Мы пришли сегодня в порт…

Повестка дня
Москва, 05.12.2011
«Эксперт Сибирь» №48 (313)

В последнее время порт Ванино Хабаровского края вновь оказался в центре внимания федеральных и региональных СМИ. Пресс-служба порта распространила открытое обращение на имя президента России Дмитрия Медведева и председателя правительства Владимира Путина, якобы подписанное 518 представителями трудового коллектива, в поддержку генерального директора порта Альфира Богудинова. Через несколько дней ситуация получила неожиданное продолжение — профсоюз порта объявил, что никаких обращений работники не подписывали, и намерен провести митинг для выражения недоверия менеджменту порта, категорического неприятия попыток использовать докеров для решения личных проблем менеджмента, а также потребовать повышение зарплаты. Все эти события происходят в преддверии заседания совета директоров порта, на котором государство — контролирующий акционер Ванинского порта — намерено сменить действующий менеджмент, работу которого считает крайне неэффективной.

Ванинский морской порт является крупнейшей стивидорной компанией Хабаровского края. Порт переваливает металлы, уголь, лес, глинозем; по итогам 2010 года объем перевалки составил около 6 млн тонн. Государство владеет 55% акций компании, около 28% акций принадлежат En+ Group Олега Дерипаски. Предыдущий скандал с Ванинским портом случился в мае этого года, когда Росимущество выставило на аукцион принадлежащие государству 55% акций порта. В аукционе приняли участие крупнейшие российские промышленные компании, имеющие бизнес в регионе: СУЭК, En+, «Сибуглемет», структуры Владимира Лисина, Геннадия Тимченко и многие другие. Это неудивительно — порт является воротами в Азиатско-Тихо­океанский регион, где расположены перспективные рынки сбыта российской продукции, а расширение пропускной способности БАМа, которое проводит РЖД, позволит со временем увеличить объемы экспорта через Ванино.

Выиграла аукцион никому не известная компания ООО «СэлТехСтрой», принадлежащая директору московского балета на льду Ивану Микояну. За акции порта она предложила почти 11 млрд рублей, в 10 раз больше стартовой стоимости. Но впослед­ствии подтвердились догадки аналитиков о том, что задача компании — сорвать аукцион, не заплатив за порт. Так и произошло: в итоге ООО «СэлТехСтрой» платить отказалось.

«Для нас же Ванинский порт имеет стратегическое значение, поэтому мы были готовы на аукционе заплатить за 55% его акций цену практически в шесть раз выше начальной. Компании En+ Group в ближайшие десятилетия осуществят крупные инвестиционные проекты в Восточной Сибири. Среди них — строительство алюминиевых заводов в Тайшете и Богучанах (строит ОК «РУСАЛ»), освоение Чинейского полиметаллического месторождения, Агаскырского медно-молибденового месторождения (проекты «Союзметаллресурса»), развитие угольных проектов в Иркутской области, Республике Тыва, многие другие. Значительная часть продукции от этих новых проектов ориентирована на быстрорастущие рынки Азии, и для ее доставки нам важно создать современную интегрированную логистическую инфраструктуру, частью которой должен стать современный и высокотехнологичный порт на Дальнем Востоке. Именно таким мы видим Ванино — и как акционеры и крупные грузоотправители заинтересованы в его развитии, увеличении объемов перевалки и превращении в мощный транспортный хаб», — говорит заместитель генерального директора En+ Group Рашад Гусейнов.

«Однако на протяжении последних лет мы наблюдаем, как под руководством дей­ствующего менеджмента порт деградирует, объемы перевалки неизменно снижаются, мощности простаивают. И это происходит на фоне активизации торговли России со странами АТР, существенного роста перевалки в соседних портах. Построенный рядом с Ванино всего три года назад терминал «Дальтранс­уголь» перевалит по итогам 2011 почти 10 миллионов тонн — Ванинский же порт — от силы 5,7 миллиона, это в два раза меньше, чем в советское время. Мы считаем, что причина текущей удручающей ситуации с Ванино — некомпетентность менеджмента», — резюмирует он.

С такой оценкой действующего менеджмента, судя по материалам к предстоящему совету директоров, полностью согласны и в профильных госорганах — Росимуществе и Росморречфлоте, представители которых входят в совет директоров. В них отмечается, что Богудинов «не проявил качеств руководителя, необходимых для управления предприятием», допустил серьезное снижение объемов перевалки, вследствие чего падает и капитализация порта.

