Туристический уклон

26 августа 2013, 00:00

1 марта 2013 года губернатором Аманом Тулеевым утверждена Стратегия развития туризма в Кемеровской области до 2025 года. Учитывая, что Кузбасс — регион в основном с горнолыжным туристическим уклоном (в общем объеме всего туристского потока горнолыжный туризм составляет около 70%), хотя здесь можно рассматривать и водный, и конный туризм, спелеотуризм и альпинизм, отсюда возникает и «упрощенная» сложность задач, стоящих перед развитием сектора туризма. Во-первых, рекреационная активность жителей региона и гостей из близлежащих областей и, во-вторых, социально-экономические задачи — придание импульса развития для малого туристического бизнеса, увеличение налоговой базы для муниципалитетов, повышения уровня занятости людей в моногородах и поселках с туристическим «уклоном», частичная диверсификация их экономического и социального уклада.

Какие рассеянные эффекты, эффекты второго порядка, можно было бы получить предприятиям области? Высокие ввозные пошлины на закупку горнолыжного оборудования и его доставку в целом увеличивают сроки окупаемости и стоимость туристских услуг на горнолыжных комплексах. Поэтому ряду машиностроительных предприятий Кузбасса стоит реагировать на заданный тренд и заняться разработкой (или копированием зарубежных аналогов) линейки оборудования для туристических комплексов. В частности, это может быть оборудование для горнолыжных подъемников (несущие опоры, двигатели, тормозные системы, опорные и направляющие башмаки, элементы подвижного состава: кресла, кабины и вагоны закрытого типа, натяжные устройства и системы безопасности). Конечно, кузбасский рынок горнолыжного туризма не так уж масштабен и довольно инертен (новые «горнолыжки» будут строить постепенно еще в течение 10–15 лет). Поэтому необходимо будет открывать рынки в других регионах с туристическим горнолыжным потенциалом и вполне ощутимыми перспективами — Республику Алтай, Красноярский край (и, возможно, Северный Кавказ). Но для этого нужно производить высококачественное современное оборудование, так как губернаторский «наказ» на закупку кузбасского оборудования работать в других регионах не будет. Иначе получится так же, как и в угольной промышленности, в которой технологическое оборудование для горнодобывающего и промышленного производства завозится в Кемеровскую область из других регионов. Но времени на раскрутку там не было, а сейчас еще есть.

Можно отметить и другие виды продукции для туристического комплекса, освоение производства которых под силу небольшим кузбасским предприятиям. В их числе — кухонное (плиты, системы вентиляции, морозильные, холодильные шкафы и прочее оборудование) и лифтовое гостиничное оборудование, соответствующее международным стандартам, предъявляемым к гостиницам высокого класса, — также закупается у зарубежных поставщиков. Автобусы туристического типа в России вообще не производятся (хотя в Кемеровской области есть близкий опыт — при поддержке специальной губернаторской программы с 2010 года налажено сборочное производство county-автобусов разных модификаций марки Hyundai).