События, факты, решения

20 декабря 2010, 00:00
  Сибирь

2000

Рождение СФО

Виктор Толоконский sib_286_pics Фото: Борис Барышников
Виктор Толоконский
Фото: Борис Барышников

13 мая 2000 года по Указу Президента РФ № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» на территории России было образовано семь федеральных округов. В том числе — Сибирский федеральный округ (СФО), географически объединивший часть Западной (при этом «Тюменская матрешка» — главный нефтегазовый центр страны — оказалась включена в Уральский округ) и Восточной Сибири. Споры о соответствии административных границ экономико-географическим связям территорий продолжались все эти годы, но факт остается фактом — в новейшей истории России Сибирь получила вполне осязаемые и юридически четкие границы.

Первым полпредом президента в СФО был назначен Леонид Драчевский, бывший спортсмен и дипломат, сумевший путем компромиссов сломать губернаторскую фронду. Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» при нем превратилась, по сути, в аналитический центр при полпредстве. В сентябре 2004-го Драчевского сменил Анатолий Квашнин, бывший начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Экстравагантный генерал украсил сибирскую политику новым языком (именно Квашнин вывел уникальную дефиницию статуса полпреда «щупалец президента») и в добровольно-принудительной манере вбил в головы местных чиновников страсть к стратегиям развития. В сентябре 2010 года Сибирь получила нового полпреда. На этот раз не варяга, не дипломата и не генерала, а Виктора Толоконского, до этого прошедшего путь от мэра Новосибирска до губернатора Новосибирской области.     

Покушение на Амана Тулеева

5 июня 2000 года управление ФСБ и Западно-Сибирское РУБОП сообщили о пресечении покушения на губернатора Кемеровской области Амана Тулеева. Обвинение в подготовке к покушению было предъявлено президенту Союза биатлонистов России Александру Тихонову. Как впоследствии установил суд, в 1997 году между главой ЗАО «МИКОМ» (которое тогда контролировало ряд крупных предприятий в Кузбассе) Михаилом Живило и Тулеевым назрел конфликт, который предприниматель решил преодолеть посредством физического устранения главы региона. Нанятые давним партнером Живило Александром Тихоновым киллеры, получив от последнего предоплату в размере 179 тыс. долларов, отказались от исполнения заказа и сдались правоохранительным органам. Обвинительный приговор Тихонову был вынесен в мае 2007 года — знаменитый спортсмен получил три года лишения свободы, но тут же попал под амнистию, посвященную 55-летию Победы в Великой Отечественной войне. Еще до решения суда Тулеев простил организатора покушения, однако этот эпизод фактически стал началом передела собственности в Кемеров­ской области и установления жесткого контроля региональной власти над бизнесом.                

БЭФ: продолжение следует

В сентябре 2000 года впервые состоялся Байкальский экономический форум (БЭФ). По замыслу организаторов, он должен был стать идейным продолжением Экономического форума стран СНГ в Санкт-Петербурге, который проводится в северной столице с 1996 года и в последние годы превратился в «российский Давос». Сегодня БЭФ — один из крупнейших деловых форумов России, ключевое событие в экономической и политической жизни регионов Сибири и Дальнего Востока. Его участниками традиционно становятся первые лица России, представители отечественной бизнес-элиты и зарубежных государств. До этого года БЭФ проводился в Иркутске раз в два года, но губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев уже заявил, что БЭФ теперь станет ежегодным.        

Страсти по метро

«Золотая нива» вскоре откроется во второй раз sib_286_pics Фото: Борис Барышников
«Золотая нива» вскоре откроется во второй раз
Фото: Борис Барышников

28 декабря 2000 года открылась 11-я станция новосибирского метрополитена «Маршала Покрышкина» — первая за пост­советский период. 25 июня 2005 года на этой же линии новосибирской подземки открылась станция «Березовая роща», а 7 октября 2010 года — «Золотая нива» (которая, впрочем, была закрыта из-за технических недоработок уже 26 октября, дата повторного открытия  пока неизвестна). В других городах Сибири строительство метро пока буксует. Так, Омск, где работы начались в 1992 году, пока может гордиться только оконченным совмещенным метро­мостом, открытым для автомобильного движения в 2005 году (первую линию подземки, впрочем, здесь планируют сдать в 2016 году, к 300-летию города). А в Красноярске в 2009-м было принято решение о прекращении строительства центральной станции «Площадь революции» и засыпке шахты песком. Проблема метро, по сути, одинакова во всех городах — скудность муниципальных бюджетов (которым передали метро в начале 1990-х годов) не позволяет вести сколь-либо масштабные строительные работы. Новосибирские власти уже заявили, что без помощи федерального бюджета прокладывать новые станции не станут.        

2001

Борьба за рынок

7 августа 2001 года был убит вице-мэр Новосибирска, директор департамента земельного и имущественного комплекса Игорь Беляков. Заказчики этого преступления так и не были найдены, а приговор в виде 14 лет лишения свободы был вынесен в июне 2006 года участнику чеченской кампании Александру Каталицкому. По распространившемуся тогда мнению, которое до сих пор не опровергнуто, убийство было связано с деятельностью Гусинобродского вещевого рынка — крупнейшего за Уралом, этакого местного «черкизона». В 2001 году рынок поменял форму собственности, из МУП превратившись в подконтрольное мэрии ОАО. Убийство Белякова было совершено сразу после оглашения планов по реорганизации рынка и легализации его финансовых потоков.

Новым вице-мэром, курирующим этот вопрос, стал Валерий Марьясов, который также был убит 2 марта 2004 года. Кроме того, в августе 2002 года был застрелен депутат Горсовета Новосибирска Анатолий Карпунин, который являлся членом совета директоров ОАО «Гусинобродский вещевой рынок». После убийства Марьясова мэр Новосибирска Владимир Городецкий отметил, что эпизод связан не с реорганизацией барахолки, а с грядущими выборами главы города и президента, однако с 2004 года политика мэрии в отношении Гусинобродского рынка стала гораздо лояльнее.            

Трагедия над Черным морем

4 октября 2001 года самолет авиакомпании «Сибирь», летевший по маршруту Тель-Авив–Новосибирск, был сбит над Черным морем ракетой «земля–воздух». Как было выяснено позднее, во время стрельб, которые проводились с участием ПВО Украины, ракета «потеряла» учебную цель и попала в воздушное судно. Причина трагедии — ПВО Украины не приняли мер по освобождению воздушного пространства во время стрельб. В результате катастрофы погибли 66 пассажиров и 12 членов экипажа.              

