От Томска до Калифорнии

Русский бизнес
Москва, 19.11.2012
«Эксперт Сибирь» №46 (354)
Секрет компании «ТомскСофт» — разработка нестандартных продуктов для глобального рынка

Обилие успешных ИТ-компа­ний в Томске — факт, ставший повседневным и настолько естественным, что выделить конкретный показательный бизнес из общего числа довольно сложно. Однако компания с характерным названием «Томск­Софт» попала в областной реестр инновационно активных организаций во многом благодаря соответствию основному критерию — вся ее продукция на 100% является инновационной. И в томском ИТ-секторе компаний с таким показателем больше нет.

Сайт ООО «Томсксофт» более чем скромно описывает его появление на свет: «Истории некоторых компаний начинаются со случайной встречи двух давних знакомых. Можно сказать, что летом 2002 года так появился и «Томск­Софт». С тех пор прошло десять лет.

— Во время кризиса 1998 года многие ребята-программисты работали на зарубежные компании. Покупали квартиры, машины, были практически олигархами. Это дало определенный толчок отрасли, — говорит исполнительный директор ООО «ТомскСофт» Илья Безходарнов. — Если вернуться в прошлое, то когда-то в ИТ-сфере вообще нечего было делать. Выбор был простой — или идти в электронный вычислительный центр, либо в институт преподавать на аспирантскую стипендию. По­этому многие ушли в предприниматели. А история компании «ТомскСофт», действительно, началась в 2002 году, когда состоялась ее официальная регистрация. Ранее это были отдельные люди, которые занимались каждый своим делом, но после встречи мы решили объединить усилия, организовали компанию и продолжили по сути дела заниматься тем же самым, но на «широкую ногу». Изначально в первые два-три года рост компании был не очень бурный, но ближе к четвертому году набралось около 15-20 сотрудников и уже стало понятно направление, которое мы будем развивать непосредственно в ИТ-бизнесе. Это различные мультимедиаприложения, в том числе интернет-конференции, обработка мультимедиаданных. По большому счету, все наши проекты находятся в этой плоскости.

Речь идет о том, что мы комплексно разрабатываем проект — это и сама технология, и ее размещение в интернете, вплоть до подготовки пользовательской документации. Поэтому мы не считаем себя узконаправленной компанией. У нас есть web-отдел, отдел мультимедиа, сетевых разработок. Но основной акцент мы все равно делаем на достаточно технологичные продукты, связанные с мультимедиа-разработками. Собственно это позволяет нам, во-первых, вносить в работу больше творчества, а во-вторых, экономически нормально жить, потому что такого рода разработки стоят дороже. И работаем мы, конечно, не по учебникам. Программирование — это творчество, это всегда мысль, креатив, никакой рутины. Мы занимаемся чем-то новым, что еще не выпущено совсем, а если и выпущено, то никто не знает, как это повторить.

Илья Безходарнов: «Всегда занимаемся чем-то новым» sibir_354_021.jpg
Илья Безходарнов: «Всегда занимаемся чем-то новым»

— Не секрет, что нынешний рынок стремительно меняется, появляются новые запросы. На какие разработки, учитывая этот фактор, «Томсксофт» делает акцент сегодня?

— Дело в том, что в последнее время стал активно развиваться рынок мобильных устройств, а соответственно, мобильных приложений. Персональный компьютер постепенно умирает, хотя, наверное, до конца не умрет. Просто меняются стандарты, подходы к разработке интерфейсов, многие вещи, элементная масса, например. Когда мы жили в пору IBM совместимых компьютеров, то практически не было проблем с адаптацией программ под разные платформы. Сейчас мы имеем разные платформы; в результате создание программы, выпуск одного продукта превращается иногда в разработку трех-четырех продуктов. Кроме этого, каждые два-три месяца мы выдаем новую версию какого-то приложения.

Если говорить о разработках, то основной наш продукт — Сamfrog. Это, по сути, видеоконференция, нечто вроде Skype или, как его еще называют, видеоаська. Тем не менее он существует, являясь не очень прямым конкурентом Skype в силу определенной бизнес-логики. У нас есть около миллиона зарегистрированных пользователей, конкурировать со Skype мы не собираемся. В содружестве с американцами мы нашли подход к распространению этого продукта. Появились определенные сообщества, которые его используют. На данный момент видно, что эти сообщества достаточно устойчивы.

Другой продукт — SkyFex — наша собственная разработка. Это программа-инструмент для служб технической поддержки и всех, у кого есть необходимость в получении несложного доступа к удаленным компьютерам с рабочего места. Сейчас мы выпускаем новую версию SkyFex. Но на этом поле у нас очень серьезные конкуренты. Поэтому мы здесь тоже применяем определенный алгоритм — пытаемся найти свою нишу, своих пользователей. Службы поддержки, на самом деле, это достаточно большая прослойка и ее надо завоевать. Сильно надеемся на новую технологию, которая пока не имеет аналогов. Этот шаг, скорее всего, позволит нам заработать клиентскую базу. По крайней мере, в SkyFex будет использовано одно из решающих преимуществ, которое мы всегда хотели сделать — возможность быстрого запуска и простота использования в отличие от других продуктов.

