Пожар бензином не потушить

Тема недели
Москва, 31.10.2011
«Эксперт Сибирь» №43 (308)

Фото: Виталий Волобуев

К дорогам в России особое отношение. Можно легко поверить в то, что где-то в стране действительно полным ходом идет модернизация, реформируется система здравоохранения, получает новое вооружение армия… Но то, что дорожные строители год за годом дарят стране километры современных автобанов, все еще воспринимается как фантастика. Ведь модернизации и инновации обывателя напрямую не затрагивают. А дороги каждый день ложатся под колеса наших автомобилей своими ухабами и трещинами.

К извечной российской беде можно подойти с двух сторон. К примеру, до хрипоты спорить о том, где же все-таки строительство дорог дешевле — в России, Австралии или Канаде, странах со сходными климатическими условиями, но разным общественно-политическим устройством. В зависимости от выбранной методологии легко уверить себя и окружающих в том, что дороги у нас либо очень дорогие, либо, напротив, — самые дешевые в мире, но от этого и самые некачественные. Но так ли важен этот спор? Тем более что на сложившееся положение вещей он не влияет. Потому что и «дорогих», и «дешевых» дорог в России все равно строится катастрофически мало. Скажем, в Иркутской области в текущем году проложат не более 40 км новых дорог, и это на регион, размеры которого принято мерить кратным количеством Франций или Даний. Генеральный директор иркутского ЗАО «Труд» Сергей Тен подсчитал, что при таких темпах строительства все дороги региона удастся обновить за 1 200 лет! Факт остается фактом: растет число аварий, увеличивается (по сравнению со странами Евросоюза) потребление бензина, сокращаются сроки эксплуатации покрышек. Словом, плохие дороги ведут к быстрому износу автомобилей и, как следствие, к повышению себестоимости всей связанной с автоперевозками продукции.

Печально, но кризис в дорожном строительстве пока сводится к задаче с простыми условиями, словно взятой из школьного курса арифметики. Есть некоторое количество денег, на них строится некоторое количество дорог. Вопрос: чтобы построить большее количество дорог, нужно потратить большее количество денег? или хватит имеющихся? Не мудрствуя лукаво, федеральный центр решил, что оба ответа верны. Поэтому затраты на дорожное строительство будут увеличены за счет повышения акцизов и транспортного налога, а также введения всевозможных дополнительных сборов с автомобилистов. По подсчетам премьер-министра Владимира Путина, если за 2002–2010 годы на дорстрой из бюджетов всех уровней было выделено 2,7 трлн рублей, то за грядущие восемь лет на эти цели будет направлено уже 8,3 трлн рублей.

Параллельно будет меняться система управления поступающими деньгами. Возрождаемые дорожные фонды — вовсе не дополнительный источник средств на дорожное строительство в регионах. Скорее, это механизм, прямо указывающий территориям на то, как следует тратить поступающие от акцизов и налогов средства. Если раньше губернаторы могли направить их на что угодно, то теперь — только на дороги. Шаг влево, шаг вправо — нарушение Бюджетного кодекса РФ.

Но на наш взгляд, одними триллионами проблему дорожного строительства не решить, как не затушить пожар, поливая его бензином. Четырехкратное увеличение финансирования, возможно, и приведет к такому же увеличению дорожного строительства. Но станет ли от этого всем лучше? Отрасль сегодня нуждается в коренной трансформации, дорстрой пора превратить в полноценный бизнес и теснее связать с обществом. Пока дорожное строительство не бизнес, потому что компании лишь отрабатывают бюджетные средства (хорошо или плохо — вопрос другой). То, что происходит с объектом до и после строительства, их не интересует. А водители и рады бы оплачивать повышение акцизов и налогов, но вряд ли до конца хранят уверенность, что их деньги пойдут именно на дороги. 

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №43 (308) 31 октября 2011
    Итоги дорожно-строительного сезона
    Содержание:
    Дорожные надежды

    Дорожные фонды, вводимые в действие с января следующего года, в разы увеличат региональное финансирование дорожного строительства. Что станет лишь первым шагом к преодолению стагнации в отрасли

    Реклама