Аэропорт Омска

Вынос за городскую черту — в район села Федоровка — аэропорта «Омск-Центральный», занимающего 650 га земли недалеко от центра Омска — один из крупнейших и наиболее скандальных инвестиционных проектов региона. Cтроительство, начатое в 1983 году, несколько раз возобновлялось и прерывалось из-за недостатка федерального финансирования. В 2009 году в областную собственность были переданы принадлежащие государ­ству 85,265% акций ОАО «Омский аэропорт» и имущество недостроенного аэропорта Омск-Федоровка. В сентябре 2010 года правительство Омской области, турецкая авиакомпания Atlas Jet и омское НПО «Мостовик» подписали протокол о намерениях по совместной реализации на принципах государственно-частного партнерства инвестиционного проекта «Строительство международного аэропорта Омск-Федоровка». Планируется, что аэропорт сможет обслуживать 1,6 млн пассажиров в год и переваливать 132,2 тыс. тонн грузов. Работы должны начаться в 2011 году и в основном завершиться в 2015-м.               

2002

Конец офшорам

С 1 января 2002 года прекратила свое существование свободная экономическая зона (СЭЗ) «Алтай», созданная на территории Первомайского и Немецкого районов Алтайского края. Помимо федеральных льгот, действующих с 1991 года, единственный сибирский офшор с 1997 года получил краевые и местные льготы по уплате налогов. Тогда же СЭЗ были ликвидированы по всей стране (за исключением Калининградской и Магаданской областей, которые по сей день целиком являются СЭЗ), а на смену им через несколько лет пришли особые экономические зоны, специализирующиеся на развитии туризма, высоких технологий, портовой деятельности и промышленности, с существенно урезанными по сравнению с СЭЗ льготами.     

Гибель генерал-губернатора

Александр Лебедь sib_286_pics
Александр Лебедь

28 апреля 2002 года при катастрофе вертолета Ми-8 погиб губернатор Красноярского края Александр Лебедь. Вместе с сотрудниками своей администрации он летел на открытие новой горнолыжной трассы. Губернатором края Лебедь был избран в мае 1998-го, набрав во втором туре 59% голосов. Придя к власти на волне народной популярности и при поддержке определенных финансовых структур, бывший генерал-десантник не сумел осуществить особых реформ в экономике региона. Попытки навести порядок на предприятиях края встречали ожесточенное сопротивление со стороны части депутатов и тех людей, с чьей помощью он стал губернатором. Ему удалось на выборах заручиться поддержкой населения, но найти общий язык с местной элитой также не получилось. Даже высказываемая им идея об объединении Красноярского края с Эвенкией и Таймыром, успешно воплощенная в жизнь через три года после его гибели, тогда почти ни у кого не находила понимания.                

Связь объединили

30 ноября 2002 года в рамках реформирования отрасли связи путем присоединения к новосибирскому оператору девяти организаций СФО было образовано ОАО «Сибирь­телеком». Результаты объединения и дальнейшие изменения в системе управления в целом повлекли положительные финансовые изменения: на 1 сентября 2003 года капитализация компании увеличилась почти в два раза — до 443 млн долларов и продолжила расти. Сегодня ОАО «Сибирьтелеком» контролирует 80% рынка местной телефонии, 57% рынка доступа в Интернет и 21% рынка мобильной связи. Контрольный пакет акций (50,67%) принадлежит «Связьинвесту».   

2003

Не справился с управлением

22 февраля 2003 года в районе села Манжерок в Горном Алтае в автомобильную аварию попал мэр города Барнаула Владимир Баварин (не справился с управлением). Он умер, не приходя в сознание, по дороге в больницу. Баварин руководил городом с 1986 года, когда был избран председателем горисполкома. В 1991-м был назначен главой администрации города, а в 1996-м — впервые избран главой городского самоуправления. В 2002 году Владимира Баварина повторно избрали мэром Барнаула. Он был очень популярен среди населения. Сейчас в городе действует фонд имени Баварина, организующий различные благотворительные акции.           

Во всем виноваты археологи?

Осенью 2003 года в Сибири случилось землетрясение. Два сильных толчка произошли 27 сентября и 1 октября. В эпицентре (Курайский хребет, Кош-Агачский район, Республика Алтай) землетрясение составило от 7,5 до 8 баллов. Сильные толчки ощущались в Новосибирске, Красноярске, Барнауле, Томске и ряде других городов Сибири. В Республике Алтай в зоне сильных сотрясений оказалось не менее 20 населенных пунктов. Пришли в негодность почти 2 тыс. жилых домов, были разрушены больницы, школы, котельные. Более остальных пострадали четыре района и так небогатой республики— Кош-Агачский, Шебалинский, Онгудайский и Улаганский. На горных дорогах возникли завалы, в горах — обвалы и камнепады, в долинах — оползни. Без жертв обошлось лишь потому, что эпицентр и эпицентральная область располагались в горах, близлежащие долины испытали более слабые сотрясения  и плотность населения в них невысокая.

Республике была оказана оперативная помощь со стороны МЧС и соседних регионов. Позднее правительство РФ приняло решение о существенной финансовой помощи, так как, например, разрушенный поселок Бельтир необходимо было переносить в другое место. Но руководство региона во главе с ныне покойным экс-главой Аграрной партии России Михаилом Лапшиным не сумело по-хозяйски распорядиться выделенными средствами. Менее чем через год после землетрясения прокуратура Республики Алтай вменила в вину Лапшину нарушение конституционных прав жителей, пострадавших при землетрясении. Несмотря на значительные средства, выделенные из госбюджета на преодоление последствий стихийного бедствия, администрация региона вовремя не компенсировала многим пострадавшим утраченное жилье и другое имущество. Вероятно, этот скандал повлиял на решение президента Владимира Путина не оставлять Лапшина на посту после истечения срока его полномочий. Новым главой республики был назначен силовик Александр Бердников (его второй срок стартовал в этом году). А местные шаманы до сих пор считают, что в землетрясении виноваты новосибирские археологи, которые проникли в древнюю гробницу и вывезли мумию принцессы Укока. По их мнению, проклятия отступят, когда останки вернутся на свое место — то есть будут преданы земле.    

Четыре филиала

1 октября 2003 года Министерство путей сообщения РФ передало вновь созданному ОАО «Российские железные дороги» функции управления железнодорожным транспортом, а также 987 предприятий и всю железнодорожную сеть. На территории СФО было образовано четыре филиала РЖД — Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская и Забайкальская железные дороги. На этом завершился первый этап реформирования железнодорожной отрасли в России.            

Начало огосударствления

Михаил Ходорковский sib_286_pics
Михаил Ходорковский

25 октября 2003 года в новосибирском аэропорту Толмачево был задержан президент нефтяной компании «ЮКОС» Михаил Ходорковский, летевший чартерным рейсом из Нижнего Новгорода в Иркутск. На следующий день ему были предъявлены обвинения по семи статьям УК РФ, в том числе в мошенничестве в крупном размере и уклонении от уплаты налогов. Претензии к компании, которую возглавлял Ходорковский, Министерство по налогам и сборам и другие ведомства начали предъявлять еще с 2000 года. В частности, общая сумма налогов и пеней за 2000–2003 годы с учетом штрафов составила беспрецедентную для России сумму 582 млрд рублей (с учетом претензий к дочерним обществам — 703 млрд рублей), что, по данным «ЮКОСа», превысило выручку компании за этот период. «Эскалация действий власти и правоохранительных структур по отношению к российскому бизнесу в последнее время резко ухудшила атмосферу в обществе. Подорвано доверие бизнеса к власти и фактически прерван их диалог», — отметил через несколько дней в своем постановлении РСПП. Уже через несколько лет в НК «ЮКОС» было введено конкурсное управление, а 21 ноября 2007 года компания была ликвидирована (что резко сократило доходную часть бюджетов ряда регионов России, в частности Томской области). В результате нефтяной комплекс России стал полностью государственным. Уже в 2005 году «Газпром» приобрел контрольный пакет акций компании «Сибнефть», а остальные активы «ЮКОСа» были включены в состав «Роснефти».  

