руководители решились-таки огласить то, что было уже давно известно всем. Конечно, лучше поздно, чем никогда. Теперь, по крайней мере, можно надеяться на начало больших перемен в строительстве. Однако одновременно появляются и смутные опасения на почве того самого опыта, что был нами усвоен 20 лет назад.
Запоздалое прозрение
Общий тон выступлений задал губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. Он откровенно признал, что строительный комплекс переживает не лучшее время и что падение спроса является хотя и главной, но далеко не единственной причиной. «Более существенно, более болезненно проявляются негативные явления, что долго накапливались в самом строительном комплексе, — сказал губернатор. — Это и плохое качество проектирования, низкая производительность и многие другие показатели, характеризующие низкую эффективность самого процесса. Безусловно, эта ситуация выявляет очень серьезные пробелы государственной политики в сфере регулирования инвестиционно-строительной деятельности». По признанию Виктора Толоконского, в условиях спекулятивного, ажиотажного спроса показатели неэффективности отодвигались на второй план, но как только спрос упал, все эти негативные явления сразу стали проявляться очень серьезно.
В сибирских регионах согласование вопроса о строительстве инженерных сетей занимает в четыре раза больше времени, чем его нужно для самого строительства
К тому же, считает губернатор, в России еще нет базовых условий, чтобы серьезно развивать строительство — как производственное, так и инфраструктурное и жилищное. По его словам, у нас еще крайне слаба экономика, крайне мал бюджет и главное — крайне низки доходы населения. «Даже в годы большого подъема спроса мы понимали, — признал Виктор Толоконский, — что это не отражает реальную покупательную способность населения. Спрос был проявлением различных диспропорций на финансово-кредитном рынке: многие вкладывали свободные средства в недвижимость для дальнейшей перепродажи. Доходы населения, к сожалению, сегодня не позволяют говорить о реализации масштабной строительной продукции».
Кризис в строительстве может очень плохо сказаться на экономике Новосибирской области, где строительная продукция занимала 28% в структуре регионального валового продукта. В Новосибирске темпы строительства в этом столетии были как никогда высокими — в сравнении с другими крупными городами Сибири. В последние годы объемы инвестиций в строительство увеличивались на 30% в год. Причем вводилось много не только жилых, но и коммерческих площадей. Правда, все развитие шло в основном за счет привлеченных кредитных ресурсов. Когда этот поток иссяк, строительный сектор рухнул.
Перелом на рынке ярко очертил президент Союза строителей Сибири Михаил Фокин. Он напомнил, что еще год назад ситуация не казалась столь драматичной. Резолюция III съезда Союза строителей Сибири, прошедшего в Белокурихе Алтайского края в прошлом году, была в целом оптимистичной. Там подчеркивался и рост объемов строительства, и рост производства материалов, и реализация крупных инвестиционных проектов. «Ситуация с той поры сильно изменилась, — констатировал Михаил Фокин, — и, к сожалению, не в лучшую сторону. Сейчас семь из двенадцати субъектов Сибирского федерального округа снизили темпы жилищного строительства, причем это крупные области. Степень падения разная: от 4,5 процента в Кемеровской области до 62 — в Омской. В целом по округу получается 14,5 процента, и намечается тенденция к дальнейшему снижению». Очень красноречив следующий факт: В Алтайском крае зарегистрирована первая в восточной части страны саморегулируемая организация (СРО). Однако компании, которые еще в декабре внесли деньги в компенсационный фонд, «сегодня находятся на гране банкротства и утратили допуски на производство работ».
В том же ключе выступал и президент Российского Союза строителей Владимир Яковлев. «Я подписываюсь под каждой строчкой губернатора Новосибирской области», — сразу заявил он. И именно сейчас, в кризисной ситуации, по его словам, необходимо преодолевать изъяны, которые все время отрицательно сказывались на строительной отрасли. Главная проблема в существующих бюрократических препонах, о которых уже говорилось многие годы, но ничего не решалось. По данным Всемирного банка, в России подготовительный процесс — от проектно-сметных документаций до всевозможных согласований в различных чиновничьих инстанциях — занимает в среднем 704 дня. Для сравнения: в США на это уходит 40 дней, в европейских странах — 60–80. Безусловно, такая волокита неизбежно сказывается и на себестоимости строительства, где на долю самих строительно-монтажных работ приходится только 45–50%. Интересный пример привел Михаил Фокин. По его словам, в сибирских регионах согласование вопроса о строительстве инженерных сетей занимает в четыре раза больше времени, чем его нужно для самого строительства.
Что делать?
На этот сакраментальный вопрос попытался подробно ответить Виктор Толоконский. Он разделил все меры на тактические и стратегические. К тактическим, призванным смягчить текущую ситуацию, он отнес шаги по поддержанию спроса. Речь шла о суммах, направленных на субсидирование ипотечных ставок. Только в этом году, по словам губернатора, на эти цели выделено порядка 500 млн рублей. Сопоставимая сумма предусмотрена и для выкупа социального жилья для льготных категорий граждан, включая тех, кто переселится из ветхих и аварийных домов. Еще 150 млн пойдут на приобретение служебного жилья в муниципальных образованиях области. Если все сложить, то получится не такая уж маленькая сумма.
