Откровения Городецкого

24 июня 2013, 00:00
Мэр Новосибирска открыто признал, что на реализацию «майских указов» президента денег у регионов и городов не хватит

М

эр Новосибирска Владимир Городецкий выступил на сессии Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ, президентом которой он и является) с крайне пессимистичным финансовым прогнозом для сибирских регионов. Причиной такого прогноза стала необходимость исполнения «майских указов» президента. Городецкий также снова заявил, что нынешняя модель работы муниципальной власти несостоятельна.

Конечно, в том, что региональные и местные бюджеты из-за резко повышенной социальной нагрузки сокращают инвестиционные расходы и вообще близки к дефолтам, было известно уже давно (см., например, «Пора ложиться на рельсы» в «Эксперте-Сибирь» № 12 за 2013 год). Однако новость заключается в том, что впервые об этой ситуации и других проблемах местных властей было заявлено публично на уровне глав городов. Главный тезис Городецкого: на выполнение «майских указов» президента в 2013–2015 годах сибирским регионам понадобится более 900 млрд рублей. При этом даже с условием сокращения расходов (в основном, конечно, за счет реальной экономики) субъекты СФО могут собрать только 40% от этой суммы. Самые затратные направления — повышение зарплаты работникам бюджетной сферы, решение жилищной проблемы, обеспечение стопроцентной доступности дошкольного образования к 2016 году.

На уровне муниципалитетов ситуация с бюджетами выглядит еще хуже. «По оценкам аналитиков, субъекты Федерации и муниципалитеты стали более активно выходить на рынок заимствований, расходы на обслуживание долгов по итогам первого квартала этого года выросли на 25,6 процента. Изменилась и структура бюджетов — она резко социализировалась. Расходы регионов и муниципалитетов на образование увеличились на 22,9 процента, на здравоохранение — на 15,1 процента. В совокупности на эти две и ранее самые крупные статьи расходов теперь уходит более половины консолидированного бюджета регионов. Зато на 3,5 процента в абсолютных числах меньше досталось нацио­нальной экономике, на 4,1 процента — ЖКХ», — рассказал Городецкий.

В целом за почти получасовую речь мэр Новосибирска успел сказать то, о чем чиновники его ранга обычно предпочитают завуалированно молчать. Например, он обвинил Министерство финансов страны в том, что его оценки ситуации «имеют мало общего с реальностью», и это «дополнительно осложняет ситуацию, придает напряженность в отношениях между регионами и федеральным центром». Затем Городецкий откровенно признал, что расселить людей из ветхого и аварийного жилья в сроки, обозначенные федеральным центром, скорее всего, не удастся: «Если мы будем осуществлять расселение такими темпами, то решение проблемы растянется на 10–15 лет». Наконец раскритиковал мэр Новосибирска и нынешнюю реформу финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, согласно которой собственники жилья со следующего года будут сами копить на ремонт — в общедомовых или региональных фондах. «Пока рано загадывать, но есть опасения, что вопрос распределения средств на капремонт будет добавлять напряженности и без того острой проблеме. Кроме того, позволяя решить проблему с капитальным ремонтом сейчас, данный механизм может породить проблемы в будущем, когда придет время финансировать ремонт домов, накопивших средства в этих фондах», — заявил Городецкий.

Все это, по мнению новосибирского градоначальника, говорит, в том числе, и о кризисе института местного самоуправления. Более того, Городецкий даже упомянул обычно запретную тему о том, что Россия когда-то ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, которая фиксировала такие моменты, как широкая автономия муниципалитетов, ограничение административного контроля за органами муниципальной власти, достаточность средств для осуществления полномочий и т.д. «Через 10 лет после начала реформы уместно подвести черту, чтобы понять, к чему мы пришли. Многие цели муниципальной реформы не достигнуты или достигнуты не в полной мере. В настоящий момент деятельность местного самоуправления регулирует свыше 500 законов, многие из которых не просто не совпадают с требованиями базового 131-го закона, но противоречат сами себе. Многие формулировки в действующем законодательстве зачастую размыты и определяют полномочия муниципалитетов самыми общими формулировками», — резюмировал Городецкий.