2004

«СИБУР» расширился

Томский нефтехимический комбинат (ТНХК) перешел под контроль холдинга «СИБУР». Этой сделкой завершились акционерные войны, сотрясавшие комбинат в 1997–2004 годах и едва не приведшие его к банкротству, и начат новый этап его истории. ТНХК снова стал работать как единый производственно-технологический комплекс, была начата масштабная реконструкция и модернизация производства, но главное — на его базе был создан центр инновационных разработок всего «СИБУРа» — ООО «Научно-исследовательская организация «СИБУР-Томскнефтехим» (НИОСТ). Это предприятие в 2006 году стало первым резидентом томской особой экономической зоны. По итогам 2009 года с объемом реализации 4,99 млрд рублей и чистой прибылью в 235 млн НИОСТ занял 100-е место в рейтинге 400 крупнейших предприятий Сибири по версии журнала «Эксперт-Сибирь».             

Восточная Сибирь – Тихий океан

В Иркутской области и Бурятии прошли общественные слушания по новому варианту проекта строительства нефтепровода для доставки сибирской нефти в страны АТР. Вопреки возражениям экологов, новый вариант прокладки трубы, получившей название «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), общественность полностью одобрила. Заказчиком проекта выступило ОАО «Транснефть». Однако эти общественные слушания не убедили ученых-экологов, и дебаты вокруг ВСТО  продолжались еще два года. Дело доходило до митингов. В итоге президент страны Владимир Путин поставил точку в спорах: во время своего визита в Томск в апреле 2006 года росчерком карандаша он поддержал позицию ученых, представителей регионов и общественности, протестовавших против прокладки нефте­провода в 800 м от берега озера Байкал в высокосейсмичной зоне, и потребовал переноса трассы на север — в более без­опасный район. Что и было сделано. А в декабре 2009 года Владимир Путин уже в качестве премьер-министра РФ, лично отдал команду о запуске нефтепровода ВСТО в эксплуатацию.        

2005

Пора объединений

17 апреля 2005 года были проведены референдумы в Красноярском крае, Таймырском (Долгано-Ненецком) и Эвенкийском автономных округах по объединению регионов. Новый субъект федерации сохранил прежнее название — Красноярский край, а в границах бывших автономных округов были созданы административно-территориальные единицы с особым статусом. Это был второй процесс объединения регионов в России (после Пермской области и входящего в ее состав Коми-Пермяцкого автономного округа) и первый в Сибири.

16 апреля 2006 года состоялись референдумы об объединении Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Название нового субъекта осталось прежним — Иркутская область. А в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (референдумы прошли 16 марта 2007 года) был образован Забайкальский край.                

Последний поворот

7 августа 2005 года в автомобильной катастрофе на трассе Барнаул–Бийск погиб губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов. Победа популярного артиста на губернаторских выборах весной 2004 года стала неожиданностью для всех и, может быть, в первую очередь для него самого. Казалось, что Евдокимов не ожидал такого поворота событий и даже не был этому рад. Еще во время предвыборной кампании он признавался, что у него нет знаний, необходимых для управления краем. Правда, он обещал, что в случае победы приведет с собой команду профессионалов-управленцев, сделав упор на местные кадры. Но у «народного губернатора» изначально не было влиятельных сторонников в крае. Своими заместителями Евдокимов стал назначать «варягов», причем некоторые из них имели весьма сомнительную репутацию. За девять месяцев руководства краем сменил шесть назначенных им же самим замов. Новичок во власти, Евдокимов, видимо, искренне полагал, что так можно изменить даже саму систему. Кадровая чехарда и ухудшающееся экономическое положение в регионе вызывали вполне обоснованное недоволь­ство алтайских политиков. Весной 2005 года депутаты крайсовета вынесли губернатору вотум недоверия. Согласно законодательству, его судьбу должен был решить президент страны. При этом закон не указывал, в течение какого срока глава государства обязан был принять решение. И хотя уже в мае многим отставка Евдокимова казалась предрешенной (даже назывались фамилии потенциальных кандидатов на губернаторское кресло), никакого решения так и не последовало. Точку в конфликте поставила трагедия на дороге. Впрочем, трагическим был, пожалуй, весь губернаторский период жизни Михаила Евдокимова, всенародно любимого артиста, каковым он, видимо, и останется в памяти большинства людей.            

Нефтяной «облом»

В конце 2005 года в нефтяной отрасли России произошла самая крупная единовременная сделка по покупке активов. «Газ­пром» за 13 млрд долларов выкупил у структур Романа Абрамовича 75% акций НК «Сибнефть», базировавшейся в Омске. При создании компании в 1995 году ей были переданы одни из самых перспективных предприятий страны — месторождения «Ноябрьскнефтегаза» и Омский НПЗ. «Сибнефть» быстро наращивала добычу сырья, поддерживала конкурентоспособность продукции нефтеперерабатывающего завода за счет его модернизации и интенсивно прирастала активами как в Тюменской и Омской, так и в Оренбургской и Томской областях, Красноярском крае, Москве, Санкт-Петербурге и на Чукотке. Параллельно с этим основной владелец «Сибнефти» — Роман Абрамович, дважды пытался стать «младшим партнером» гремевшей тогда НК «ЮКОС» (в 1997 и в 2003 годах). Но сделки оба раза срывались. В итоге «Сибнефть» перешла к «Газпрому», который переименовал ее в «Газпром нефть». Сейчас компания входит в пятерку крупнейших отечественных вертикально интегрированных нефтяных холдингов. В 2009 году она добыла 50 млн тонн черного золота, 33 млн тонн из которых переработала в нефтепродукты. Компания ведет свою деятельность на территории 18 регионов страны, хотя приоритетными для нее, конечно, являются те, где ведет добычу газа материнская компания — «Газ­пром». Перенесена из Омска в Санкт-Петербург и штаб-квартира компании. Это вызвало резкое ослабление бюджета Омской области, потому как до 2006 года «Сибнефть» являлась крупнейшим региональным налогоплательщиком. В 2002 году, например, нефтяники перечислили 1,6 млрд рублей из 9 млрд, поступивших в местную казну. Другие крупнейшие налогоплательщики области — пивной завод «Росар» и «Омскшина» — наполнили тогда региональный бюджет лишь 319 млн и 170 млн рублей соответственно.             