«Наши попытки как акционера Ванинского порта повлиять на его операционную деятельность с целью улучшения показателей работы не имели успеха. Нашим представителям отказывают в доступе к информации. Представителям инжиниринговой компании, привлеченной нами для проектирования новых объектов в порту, физически не давали доступ туда», — продолжает Гусейнов.

В руководстве Ванино все обвинения в неэффективности отрицают, указывая на почти двукратное увеличение чистой прибыли по итогам девяти месяцев текущего года — до 190 млн руб. Но в En+ отмечают, что это увеличение было обеспечено не за счет доходов от операционной деятельности порта, а за счет статьи «другие доходы». «Другие доходы» — это почти 70 млн рублей штрафов, полученных от РЖД по решению судов по тяжбам, которые продолжались не один год. Этого источника доходов не будет ни в следующем году, ни далее, уверены в En+.

Сами докеры возмущены текущим положением дел в порту, и на митинге, прошедшем 2 декабря на площади Мира в Ванино, выразили свое недоверие менеджменту и потребовали повысить зарплату. Как рассказал лидер профсоюзного комитета порта Александр Егоров, постоянное уменьшение объемов перевалки уже приводит к социальной напряженности в поселке Ванино, где живут большинство сотрудников Ванинского порта. За последние три года количество рабочих мест в порту сократилось почти на 20% (около 300). Уровень заработной платы даже с учетом всех надбавок гораздо ниже, чем в других дальневосточных портах России и меньше, чем на других предприятиях района, и она не индексируется на уровень инфляции, как это предусмотрено Коллективным договором.

Неофициально в Ванино говорят, что низкая эффективность порта и бедственное положение докеров обусловлены не столько некомпетентностью его менеджеров, сколько их личными финансовыми интересами в «околопортовом» бизнесе. По этой версии, порт часто отказывает грузоотправителям в перевалке грузов по официальным тарифам, которые являются одними из самых низких на Дальнем Востоке (их устанавливает Федеральная служба по тарифам), ссылаясь на нехватку мощностей. А потом посредники неофициально предлагают отправить грузы из Ванино через экспедиторские компании, связанные с менеджментом, но уже по более высокой цене. Разница оседает в чьих-то карманах. Но соглашаются далеко не все грузоотправители — часто они просто уходят в другие порты. Получается, что менеджменту невыгодно развитие порта и расширение его мощностей, так как в этом случае остается меньше пространства для коррупции.

На заседании совета директоров 14 ноября Дмитрий Лисин от En+ представил программу развития. Она предполагает увеличение перевалки грузов портом до 10–11 млн тонн в ближайшие пять лет (за 10 месяцев 2011 года — 4,8 млн тонн), строительство зернового и контейнерного терминалов, а также расширение номенклатуры за счет зерна, продукции черной металлургии, угля. Программа предусматривает увеличение числа рабочих мест на 10–15%. Отдельным ее пунктом значится избавление от посреднических структур, аффилированных с менеджментом порта. Совет директоров признал программу развития наиболее предпочтительной. Однако менеджмент Ванино на следующий день заочно подверг программу критике и стал целенаправленно сеять панику среди работников порта по поводу сокращений, якобы предусмотренных программой. Похоже, именно так и появилось обращение «коллектива порта» к властям страны, от которого впоследствии открестился профсоюз Ванино.

Новая дата аукциона по продаже госпакета Ванинского порта пока неизвестна — заместитель Министра транспорта России Виктор Олерский сообщил, что это вряд ли произойдет до конца 2011 года. По предложению Минэкономразвития, к его проведению привлекут инвестиционный банк с мировым именем, который оценит серьезность намерений потенциальных покупателей — это позволит избежать срыва аукциона по «майской» модели; в финальный список банков-претендентов вошли Deutsche Bank, «Тройка-Диалог» и ВТБ Капитал. Но похоже, борьба за порт будет жаркой.

Новости партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №48 (313) 5 декабря 2011
    Освоение Арктики
    Содержание:
    Вахтой не обойтись

    Освоить сибирский Север исключительно вахтовым методом не получится. Нужна сеть современных городов, которые станут кадровыми, технологическими и сервисными центрами освоения арктических территорий

    Реклама