Дальше будет тяжелее

9 ноября 2009, 00:00
  Сибирь

«В стране есть несколько привилегированных территорий, объем финансирования дорожного строительства в которых остается на хорошем уровне, несмотря на кризис. Это объекты cочинской Олимпиады, Владиво¬стокского саммита АТЭС и традиционно не испытывающие проблем со средствами Московский и Санкт-Петербургский транспортные узлы, — го-ворит председатель совета директоров компании «Новосибирскавтодор» Дмитрий Пингасов. — Все остальные регионы в абсолютном провале, федеральное финансирование дорожной отрасли сокращено, доходы территорий по статье до-рожного строительства выпали из бюджетов»

— Дорожная отрасль с начала развала СССР пострадала наибольшим образом, во всяком случае, точно находится в числе наиболее просевших. Тем не менее со второй половины 2000-х наметился сдвиг в сторону увеличения государственного финансирования. Подрядные компании начали привлекать специалистов, проводилось обучение молодых специалистов, по кредитным и лизинговым схемам закупалась техника, началось внедрение новых технологий. С ростом отрасли встал вопрос нехватки грамотных специалистов-проектиров­щиков, обратили внимание на проектные институты — то есть постепенно, медленно, но верно шел процесс восстановления, у работников дорожной отрасли появились надежды и перспективы на будущее.

Но разразившийся экономический кризис заставил Правительство РФ и местные региональные и муниципальные власти выбрать вектор социальной поддержки населения, в соответствии с этим мы увидели сокращение статей расходов, в том числе уменьшился объем инвестиций в инфраструктуру.

Например, другие страны принимают прямо противоположные решения — выходят на рынок внешних и внутренних заимствований и инвестируют в дорожное строительство, чтобы стимулировать внутренний спрос. Различные оценки экспертов говорят о том, что средства, вложенные в отрасль, дают около 50 процентов отдачи в виде налогов. Так происходит потому, что дорожная отрасль является мультипликативным локомотивом для многих других — это и производство стройматериалов, и ГСМ, и нефтяная промышленность (производство битумов), и машиностроение (сегмент производства дорожной техники). Во всех этих направлениях шло развитие, задумывалось инновационное перево­оружение мощностей, и с сокращением дорожного строительства ориентированные на него отрасли также остановили развитие.

Эксперты оценивают падение объемов инвестиций в отрасль на уровне 30 процентов. Зависимые от нее сегменты пострадали больше — у производителей инертных материалов (песок, щебень и другие) спад составил около половины объема производства, потому что там еще просели девелоперы. А по производителям дорожной техники ситуация и вовсе плачевна — падение доходит, по самым оптимистичным оценкам, до 80 процентов, потому что с каждым годом дорожные компании планировали увеличение объемов и набирали технику буквально про запас, на будущее. В результате предприятия сегодня располагают большими возможностями, обладая всевозможной дорогостоящей техникой, а работать могут всего три, пять часов в сутки, при том что отдача от оборудования должна быть кругло­суточной. Об эффективности такой деятельности говорить не приходится. Думаю, если восстановление дорожной отрасли, выход на прежние объемы займет еще года три, другие сегменты просядут лет на пять и больше.

Стратегия поведения нашей компании на рынке не будет оригинальной на фоне других игроков. Выжить, сохранить уникальные наработанные преимущества — основной костяк специалистов, коллектива, не потерять ликвидность, быть платежеспособными, чтобы сохранить накопленное за последние годы — таковы приоритеты. Также мы пытаемся притормозить малоэффективные направления и больше вкладывать в развитие тех, где производятся работы с более высоким объемом добавленной стоимости, с технологиями, которые будут востребованы в будущих периодах.

Я прогнозирую на будущий год ситуацию намного хуже, чем в этом году. Фактически на фоне общего кризиса 2009 год был для дорожников более благоприятным, потому что мы прожили теми программами и планами, которые были утверждены еще в 2008 году, когда не ожидали таких масштабов кризиса. Сейчас все более напуганы, боюсь, 2010 год будет катастрофически плачевным для отрасли.

Уже сегодня в связи с этим мы составили перечень не задействованных в производстве активов по районам области, которые мы пытаемся реализовать или развить на их основе дополнительные бизнесы. Мы научились работать эффективнее, и это имущество нам не нужно. Мы не ожидаем от его реализации особого дохода, просто избавляемся от затрат. Рассматриваем также в перспективе выходы за пределы региона, ищем заказы повсеместно — неважно, что это: киоск или обустройство технических дорог для месторождений. Техника, опыт и квалификация позволяют работать на всех направлениях, о которых ранее никто и не думал. Жизнь заставляет быстрее реагировать.