Зоны для ученых и туристов

Алтай давно стал Меккой для туристов sib_286_pics Фото: Борис Барышников
Алтай давно стал Меккой для туристов
Фото: Борис Барышников

В ноябре 2005 года правительственная комиссия подвела итоги первого конкурса на создание особых экономических зон технико-внедренческого типа. Заявки на конкурс подали 47 регионов. Победителями были признаны проекты Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны. Томская зона стала единственной не только в Сибири, но и вообще за Уралом. Она строится на двух площадках — Северной и Южной, и областные власти уже лоббируют вопрос расширения ее границ до «закрытого» Северска. Согласно заявке, томская ТВЗ планирует сосредоточиться на развитии радиоэлектроники, новых материалов, информационно-коммуникационных, нано- и биотехнологиях. К 2015 году в зоне планируется создать 10 тыс. рабочих мест.

На этом, как известно, создание зон не остановилось. В сентябре 2006 года в стране были созданы зоны туристско-рекреационного типа, в том числе в четырех регионах СФО — Иркутской области и Бурятии (с двух берегов Байкала), а также Алтайском крае и Республике Алтай. Кроме того, чуть позже зону портового типа было решено строить в Красноярске на базе аэропорта Емельяново. Кроме того, в Сибири продолжают действовать два наукограда — Кольцово (Новосибирская область) и Бийск (Алтайский край). А в Новосибирске активно строится технопарк — по программе Минкомсвязи РФ и в партнерстве с СО РАН.     

2006

Ликвидация Омскпромстройбанка

Это был первый случай в банковской системе Сибири, когда один из крупнейших самостоятельных банков региона принял решение присоединиться к более мощному со­брату. Инвестсбербанк впоследствии сменил собственника (в октябре 2006 года 96,4% акций приобрел венгерский OTP Bank), а в 2008 году перешел на материнский бренд и был переименован в ОТП-Банк.                

Дело мэра

Александр Макаров, по его мнению, получил пожизненный срок sib_286_pics
Александр Макаров, по его мнению, получил пожизненный срок

6 декабря 2006 года сотрудниками ФСБ и прокуратуры Томской области был задержан мэр Томска Александр Макаров, которому на следующий день были предъявлены обвинения в злоупотреблении служебными полномочиями (в частности, незаконной выдаче разрешений на строительство). К августу 2007 года имелось уже 13 обвинений по различным статьям УК РФ, хотя сам Макаров называл это дело политическим и заказным. 15 ноября 2010 года бывшему градоначальнику был вынесен приговор — 12 лет колонии строгого режима и взыскание в пользу государства 44,1 млн рублей. С 27 июня 2007 года обязанности мэра стал исполнять Николай Николайчук, при Макарове руководивший Гордумой. Впоследствии он был избран мэром города.          n

«Сибирь» сменила бренд

Самолеты «Сибири» позеленели sib_286_pics Фото: Борис Барышников
Самолеты «Сибири» позеленели
Фото: Борис Барышников

С 2002 года, после покупки контрольного пакета «Внуковских авиалиний», «Сибирь» является второй по величине авиакомпанией России и первой по объему перевозок на внутренних линиях. Дальнейшие поглощения региональных компаний только укрепили ее в этом статусе. В 2003-м головной офис организации переместился в Москву, хотя Толмачево наряду с Внуково остался базовым аэропортом авиаперевозчика, а его юридическим адресом до сих пор значится город Обь Новосибирской области (где и находится аэропорт). Тем не менее федеральные и международные амбиции в 2006-м подвигли руководство компании на масштабную реорганизацию и ребрендинг. На базе структурных подразделений была создана группа компаний S7 Group, которая стала продвигать услуги под новой маркой — S7 Airlines. Самолеты были выкрашены в светло-зеленый цвет. В 2008–2009 годах в связи с кризисом развитие компании приостановилось. Был расторгнут контракт с Boeing на поставку новых самолетов, сорвалась сделка по покупке Austrian Airlines, с трудом удалось избежать дефолта по облигациям. В 2009 году прежний гендиректор компании Владислав Филев уступил свой пост Владимиру Объедкову, которому удалось поймать волну посткризисного роста. По итогам 10 месяцев 2010 года доход от основной деятельности S7 составил 27,9 млрд рублей, чистая прибыль — 302,8 млн. В ноябре этого года компания вошла в международный альянс авиаперевозчиков Oneworld.               

Создание федерального университета

4 ноября 2006 года распоряжением Правительства РФ в Красноярске был создан Сибирский федеральный университет (СФУ) — второй в России после Южного федерального университета в Ростове-на-Дону. За право разметить у себя федеральный вуз боролись в основном два города Сибири — Новосибирск и Красноярск. Томск же идею объединения университетов изначально не принял. Новое образовательное учреждение объединило четыре вуза: Красноярский госуниверситет, архитектурно-строительную академию, технический университет, университет цветных металлов и золота. С самого начала развитие университета было признано одним из приоритетных проектов Красноярского края, в марте 2010 года это было подчеркнуто избранием спикера регионального Законодательного собрания Александра Усса президентом мегавуза. СФУ стал лидером и по объему инвестиций в высшую школу Сибири. Так, в 2007 году в него инвестировали порядка 10 млрд рублей, а затем — по 2–3 млрд рублей в год. Сейчас СФУ представляет собой мегавуз по меньшей мере с количественной точки зрения — здесь обучаются 40 тыс. студентов-очников, преподают более 400 профессоров и 1 500 доцентов.                

Друзья поневоле

После долгих споров и размолвок алюминиевый гигант «Русал» и гидроэнергетический холдинг «РусГидро» получили возможность закончить крупнейший в истории постсоветской Сибири энергетический проект. Богучанская ГЭС (БоГЭС) в Красноярском крае еще в советские времена должна была стать основой комплексного развития Нижнего Приангарья. Ее строительство возобновилось в 2006 году, когда «РусГидро» и «Русал» заключили соглашения о совместной реализации на паритетных условиях проекта по созданию Богучанского энерго-металлургического объединения (БЭМО) в составе одноименной ГЭС мощностью 3 ГВт и алюминиевого завода производительностью 600 тыс. тонн металла в год.

К концу 2008 года партнеры инвестировали в этот проект около 25 млрд рублей, но затем между ними случился жесткий конфликт, в результате чего стройка опять встала и возобновилась только после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (СШГЭС). На уровне Москвы было принято решение о том, что в отсутствие 6 ГВт мощности СШГЭС три первых агрегата БоГЭС совокупной мощностью 1 ГВт должны дать ток уже до конца 2010 года. Для этого Внеш­экономбанк выделил партнерам 50 млрд рублей сроком на 14 лет — 28,1 млрд на достройку ГЭС, бетонные сооружения которой сейчас готовы на 90%, и 21,9 млрд — на достройку первой очереди завода, готовность которой — 30%. Но с запуском в этом году трех гидроагрегатов «Саянки» мощностью почти 2 ГВт необходимость спешить с вводом в эксплуатацию БоГЭС отпала. Поэтому первые три гидроагрегата БоГЭС планируется запустить в IV квартале 2011 года, а в 2013-м станция выйдет на проектную мощность. 60% ее электроэнергии будет потреблять новый алюминиевый завод, остальное будет выдаваться в единую национальную электрическую сеть.        

