Сервис правит бал

Русский бизнес
Москва, 28.10.2013
«Эксперт Сибирь» №43 (395)
Частные медицинские центры неизбежно будут развиваться — к этому стимулирует растущая забота «среднего класса» о своем здоровье и постоянное снижение качества в системе государственного здравоохранения

Чуть менее месяца назад три главных врача государственных медицинских учреждений на страницах «Эксперта-Сибирь» говорили о том, что ситуация в здравоохранении начинает выправляться, однако отрасль одолевают закостенелые проблемы, копившиеся десятилетиями (см. «Синдром Франкенштейна» в «Эксперте-Сибирь» № 39 за 2013 год). Они известны: неэффективное государственное управление отраслью, плохие условия труда и низкая зарплата персонала. Итог — платежеспособное население «мигрирует» в частные клиники. Мы продолжаем разговор о состоянии нынешней медицины публикацией интервью с гендиректором одного из крупнейших частных медицинских центров Новосибирска — сети клиник «Здравица» Натальей Сухаревой.

— С чем, на ваш взгляд, связано то, что за последние 10 лет число пациентов частных клиник выросло на порядок и сейчас каждый гражданин страны тратит на медицину в среднем по девять тысяч руб­лей в год?

— С тремя факторами. Во-первых, это снижение качества работы государственной медицины — тут разные причины, о которых можно говорить долго. Второе — увеличивающееся доверие к платной медицине как таковой, поскольку нам в любом случае приходится поддерживать высокий уровень качества и сервиса, иначе клиенты «голосуют ногами», то есть уходят. И третье — это возросшие требования клиентов к уровню товаров, услуг и обслуживания в целом — это мы видим везде, в том числе, и в медицине.

— В этом случае государственные медучреждения для вас с каждым годом все меньше являются конкурентами?

— В головах у потребителей государственные медицинские учреждения являются для нас конкурентами на этапе принятия решения о том, куда пойти лечится. Однако обычно, если у клиентов есть возможность оплачивать наши услуги и они попробовали наше обслуживание, то на этом конкуренция и заканчивается. После частной клиники люди крайне редко возвращаются в государственные учреждения. Поэтому, даже если пациенту что-то не понравилось в конкретной частной клинике, он будет искать другую — но все равно платную.

— То есть в частные клиники идут, по существу, представители всех слоев населения?

— Могу сказать о своих клиниках. Они у нас широкопрофильные, поэтому типичных потребителей несколько. Это семьи с детьми (преимущественно обслуживаются дети и мамы), и женщины в возрасте 30–45 лет. Мужчин несколько меньше, но уже больше, чем раньше — примерно 20 процентов. Всем им важно не только получить качественную медицинскую услугу, но и почувствовать соответствующий уровень сервиса. Многие из них уже задумываются о своем здоровье не в режиме «петух клюнул», а в режиме профилактики, правильного образа жизни, питания.

— Сколько ваши пациенты тратят в год на лечение и профилактику?

— О средних значениях можно говорить только в пределах года. Потому что средняя цифра в месяц, например, ничего не скажет. Ведь есть много клиентов, которые просто пришли сдать анализы или сделать УЗИ, а есть люди, которые обслуживаются постоянно. При этом даже в последней группе в один месяц будет одна цифра, в другой — совершенно другая, поскольку человек же не болеет постоянно. Поэтому корректнее смотреть на сумму, которую тратит постоянный клиент в год — это примерно 6 300 руб­лей.

— Таким образом вы явно должны выигрывать конкуренцию и за кадры среди врачей…

— Если вы говорите о зарплате, то она у наших врачей зависит от нескольких факторов, в том числе от количества отработанных часов, специальности и категории специалистов. Так что варьироваться она может от 30 до 70 тысяч руб­лей. У врачей, проводящих дорогостоящие манипуляции, может быть несколько выше.

— Вы видите для себя какие-то возможности работы с государством? Нам ведь много говорят о частно-государственном партнерстве в социальной сфере, в том числе и в медицине.

— Пока сложно об этом говорить. Мне кажется, в том виде, как это партнерство выглядит сейчас, это также интересно только тем частным клиникам, которые рассчитаны на большой поток пациентов, на сложные операции (например, хирургию), но не загружены до конца. То есть это очень узкий сегмент частной медицины. Для остальных участие государства в своей работе, скажем, не совсем ясно, для чего нужно. От государства нам нужны внятные законы, адекватные нормативы и мягкое налогообложение. Тогда мы будем развиваться, оздоравливать граждан и платить налоги. Вот в этом для меня и есть партнерство.

— Некоторые клиники уже участвуют в программах государственного обязательного медицинского страхования (ОМС). Как с этим?

— ОМС интересно нам только при существенном повышении тарифов и простой организации опции соплатежа. Сейчас тарифы низкие, а обслуживание такого участия в системе (затраты на бюрократию, прежде всего) будет высоким. К тому же создастся масса неудобств как для нас, так и для клиентов. Все это совершенно не­оправданно при существующих условиях. Система ОМС, с моей точки зрения, интересна все тому же узкому слою частных клиник, о котором я говорила раньше. Потому что тарифы на ту же хирургию более или менее существенны и могут быть интересными для пациентов в виде скидки.

У партнеров

    Реклама