Есть и целый ряд других разработок. Например, ManyСam, которая позволяет нескольким приложениям одновременно получать доступ к видеопотоку с одной web-камеры. ManyCam и CamFrog, кстати, находятся в топе загрузок на сайте download.com. Как правило, где-то в первой двадцатке. Это около 100–200 установок в неделю.

— Илья Владимирович, известно, что представительство вашей компании — Tomsk Inc — находится в Калифорнии, в Купертино. Означает ли это ориентацию ваших разработок прежде всего на американский рынок?

— Такого ограничения, конечно, нет. Просто компания зарегистрирована в Калифорнии. И это на самом деле чисто технологический момент, связанный с тем, что имея представительство в США, удобнее работать с американскими заказчиками. Вообще, наши связи с американцами завязались с появлением Интернета. Как только представилась такая возможность, появилось желание общаться и работать с ними. Мы принципиально сторонимся внутреннего рынка и считаем, что серьезные продукты надо разрабатывать с ориентацией на мировой рынок. Ну кто купит нашу программу в России? Это же не кока-кола. Это продукты, которые нужны на местном рынке единицам пользователей. Заказчики, конечно, есть. Тот же «Газпром». Но это немного не наше. Там свои законы, свои подходы и профиль немного другой.

На самом деле сегодня мы имеем безграничный рынок, которому не нужна никакая логистика. Рынки сегодня глобальны, никакой ориентации — Томск, Россия, Китай — нет. Конкуренция идет только на уровне кадров. А кадров гораздо меньше, чем может переварить город или область, Сибирь, да и Россия в целом. На данный момент кадры просто нарасхват.

— Кстати, у вас в компании работает 60 специалистов — достаточно много для ИТ-предприятия. Как вы решаете проблему кадрового дефицита?

— Костяк компании составляют выпускники Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), в компании 60 человек, и мы собираемся расширяться. Есть намерение заняться развитием менеджерского направления. Поэтому в ближайшее время планируем принять на работу к нашим 60 программистам 20 менеджеров продаж, которые работали бы на зарубежном рынке. На данный момент кадров, действительно, не хватает. Поэтому мы организовали, как и многие другие компании, учебный центр, готовим специалистов. В компании работает стандартная процедура, студенты третьего-четвертого курсов приходят к нам на практику. В будущем многие, конечно, выбирают свою дорогу, но в целом поступление сотрудников из числа студентов идет достаточно массовым порядком. Поэтому коллектив у нас все время молодой.

Почему не хватает людей? Потому что вторичного рынка сотрудников в нашей сфере как такового нет. Готовые специалисты давно чем-то заняты. Но я считаю, если есть тенденция спроса на программистов, то через три-четыре года они появятся. Два года назад, например, всех учили на юристов и экономистов. Сейчас другая ситуация. Пошел поток технических специалистов, студенты стали раньше приходить на практику.

— Каким вам видится стратегическое направление развития компании в ближайшем будущем?

— Определенная стратегия, конечно, есть. В технологическом плане понятно, что мы должны переходить на мобильные платформы. Что касается рынков, то сейчас интересен Тихоокеанский регион. Там проблема, конечно, есть, и она в том, что они все делают сами. Правда, они привлекают разных специалистов, но работать нужно под их бренды. В части разработки собственных и несобственных продуктов, я думаю, должен быть баланс. Заказ — это, конечно, не слава и не победа, но это гарантированный заработок. Поэтому сейчас у нас заказных продуктов больше, но все они разрабатываются в технологически сложных направлениях. В простых мы не можем конкурировать с китайцами или индусами. Просто потому, что налогов надо платить больше и такую цену, как индусы, мы поставить не можем. Поэтому в массовых вещах мы не конкурируем. А в сложных — да. Скажу, что в работе над сложными решениями используется много математики. Занимаемся разработкой видеокодеков, работаем с графическими ускорителями. В общем, программист, который у нас работает, должен знать кучу математики. И с этим в современном теоретическом образовании, кстати, пробелов нет.

— «ТомскСофт» внесен в реестр инновационно активных предприятий области наряду с немногими фирмами. Как бы вы определили инновационную составляющую вашей компании?

— С точки зрения параметров она на 100 процентов является инновационной. Суть в том, что у нас нет поставленного на поток изготовления стандартных продуктов. У нас есть вещи, в успехе которых мы можем не быть уверены, но там всегда есть инновационная составляющая. Мы постоянно пытаемся генерировать идеи, хотя этот процесс очень тяжело идет. Мы технари, нам проще кого-то привлечь с идеей и просто ее сделать. А успех порой вообще непонятно от чего зависит. Маркетинг работает в том смысле, что нужно использовать любой представившийся шанс. И мы его стараемся не упустить. Надеюсь, что останемся в Томске. И не только из патриотических чувств. А потому что в настоящее время здесь складываются благоприятные условия для развития ИТ-бизнеса.        

Новости партнеров

Реклама