Особое внимание было обращено на стратегические меры. Из выступления губернатора следовало, что необходимо радикально поменять отношение к роли государства в строительном процессе. Эпоха спекуляций закончилась. Теперь именно государство становится главным игроком, оно будет определять и уровень спроса, и масштабы жилищного строительства. «Государство, — заявил губернатор, — должно стать серьезным инвестором на строительном рынке». Правда, он специально отметил, что возврата к советской модели не предполагается, есть другие, современные формы государственно-частного партнерства.

В первую очередь, полагает он, власть должна изменить свои подходы к инфраструктуре. Как выразился Виктор Толоконский, государство не только не шло навстречу компаниям, а еще старалось «отрэкетировать» их, наложить массу обременений, которые в конечном итоге ложились на плечи потребителей. Эту политику, считает губернатор, надо менять, в противном случае вопрос доступного жилья останется нерешенным. По его словам, в настоящее время создается фонд модернизации инфраструктурного комплекса для муниципальных образований области.
Схожую точку зрения на жилищную проблему продемонстрировал Владимир Полушин, выступавший от имени полномочного представителя президента по СФО Анатолия Квашнина. Он отметил, что Сибирь располагает огромными земельными ресурсами, которые не используются должным образом. На долю поселений в регионах СФО приходится не более 1% территорий. Такие обширные пространства позволяют успешно развивать малоэтажное индивидуальное строительство, создавать «родовые гнезда», которые будут передаваться от родителей потомкам.
С ним был солидарен и Владимир Яковлев. Он сослался на негативный опыт предыдущих десятилетий, когда советская власть выделяла небольшие дачные участки, не позволяя при этом строить на них нормальные жилые дома. В итоге появилось огромное количество «курятников», однако само их появление показывает, с какой настойчивостью наши граждане готовы обустраиваться на земле. Следовательно, считает Владимир Яковлев, этот ресурс необходимо использовать, но уже более цивилизованно. На развитие малоэтажного строительства обратил внимание и депутат Госдумы Ринат Сагитов, напомнив коллегам, что создание малоэтажных поселений считается теперь приоритетным направлением на самом верху.
Немаловажным было признание необходимости развивать рынок арендного жилья, строить не только дома экономкласса, но и дома, сдаваемые внаем.
В ожидании дела
Итак, почти все правильные слова сказаны, анализ ситуации сделан, акценты расставлены. Что дальше? Представители бизнеса, ориентированные на возведение малоэтажных домов экономкласса, отнеслись к прозвучавшим докладам достаточно сдержанно. Пока что никто не может сказать, каковы будут конкретные решения. Мало того, как откровенно признался в кулуарах один из чиновников областной администрации, пока у региональных властей нет алгоритма, по которому должны осуществляться преобразования. Но главная проблема в другом: бюрократическая махина в нашей стране настолько инертна, что между хорошим пожеланием и принятием решения очень длинный срок. Хотя, как мы понимаем, время не ждет, и выход из кризисной ситуации будет напрямую зависеть от скорости принятия решений. Но как раз на это надеяться очень сложно.
Кроме того, приходится обратить внимание на некоторое несовпадение реакций на текущий момент. Видно, что у директоров ведущих компаний несколько иное восприятие ситуации, нежели у высоких руководителей. Лидеры капитального строительства, судя по отдельным фразам их представителей, не склонны особо вникать в планы стратегического значения, более всего переводя внимание на текущие, сиюминутные задачи. Вопрос о модернизации воспринимается ими как абстракция. Помимо дежурных жалоб на бюрократические препоны, самая животрепещущая для них тема — получение финансовых ресурсов для завершения строящихся объектов. Странно, конечно, слышать, что дома, возводимые на деньги так называемых дольщиков, для окончания строительства требуют выделения дополнительных средств. Для того чтобы понять такую бухгалтерию, требуется, наверное, учитывать какие-то специфические особенности отечественного строительного рынка, о которых публично говорить не принято. Однако вопрос о «завершенке» у строителей явно значится приоритетным. Так, Михаил Фокин прямо заявил, что те 400 с лишним миллиардов рублей, что правительство намеревалось выделить на строительство доступного жилья, как раз и следовало бы отдать строителям для завершения начатых объектов. К чему на практике приведет такая позиция, предугадать несложно: если по поводу модернизации алгоритм еще не выработан (и неизвестно, в какие сроки он появится), то формы финансовой поддержки существующего строительного комплекса отработаны еще с советских времен. Этот путь для чиновников — самый простой. И есть основания для опасений (памятуя имеющийся опыт), что простые решения могут возобладать и на этот раз.