2007

Банковские рокировки

Новосибирсквнешторгбанк вошел в состав Восточно-Европейской финансовой корпорации (ВЕФК). Это событие едва не стало роковым для одного из лидеров сибирского банковского рынка. За неполные два года рискованная финансово-кредитная политика основного владельца привела банк на грань банкротства. В апреле 2009 года в банке была введена процедура санации, в результате которой контроль над ним перешел к НОМОС-БАНКу. С июня 2009 года банк называется НОМОС-БАНК Сибирь. За это время ему удалось прекратить отток клиентов, кардинально улучшить финансовые показатели. В частности, за 10 месяцев 2010 года его балансовая прибыль составила 260,4 млн рублей. 7 октября было принято решение о завершении санации банка.                

Шведы в Сибири

Выход на сибирский рынок дался шведскому гиганту ретейла компании IKEA нелегко. Решение о строительстве торгового центра в Новосибирске было принято еще в 2002 году, но сначала облюбованный шведами земельный участок в ходе аукциона ушел к другому инвестору. Затем открытие уже построенного магазина было сдвинуто на три недели — городские власти настояли на первоочередном расширении прилегающих улиц и обустройстве транспортной развязки (как это и было предусмотрено техусловиями проекта). Тем не менее интереса шведской компании к сибирскому рынку это не охладило. В 2008 году был открыт гипермаркет IKEA в Омске. Тоже лишь со второй попытки и на полгода позже заявленного заранее срока — из-за проволочек с оформлением разрешительной документации.   

Выработка вместо безопасности

19 марта 2007 года произошла авария на шахте «Ульяновская», входящей в состав холдинга «Южкузбассуголь». В результате взрыва метана погибло 110 человек, в том числе и все руководство шахты (кроме директора, который тогда находился в отпуске). Эта трагедия стала самой крупной по числу жертв за всю историю добычи угля в Кузбассе. Шахта «Ульяновская» считалась одной из самых современных в регионе и была оборудована английской системой газовой защиты Davis Derby. Однако сразу после аварии глава Ростехнадзора Константин Пуликовский и губернатор Аман Тулеев заявили, что показатели датчиков метана были искусственно занижены путем вмешательства в работу системы, и этот факт был известен руководству шахты. Эту же версию подтвердил 26 ноября 2010 года и суд, приговорив инженера по технике безопасности шахты Нину Бычкову и горного диспетчера Владимира Полуянова к трем годам условно и 3,5 года лишения свободы соответственно.

24 мая 2007 года взрыв метана произошел на шахте «Юбилейная», в результате аварии погибло 39 человек. Серия аварий на шахтах компании «Южкузбасс­уголь» привела к смене собственника компании — Evraz Group, которой принадлежало тогда 50% акций предприятия, приобрела у менеджмента компании оставшиеся акции, став 100-процентным бенефициаром угледобывающего предприятия. Однако проблема пренебрежения безопасностью в целях повышения выработки в целом осталась. Так, 8–9 мая 2010 года на шахте «Распадская» произошло два взрыва, унесших жизни 74 человек. Причина взрыва, по-видимому, та же — блокирование работы датчиков метана ради выполнения плана выработки.     

2008

Официальное начало финансово-экономического кризиса в России

Вплоть до сентября 2008 года, когда началось обвальное падение основных макроэкономических показателей, в правительстве РФ надеялись, что мировой кризис обойдет Россию стороной. Но в итоге отечественная экономика оказалась в числе наиболее пострадавших — объем ВВП по итогам 2009 сократился на 8%, выбираться из этой ямы нам предстоит минимум до 2012 года. Экономика СФО упала не так сильно и восстанавливается чуть быстрее, чем в среднем по стране. Главным образом благодаря относительно высокой диверсификации (значительную часть ВРП здесь занимают отрасли потребительского спроса и импортозамещения), а также соседству с Китаем, на который оперативно переориентировались производители экспортной продукции (прежде всего — металлурги и угольщики).       

Объезды городов

В середине 2000-х возобновилось федеральное финансирование строительства объездных автодорог в Новосибирске и Иркутске, начатое еще в 1995–1998 годах. Объезды призваны освободить улицы мегаполисов от транзитного транспорта (по разным оценкам, около 6–8 тыс. автомобилей в сутки) и ускорить перемещение грузов с запада на восток страны и обратно. Полностью строительство Северного объезда Новосибирска завершено в сентябре 2010 года. Общая протяженность магистрали, соединяющей федеральные трассы М51 и М53 — 76,5 км, в ее составе 10 транспортных развязок, 14 путепроводов и 11 мостов, включая мост через Обь. Объездная дорога через Иркутск имеет протяженность 24,3 км, включает в себя два моста и две двухуровневые транспортные развязки. Официальное открытие состоялось в ноябре 2010 года.          

Открытие в Новосибирске завода «Балтика»

В этот крупнейший региональный инвестпроект компания «Балтика» вложила 134 млн евро. Современное предприятие мощностью 4,5 гектолитра в год было простроено с нуля всего за полтора года. Приход такого мощного федерального игрока привел к уходу с рынка местных производителей пива, но региональные власти это мало беспокоит: даже по нормативам 2008 года, которые с тех пор были увеличены, расчетный налоговый потенциал новосибирской «Балтики» составляет не менее 6 млрд рублей за три года.         

Крах AiRUnion

Альянс AiRUnion, объединивший под брендом пять юридически самостоятельных компаний («КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Омскавиа» и «Сибавиатранс»), был создан в 2004 году для координации деятельности и совместного продвижения услуг участников. В дальнейшем предполагалось создание на его основе холдинга с госучастием, но в конце лета 2008 года рейсы участников альянса начали регулярно задерживаться из-за проблем с оплатой топлива и выплатой зарплаты. А 24 октября ведущий участник альянса — красноярская компания «КрасЭйр» — официально объявила о прекращении всех полетов. Через три месяца у нее была отозвана лицензия, а 6 июля 2009 года компания официально объявлена банкротом. Планировавшееся создание на базе участников AiRUnion и еще нескольких региональных авиакомпаний нового государственно холдинга так и не осуществилось. В феврале 2010 года было принято решение после акционирования передать эти активы «Аэрофлоту».                   

