Они нашли друг друга

Крупнейший в России производитель БАДов — бийский «Эвалар» — покупает медиа-активы алтайской группы «Сибма». Пока объяснений два: либо это покупка в преддверии выборов губернатора Алтайского края, либо для широкой «раскрутки» руководства самого «Эвалара»

Александр Прокопьев заставит алтайские СМИ играть по его правилам

Компания «Эвалар» объявила о том, что покупает ряд медиа-активов, которые ранее входили в финансово-промыш­ленную группу «Сибма» («Сибирские мастера», основана и управляется местным предпринимателем Анатолием Банных). Управлять купленными СМИ будет «Сибирская медиа группа» — новая дочерняя структура «Эвалара». Активы — это один из самых популярных в Алтайском крае сайтов «Амител», сайты «ПолитСибРу» и «Банкфакс», а также местные выпуски «Комсомольской правды» и «Аргументов и фактов», несколько городских газет (например, «Бийский рабочий» — 38 тыс. экземпляров в неделю) и не поддающееся счету количество районных телекомпаний. По ряду оценок, медиабизнес «Сибмы» занимал две трети регионального рынка Интернет-медиа и треть рынка СМИ в целом.

«Эвалар», созданный в начале 1990 годов в Бийске на базе местных фармацевтических предприятий, а ныне занимающий 23% отечественного рынка БАДов, в интересах к медиа никогда раньше замечен не был. Потому его новая покупка сразу перестала быть исключительно бизнес-новостью. В ней начали искать политическую подоплеку.

Местный олигарх

Анатолий Банных — личность легендарная, но одновременно и не слишком публичная для «большого» Алтая. Он начинал с обычной торговли (как шутят в регионе — с «раскраски самоваров»), а потом, благодаря тесным связям с тогдашним мэром Барнаула Владимиром Бавариным (погиб в автокатастрофе на Чуйском тракте в 2003 году), фактически монополизировал городской рынок наружной рекламы. На оборотные деньги покупались промышленные предприятия.

Точный состав группы «Сибма» неизвестен и по сей день — слишком витиевато сплетены связи между отдельными предприятиями, формально возглавляемыми разными директорами. К 2008 году Банных был уже депутатом краевого парламента, имел группу сторонников в барнаульской гордуме. Тогда же сформировался и медиа-холдинг «Сибмы» в его нынешнем виде.

Однако с неожиданно пришедшим на пост губернатора края Александром Карлиным (возглавил регион после трагической гибели «народного губернатора» Михаила Евдокимова в 2005 году), по всей видимости, отношения у Банных не сложились. В конце 2008 года предприниматель стал вице-премьером Республики Алтай и руководителем представительства этого региона в Москве. Дела опять пошли хорошо, но недолго. В январе 2009 года Банных участвовал в известной «охоте на архаров», вместе со всеми потерпел аварию на вертолете, но чудом выжил. И с тех пор фактически исчез из публичной политики, скорее всего, переехав за рубеж. «На базе сотрясения [в связи с аварией] четыре гормона не вырабатываются. Поэтому вот эти два последних года я живу в бангкокской клинике, в Бангкоке, швейцарское отделение клиники», — говорил он в 2011 году.

Железная леди

Свои медиа-активы за это время он, как говорят, предлагал разным бизнесменам и несколько раз. Например, еще одному местному предпринимателю и депутату Госдумы Александру Терентьеву. Но в итоге сделка была заключена с «Эваларом». Основных версий, которые это объясняют, две.

Первая — «Эвалар», как говорится, «попросили». «В самой ближайшей перспективе первым совместным проектом… станет создание краевого цифрового телеканала. На базе телекомпаний Барнаула, Бийска и Рубцовска будет увеличено производство собственного контента», — говорится в сообщении компании. По сути, речь идет о создании нового канала, который, как считается, будет «прогубернаторским». «Эвалар», по этой версии, является абсолютно лояльной компанией к Александру Карлину, к тому же в 2014 году в Алтайском крае ожидаются губернаторские выборы. В самой компании, кстати, «Эксперту-Сибирь» отказались комментировать любые околополитические версии случившегося. Но в политическом разрезе продажа активов «Сибмой» выглядит действительно логичной. Холдинг, обладая громадным влиянием на аудиторию, хотя в последние годы и был в целом нейтрален к губернатору Карлину, иногда напоминал, что является независимой бизнес-структурой. Например, СМИ, входящие в «Сибму», активно освещали визит на «малую родину» экс-лидера алтайской «Единой России», а ныне — вице-губернатора Томской области Андрея Кнорра. Считается, что это один из возможных претендентов на губернаторское кресло в 2014 году.

Но есть и вторая версия, менее обсуждаемая, но кажущаяся нам более правдоподобной просто потому, что она не имеет отношения к теории заговоров. Основным собственником «Эвалара» является его руководитель Лариса Прокопьева, которую в родном Бийске называют «железной леди». Ее сын Александр Прокопьев в 1990 годы под крылом родительской компании занимался бизнесом, а в 2000 годы стал депутатом Госдумы, в последнее время, очевидно, стремится к публичному позиционированию в родном городе и более активному участию в местной публичной политике. В течение прошлого года он раздал десятки интервью и провел массу пресс-конференций, встречался с жителями и т.д. Однако его ресурсы в Алтайском крае были ограничены. Покупка трети всего рынка СМИ региона в этом смысле — отличная сделка для «Эвалара», чтобы «раскрутить» собственного лидера краевой публичной политики.