Батареи парка Толмачево

Повестка дня
Москва, 06.09.2010
«Эксперт Сибирь» №35 (279)

Российско-китайское предприятие по производству литиево-ионных батарей стоимостью 13,8 млрд рублей, создаваемое при участии китайской Thunder Sky и госкорпорации РОСНАНО, разместится на площадке промышленно-логистического парка Толмачево под Новосибирском. Александр Ерохин, гендиректор компании «Лиотех» (компаньон Thunder Sky в реализации проекта), рассказал, что строительство завода идет полным ходом: к июню следующего года планируется построить его главный корпус, после чего начнется монтаж оборудования. «Планируем, что запуск производства состоится в третьем квартале следующего года», — сказал Ерохин.

Отметим, что первоначально проект планировалось разместить на площадке входящего в структуру корпорации «ТВЭЛ» (входит в состав Росатома, производит ядерное топливо) Новосибирского завода химконцентратов (НЗХК). Отмечалось, что НЗХК в перспективе станет поставщиком катодного материала и ключевых компонентов лития для батарей (правда, на начальном этапе исходные компоненты будут поставляться из Китая). Но месторасположение производства пришлось изменить: площадка НЗХК не соответ­ствовала требованиям, которые предъявила Thunder Sky. К тому же оказалось, что на территории парка Толмачево завод можно построить быстрее.

Напомним, РОСНАНО и Thunder Sky подписали пакет документов, регламентирующих создание СП, в апреле. Прямой вклад госкорпорации в уставный капитал создаваемой компании составит 2,09 млрд рублей, плюс к этому РОСНАНО предоставит заем в размере 5,5 млрд рублей. Thunder Sky инвестирует 2,09 млрд рублей в виде денежных средств, технологий и интеллектуальной собственности, а также предоставит новой компании кредит на сумму 3,9 млрд рублей. СП будет производить батареи, предназначенные для установки на автобусы, микроавтобусы и легковые автомобили с электродвигателями. Впрочем, их можно будет использовать и в качестве накопителей энергии в других отраслях промышленности (к примеру, в сфере телекоммуникаций, источников бесперебойного питания и электроэнергетике).

Мощность новосибирского завода составит 12 тыс. батарей в год. Он обеспечит работой более 500 человек и будет зарегистрирован в Новосибирске, благодаря чему до 2015 года налоговые отчисления в муниципальную казну превысят 5 млрд рублей. Но в бочку меда можно легко добавить несколько капель дегтя. Во-первых, продукция завода в ближайшие четыре года будет выкупаться самой Thunder Sky (компании нужно исполнять контракты с китайскими производителями электротранспорта). Таким образом, РОСНАНО, поддерживая проект, способствует импорту в Россию из Поднебесной весьма неэкологичных, довольно капиталоемких и ненаукоемких проектов. Которые с общеэкономической точки зрения для страны могут рассматриваться лишь в качестве катализаторов производственных бизнес-процессов в отдаленных от столицы регионах — в данном случае в Новосибирске.

Во-вторых, в России пока отсутствует рынок электродвигателей. Поэтому проект «Лиотеха», по сути, является первопроходческим. Но перспективы у него есть. По прогнозу PricewaterhouseCoopers, в текущем году в мире будет продано около 100 тыс. электромобилей. Но через два года объемы возрастут в пять раз (в том числе до 1,1 млн штук — вместе с гибридами), а к 2020 году в мире будет выпускаться около 14 млн гибридов, или электромобилей, за счет чего объемы рынка аккумуляторных батарей к этому моменту возрастут до 25 млрд долларов (прогноз BCG). Так что место под солнцем столбить нужно уже сегодня.

Производство в России вроде бы появляется. Группа ГАЗ вскоре планирует представить Олимпийскому комитету России две модели автобусов с гибридными двигателями, а группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова в декабре собирается протестировать три типа гибридных электромобилей (СП ОНЭКСИМ и «Яровит Моторс» рассматривает различные варианты размещения производства в регионах России и за рубежом, инвестиции в строительство автозавода составят 150 млн евро, планируемая мощность производства на первом этапе — 10 тыс. автомобилей в год).

Но новые батареи могут устанавливаться и на действующий электротранспорт. По данным «Лиотеха», предварительное соглашение о поставках продукции уже подписано с московским перевозчиком «Автолайн» (в течение 2010–2011 годов он оснастит электродвигателями до 10 автобусов). Как сообщили в мэрии Новосибирска, «Лиотех» уже работает над программой перевода существующего автобусного парка на электродвигатели. В рамках проекта уже в третьем квартале 2011 года на улицах города появятся первые автобусы на литиевых аккумуляторах.

В «ТВЭЛе» считают проект стратегическим и связывают с ним долгосрочные планы увеличения к 2020 году своей доли в мировом производстве энергии с 17 до 25%. «При формировании рынка электромобилей количество потребляемой электроэнергии будет возрастать. Чем больше мы будем потреблять энергии, тем больше будет потребность в атомных станциях. Чем больше будет строиться атомных станций, тем больше топлива мы будем им поставлять. Этот проект для нас имеет стратегическое значение, и это связано с тем, что имеет непосредственное влияние на наше основное производство (топливо для АЭС)», — отметил, к примеру, вице-президент корпорации Андрей Рождественин. К тому же на базе НЗХК до 2020 года планируется организовать крупное предприятие по утилизации литиево-ионных батарей. «Представьте, какое количество литиевых батарей будет появляться в мире при переходе транспорта с традиционных видов топлива на электрическое. Эта проблема будет острой. Мы предлагаем решать ее с использованием мощностей НЗХК», — отметил также Рождественин.

Новости партнеров

«Эксперт Сибирь»
№35 (279) 6 сентября 2010
Экономика Сибири
Содержание:
Беспроигрышный вариант

Последняя Стратегия развития Сибири составлена таким образом, что может обойтись без дополнительных федеральных вливаний

Реклама