Остановка производства на Байкальском ЦБК

В конце 2007 года у предприятия истек срок лицензии на использование водного объекта (озера Байкал). По требованию Росприродназдора, комбинат прекратил выпуск особого сорта вискозной беленой целлюлозы (для чего, собственно, и был построен в 1966 году) и осенью 2008 года начал работать в условиях замкнутого водооборота. Однако доступный на замкнутом водном цикле ассортимент продукции оказался нерентабельным, производство было приостановлено, а половина сотрудников уволена. В 2009 году на БЦБК введено внешнее управление. В этот период резко активизировались выступления экологов и общественности, требующих полной ликвидации предприятия. Но в январе 2010 года Правительство РФ исключило производство целлюлозы, бумаги и картона из перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. И в июле БЦБК возобновил производство беленой сульфатной целлюлозы в промышленных масштабах. Как обещают чиновники, комбинат будет работать до тех пор, пока в моногороде Байкальске не появятся альтернативные виды занятости.          

Продавец безопасности

9 декабря 2008 года в своем рабочем кабинете при получении взятки был задержан глава управления Ростехнадзора по СФО Леонид Баклицкий, который проработал на этом посту с лета 2005 года (до этого — вице-губернатор Алтайского края при Михаиле Евдокимове). Всего следствием было установлено два эпизода получения взяток — 250 тыс. рублей и почти 500 тыс. рублей от руководителей предприятий, имеющих опасные производственные объекты в СФО. 17 мая 2010 года Баклицкому был вынесен приговор — 8 лет лишения свободы и штраф в размере 1 млн рублей.    

2009

Банкротство металлургов

В мае металлургический завод им. Кузьмина подал иск о собственном банкротстве. Примерно в это же время заявили о банкротстве еще несколько российских предприятий, находящихся под контролем группы «Эстар» Вадима Варшавского. Холдинг, испытывающий серьезные финансовые проблемы, пытался решить их за счет своих предприятий — кредиторская задолженность завода им. Кузьмина на момент подачи иска о банкротстве вдвое превышала стоимость его активов, было даже заведено уголовное дело о преднамеренном доведении до банкротства. Введение внешнего управления на заводе Кузьмина позволило передать его новому инвестору — компании «Металлсервис», которой удалось найти ресурсы для запуска производства. Судьба Гурьевского метзавода (Кемеровская область), также входящего в состав «Эстара», была решена примерно так же: новым собственником предприятия стали структуры банка «Санкт-Петербург».

Губернатор на год

10 мая 2009 года в катастрофе вертолета погиб губернатор Иркутской области Игорь Есиповский, вступивший в должность 22 ноября 2008 года (исполнявший обязанности с апреля 2008 года). В конце 2009 года Межгосударственный авиационный комитет огласил версию, согласно которой причиной аварии стала «профессиональная неподготовленность командира воздушного судна к выполнению полетов на данном типе вертолета». Согласно неофициальной версии, гибель губернатора произошла в ходе незаконной охоты, хотя тел животных в районе катастрофы обнаружено не было. 8 июня 2009 года губернатором Иркутской области стал бывший сенатор и выходец из питерской мэрии Дмитрий Мезенцев.              

Завершена процедура слияния МДМ-банка и УРСА-банка

Игорь Ким sib_286_pics Фото: Борис Барышников
Игорь Ким
Фото: Борис Барышников

Превращение небольшого регионального банка в федерального игрока заняло у его основного владельца и топ-менеджера Игоря Кима немногим более десяти лет. В 1997 году, будучи акционером Русского народного банка, он присоединил его к Сибакадембанку, который стал активно и целеустремленно развивать. Поглотив несколько региональных банков в начале 2000-х годов, в 2006-м Сибакадем­банк объединился с екатеринбургским Уралвнешторгбанком и получил новое имя — УРСА-банк. К моменту слияния с МДМ, УРСА-банк стал одним из крупнейших региональных банков Сибири и Дальнего Востока с развитой филиальной сетью (21 филиал и порядка 240 доп­офисов). Он обслуживал более 15 тыс. предприятий и более 1 млн частных лиц. Решение об объединении УРСА-банка и МДМ было принято весной 2008 года, к августу 2009 года процедура слияния завершилась. Новый банк, сохранивший бренд МДМ, стал одним из крупнейших частных банков в России (12-е место по размеру активов — 519,3 млрд рублей). Банк контролируют Сергей Попов с долей в 56,5%, Игорь Ким (11%) и Мартин Андерссон (6%), он обслуживает 65 тыс. корпоративных клиентов и 3 млн частных лиц.           

Банкротство «АЛПИ»

Банкротство крупнейшей в Сибири сети гипермаркетов ОАО «АЛПИ», входящих в одноименный холдинг, было объявлено 10 декабря 2009 года. Это стало финалом целой цепи событий от дефолта по облигациям (сентябрь 2008 года) до распродажи за долги имущества (в феврале 2009 года 24 магазина сети были проданы ГК «Регионы») и введения процедуры внешнего наблюдения (июль 2009 года). Оригинальная концепция построения производственно-торгового холдинга (помимо сети гипермаркетов, в группу «АЛПИ» входили несколько птицефабрик, работающих под маркой «Сибирская губерния», фабрика по производству соков и минеральной воды и банк «Канский»), позволяющая держать «социальные» цены, пала жертвой рискованной кредитной политики акционеров. На начало 2009 года, уже после распродажи имущества, задолженность «АЛПИ» составляла более 6,5 млрд рублей, из них более 3 млрд — по обязательным платежам.   

Продажа «Белона»

Современная угольная компания федерального уровня (38-е место в ренкинге 400 крупнейших компаний СФО) сменила владельца. Создатель и основной акционер компании Андрей Добров продал свою долю Магнитогорскому металлургическому комбинату. В 2007 году Магнитка уже приобрела 41,3% акций «Белона», теперь же владеет 100% акций и правами на торговую марку «Белон», известную на рынке. В феврале 2010 года головной офис «Белона» переехал из Новосибирска в Белово Кемеровской области. А банк «Белон», оставшийся под контролем Доброва, осенью был переименован в банковскую систему для малого и среднего бизнеса «Взаимодействие».   

Энергетический шок

Авария на Саяно-Шушенской гидроэлектро­станции (СШГЭС, Хакасия) перевернула представление о безопасности ГЭС и стала испытанием на прочность для энерго­системы Сибири. Еще утром 17 августа 2009 года СШГЭС считалась красой и гордостью российской гидроэнергетики. Ее установленная мощность — 6,4 ГВт, составляла 13,6% установленной генерирующей мощности ОЭС Сибири и 25,3% от установленной мощности всех объектов государственного гидроэнергетического холдинга «РусГидро». В 4.14 по московскому времени крышка гидроагрегата № 2 станции сорвалась с держащих ее шпилек, потоком воды многотонную машину вырвало из гнезда, и в считанные минуты крупнейшая отечественная ГЭС превратилась в груду металла и бетона. Погибли 75 человек, и волна отключений от электричества прошлась по промышленным потребителям Красноярской, Кузбасской и Хакасской энергосистем.

Эта авария стала самым крупным техногенным чрезвычайным происшествием за всю историю российской гидроэнергетики. Ее никто не ожидал — все инструкции и правила поведения персонала были рассчитаны на попадание воды в машинный зал сверху — из-за разрушения плотины, например. А она пошла снизу — через гидро­агрегат. Поэтому сейчас в России пересматривается вся система обеспечения безопасности эксплуатации ГЭС, которая становится похожей на ту, которая применяется на атомных станциях. Катастрофа на СШГЭС повлияла и на схему развития энергетики Сибири — из нее, например, в среднесрочной перспективе был исключен проект строительства гигантской Эвенкийской ГЭС, зато ускорилось строительство Богучанской ГЭС. Обновился топ-менеджмент «РусГидро». На самой же «Саянке» сейчас восстановлены и запущены в работу три гидроагрегата совокупной мощностью около 2 ГВт. Полностью восстановить станцию, заменив при этом все десять гидроагрегатов, гидроэнергетический холдинг намерен к декабрю 2014 года. «Мы уверены, что все сделаем в соответствии с графиком, установленным правительственной комиссией, у нас нет здесь каких-то рисков», — сказал журналистам новый председатель правления компании Евгений Дод. На восстановление станции потребуется 33–37 млрд рублей. Следствие продолжает устанавливать конкретных виновников аварии. Уже предъявлено обвинение экс-директору СШГЭС Николаю Неволько.         

Продажа «Сибирского берега»

Новосибирская компания, выросшая в лидера российского рынка снеков и создавшая бренды федерального уровня («Кириешки», «Компашки», Beerka), в декабре 2009 года была продана томской компании «Камелот-А», входящей в холдинг «Кондитерский дом «Восток» («КДВ Групп»). Считается, что к этому новосибирцев вынудили большие долги вкупе с резким сокращением сбыта, вызванного кризисом. В свою очередь «КДВ Групп», который годом ранее вошел в снековый сегмент за счет приобретения компании «Бриджтаун» (производит «Три корочки»), получил шанс заметно укрепить на нем свои позиции. Интересно, что история «КДВ Групп» зеркально отражает историю «Сибирского берега»: холдинг также был основан с нуля группой студентов-однокурсников, но если новосибирцы начинали с сухариков, то томичи — с семечек, потом переключились на вафли и другие кондитерские изделия. Помимо активов «Сибирского берега» и «Бриджтауна», холдингу принадлежат кондитерские предприятия в Кемеровской области, Нижнем Тагиле, Абакане и Минусинске. К числу его наиболее известных брендов относятся «Яшкинские» вафли, печенье «Бегемотик Бонди», «Малышок» и карамель «Кремка».  

Национальные исследовательские университеты

1 августа 2009 года был объявлен конкурсный отбор программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет». В конкурсе участвовали программы развития 110 вузов. В октябре Министерство образования и науки РФ отобрало двенадцать проектов, среди которых два принадлежали сибирским университетам — Новосибирскому государственному и Томскому политехническому. В 2010 году такой же почетный статус получили Иркутский государственный технический университет и Томский государственный университет. За счет победы в конкурсе четыре сибирских вуза получили многомиллиардные инвестиции на развитие своих научно-образовательных потенциалов.    

Третий мост

Старт на строительство третьего моста через Обь в черте Новосибирска был дан в 2009-м, хотя место для него было определено еще в 1983 году (так называемый оловозавод­ский створ, связывающий правый берег в районе карьера Борок с левым в окрестностях Бугринской рощи). Без финансирования из федерального бюджета городские власти долго не решались приступить к строительству. Прямого выделения средств добиться так и не удалось: госбюджет лишь предоставил городу кредит в 2 млрд рублей, и в дальнейшем мэрия рассчитывает на увеличение кредитной линии. Но два имеющихся моста — Октябрьский и Димитровский — уже еле справляются с транспортным потоком (в 2008 году — около 180 тыс. автомобилей в сутки). Новый шестиполосный мост пропускной способностью 60 тыс. автомобилей в сутки станет частью будущего юго-западного транзита Новосибирска между трассами М51 и М52, в финансировании проекта также активно участвует областной бюджет. Генеральным подрядчиком строительства по конкурсу, проведенному в декабре 2009 года, стало ОАО «Сибмост», снизившее стартовую цену контракта на 3 млрд рублей — до 14,8 млрд (стоимость проекта со всеми развязками, объездными путями, выносом инженерных коммуникаций и расселением нескольких сот частных домов). Окончание сроков строительства намечено на 2015 год, но, естественно, будет зависеть от динамики финансирования. Пока она вроде бы не вызывает опасений. Правда, панацеей от всех бед третий мост не станет: к тому времени пропускной способности имеющихся мостовых переходов снова станет недостаточно. По информации мэрии, к 2025 году интенсивность трафика между двумя берегами достигнет 450  тыс. автомобилей в сутки. Но про четвертый, пятый и даже шестой мост в мэрии пока даже не заикаются — достроить бы начатое.         

2010

Из губернаторов в полпреды

В январе 2010-го Александр Хлопонин назначен полномочным представителем президента в создаваемом Северо-Кавказском федеральном округе и вице-премьером Правительства РФ. До этого — с осени 2002 года — он занимал должность губернатора Красноярского края, которая досталась ему в результате ожесточенной борьбы на досрочных выборах, назначенных после гибели в авиакатастрофе тогдашнего губернатора Александра Лебедя. Во втором туре он опередил председателя Законодательного Собрания края Александра Усса, но избирательная комиссия Красноярского края дважды признавала выборы недействительными. Первый раз это решение было отменено судом, второй раз — Центральной избирательной комиссией РФ. Тогда президент Владимир Путин, не дожидаясь вступления Хлопонина в должность, назначил его исполняющим обязанности губернатора края. Новый глава региона пообещал в течение двух месяцев добиться ликвидации задолженностей по зар­плате перед краевыми бюджетниками, что и было сделано. В 2003 году он убедил владельцев крупных предприятий, расположенных на территории края, перерегистрироваться в крае и платить налоги на его территории, что привело к значительному увеличению доходной части регионального бюджета. В 2004 году выступил с инициативой проведения референдума по объединению Красноярского края с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами. Такой референдум состоялся в 2005 году, и регионы были объединены в один субъект Российской Федерации.     

Гибель из-за архаров

9 января вертолет Ми-171 авиакомпании «Газпромавиа» потерпел крушение в районе горы Черной, совершая рейс по маршруту Бийск–Чемал–Кош-Агачский район Республики Алтай. На борту воздушного судна находились три члена экипажа и восемь пассажиров. Целью полета была охота. В результате авиа­катастрофы погибли семь человек, в их числе полпред Президента РФ в Госдуме Александр Косопкин. Четверо, включая тогдашнего заместителя главы правительства Республики Алтай Анатолия Банных (он также является одним из самых влиятельных на Алтае бизнесменов), получили травмы. После крушения в Интернете появились снимки застреленных животных среди обломков вертолета. Дело получило большой общественный резонанс, попытки замять его не удались. В начале декабря 2010 года прокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении фигурантов дела Анатолия Банных, Бориса Белинского (гендиректор компании «Интеко») и Николая Капранова (заместитель директора института экономики и законодательства Москвы) в незаконной охоте на животных, занесенных в Красную книгу, с вертолета на Алтае. Следствие установило, что обвиняемые застрелили троих архаров. Ущерб животному миру оценивается в 900 тыс. рублей.

Дело Солодкиных

16 февраля 2010 года арестованы вице-мэр Новосибирска Александр Солодкин и его отец — советник губернатора Новосибирской области Александр Солодкин-старший. Первому обвинение предъявили еще в октябре 2009 года — подозрение в связях с лидером одной из преступных группировок Новосибирска и обвинение в организации уничтожения чужого имущества — джипов бизнесмена Фрунзика Хачатряна. После предъявления обвинения Солодкин-младший не вышел на работу после отпуска, прислав в отдел кадров справку о госпитализации в одной из московских клиник, а 5 ноября 2009 года Следственный комитет при Прокуратуре РФ вынес постановление об объявлении его в розыск. Позже обвинение было предъявлено и отцу вице-мэра — его вместе с сыном обвинили в подстрекательстве к убийству Хачатряна и участии в преступном сообществе Александра Трунова (с которым, в частности, связывают убийство вице-мэров Новосибирска Игоря Белякова и Валерия Марьясова). А через год — 19 октября 2010 года — дела отца и сына Солодкиных были вынесены в отдельное производство, при этом их стали называть не просто участниками, а «руководителями структурного подразделения преступного сообщества с использованием своего служебного положения». Согласно решению Новосибирского областного суда, Солодкин-младший пробудет под стражей как минимум до 16 февраля 2011 года. Тем не менее ни мэр Новосибирска Владимир Городецкий, ни бывший губернатор региона Виктор Толоконский не признали за подчиненными вины. Подоплека этого дела по-прежнему остается непонятной. Во время ареста основной версией было ослабление позиций мэра областного центра и губернатора, однако назначение Виктора Толоконского на пост полпреда президента в Сибири эту версию, очевидно, опровергает.     

Открыта вторая взлетно-посадочная полоса в аэропорту Толмачево

Толмачево вошел в элитный клуб «двухполосных» аэропортов sib_286_pics Фото: Борис Барышников
Толмачево вошел в элитный клуб «двухполосных» аэропортов
Фото: Борис Барышников
Завершена процедура слияния

Ее строительство было начато еще в 1987 году, в 1995-м заморожено и возобновилось лишь спустя семь лет, когда были выделены средства из федерального бюджета. Толмачево стал шестым аэропортом страны, имеющим вторую ВПП после трех московских, питерского Пулково и екатеринбургского Кольцово. Это позволило увеличить его пропускную способность вдвое — до 40 взлет/посадок в час. Строительство второй ВПП удачно вписалось в проект развития аэропорта и превращения его в крупный международный авиаузел. Программа развития аэропорта реализуется с 2005 года и рассчитана до 2012-го. За это время был реконструирован международный терминал, значительно расширен терминал внутренних линий, построены грузовой и гостиница. Общий объем финансирования за семь лет должен составить порядка 280 млн долларов.         

Пошли на Тарана

Эдуард Таран sib_286_pics Фото: Борис Барышников
Эдуард Таран
Фото: Борис Барышников

26 августа в аэропорту Шереметьево был задержан владелец холдинга «РАТМ» Эдуард Таран, которого обвинили в даче взятки сотруднику МВД России в размере 1 млн рублей за прекращение дела против одного из принадлежащих ему предприятий. Сейчас Таран отпущен на свободу под залог в 20 млн рублей. В возглавляемый им холдинг «РАТМ» входят ряд предприятий, занимающихся производством цемента (ОАО «Искитимцемент», ОАО «Ангарскцемент»), машиностроением (ООО «Алттрак»), оптико-электронным приборостроением (ЗАО «Экран — оптические системы»). По различным оценкам, оборот холдинга в 2009 году составил 800 млн долларов, прибыль — около 100 млн долларов.      

Откупорили заначку

Главным итогом развития нефтедобывающей отрасли Сибири за прошедшие десять лет стало начало промышленного освоения Ванкорского месторождения на севере Красноярского края. 23 ноября 2010 года в 13 часов по московскому времени «Ванкорнефть» («дочка» нефтяной компании «Роснефть») извлекла из этих недр 15-миллионную с начала добычи тонну нефти. Это только цветочки — по планам освоения месторождения, в 2014 году «Ванкорнефть» выйдет на проектную добычу в 25,5 млн тонн, что составит почти 5% от общего объема годовой нефтедобычи в России. Ванкор — крупнейшее из месторождений, открытых и введенных в эксплуатацию в России за последние двадцать пять лет. Оно расположено на севере Восточной Сибири в Туруханском районе Красноярского края в 142 км от города Игарка. Извлекаемые запасы нефти месторождения по категориям ABC1 и С2 российской классификации оцениваются более чем в 3,8 млрд баррелей (524 млн тонн).

Разработка этого месторождения является крупнейшим проектом «Роснефти» и одним из крупнейших проектов современной России. Совокупный объем капитальных затрат на разработку месторождения в 2005–2009 годах составил 6,5 млрд долларов. Для транспортировки нефти Ванкора за 2008–2009 годы «Транснефть» построила нефтепровод длиной 543 км мощностью перекачки 25 млн тонн нефти в год, который связал месторождения этой группы с нефтеперекачивающей станцией (НПС) «Пурпе» в Ямало-Ненецком автономном округе и дал возможность в августе прошлого года запустить Ванкорское месторождение в промышленную эксплуатацию. Общая стоимость только оборудования, которое будет использоваться при освоении Ванкора, превышает 50 млрд рублей. Но государство считает эти расходы оправданными — с будущего года нефть Ванкора станет основным наполнителем мегатрубы Восточная Сибирь – Тихий океан.     

Кончина Сибирского военного округа

В октябре 2010 года министр обороны Анатолий Сердюков сообщил о досрочном завершении работы по формированию военных округов. В результате реформы прекратил существование Сибирский военный округ со штабом в Чите. Часть войск СибВО перешла в подчинение Центрального военного округа со штабом в Екатеринбурге, другая часть передана вновь образованному Восточному военному округу со штабом в Хабаровске. За полгода до этого события губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин высказывался против возможного переноса штаба СибВО из Читы, считая такую передислокацию ненужной и даже вредной, поскольку штаб СибВО и Забайкальская железная дорога — это регионообразующие предприятия. По его мнению, для обеспечения безопасности рубежей России и оперативного реагирования на возможные внешние вызовы региональное командование должно находиться в Забайкалье. Как водится в таких случаях (ранее оказались безуспешными все попытки местных властей воспрепятствовать ликвидации военно-учебных заведений в нескольких городах сибирского региона), губернатора никто слушать не стал.