Тише едем — где же будем?

Тренды года
Москва, 16.12.2013
«Эксперт Сибирь» №50 (402)
Генеральный директор компании «СТС-Автомобили» Виктор Борицкий —о том, что будет с продажами автомобилей в Новосибирске

Итоги уходящего года на авторынке Новосибирска для журнала «Эксперт-Сибирь» подводит Виктор Борицкий, генеральный директор «СТС-Автомобили» (официальный дилер Mercedes-Benz). На этом рынке он работает более двух десятков лет, а потому имеет богатый опыт, в который вошли и взлеты, и падения — в свое время он был одним из учредителей компании «Автоленд-Сибирь», поставлявшей в регион автомобили Ford, Mitsubishi, Volvo и Land Rover, но не пережила финансовый кризис 2008 года.

Сегодня на новосибирском рынке действуют другие игроки: «МАКС Моторс», «Сибирские моторы», «СЛК-Моторс» и «Автомир-Новосибирск» — это если говорить о фаворитах в автоторговле. Всего же компаний, так или иначе специализирующихся на продаже легковых автомобилей, более ста. В условиях жесткой конкуренции выживают не все. Так, по имеющимся данным, «АвтоСтар-Азия» с 1 января 2014 года откажется от дилерства KIA в Новосибирске. Остальные компании сводят дебет с кредитом либо за счет расширения сети автоцентров и приобретения новых брендов (как «МАКС Моторс»: в портфеле компании — 13 марок автомобилей, от Jaguar до «Лады» и УАЗ), либо концентрируются на отдельных направлениях. Например, «Альт-парк», начинавший пять лет назад со Skoda, год назад зашел SsangYong и Uz-Daewoo, которые другим дилерам были не по душе. Сегодня «Альт-Парк» думает о своем расширении на следующий год.

Последние годы Виктор Борицкий руководит дилером «СТС-Автомобили» в Новосибирске. Помимо нашей области, официальный дилер Mercedes-Benz имеет автоцентры в Кемерове, Новокузнецке и Томске. В этом году возглавляемой им компании удалось совершить настоящий прорыв — заключить самую крупную сделку на новосибирском рынке в корпоративном сегменте. Международная торговая сеть NL International при­обрела более 200 автомобилей Mercedes-Benz как массового, так и премиум-класса, для поощрения своих работников.

 

— Каким получился уходящий год для «СТС-Автомобили»?

— Достаточно удачным, даже очень. В этом году мы продадим порядка 650 автомобилей — это хороший результат. Но вместе с этим наблюдается и замедление темпов роста рынка. Потому что без крупных сделок, которые у нас состоялись (как, например, с NL International, где мы продали больше 200 машин), наверное, могли немного буксовать в плане продаж. По остальным параметрам: у нас развивался неплохо сервис. Сами видите, почти готов новый салон, и мы в марте его откроем. Начали строительство нового центра в Кемерово по новым стандартам. И, наконец, компания отметила свое 15-летие.

— До сего момента были ли подобные крупные сделки, как с NL International?

— Нет, это была самая крупная сделка за 15 лет существования. Раньше были небольшие продажи в корпоративном сегменте, но по 20–30 автомобилей. Москва отметила это достижение как самую лучшую сделку уходящего года в России.

— Как думаете, это вам просто подфартило, или корпоративный рынок постепенно выходит на другие объемы продаж?

— Как говорил товарищ Суворов, «раз везет, два везет — надобно умение». Прежде всего, здесь мы сработали удачно. Хотя и компаний, готовых заключить подобную сделку, немало в Новосибирске. И, конечно, провели серьезную работу — сделка была тяжелая. Некоторые от подобных продаж отказываются — бояться не вытянуть, а мы вытянули!

— Вы упомянули о некотором замедлении…

— Заметили очень серьезное замедление в объемах розничных продаж в 2013 году. Это по всем сегментам. Может, в премиум меньше, но по среднему и массовому особенно хорошо видно.

— Это связано с кризисом?

— Конечно. Серьезное снижение темпов продаж идет у всех дилеров по сравнению с прошлым и 2011 годами. Кое-кто вырывается вперед, но в целом ситуация по всему рынку Новосибирска не совсем благоприятная. Mercedes-Benz в целом по России показал хорошие темпы прироста, но большинство других марок, в том числе и премиум-бренды, ничем таким не отметились. Я считаю, что у Mercedes-Benz была удачная политика в уходящем году и в отношении недорогих машин: мы достаточно активно предлагали автомобили класса А и CLA, которые также пользовались хорошим спросом, так как цена на них начинается от 800 тысяч руб­лей. Надо помнить и о том, что разные марки в разные годы вырываются по розничным продажам по причине выпуска автомобилей для определенного класса. Вот в следующем году у нас идет более дорогая марка для премиум-класса, а недорогих уже не будет. То же самое у BMV, у Audi.

Скоро «флагманы» Mersedes-Benz будут красоваться в новом салоне на Бийском тракте 034_expert-sibir_50_1.jpg
Скоро «флагманы» Mersedes-Benz будут красоваться в новом салоне на Бийском тракте

— Получается, что главная тенденция — это замедление темпов продаж автомобилей в розничном сегменте?

— Да, и это я еще не сравниваю с началом двухтысячных, когда объемы продаж каждый год увеличивались на 30, 40, 50 процентов.

— В чем специфика развития дилерской сети в Сибири?

— Очень многое зависит от самих людей, которые взяли конкретные марки в свои руки в Омске, Красноярке или Новосибирске. Уходит сильный игрок, или у него сменились акценты — и марка сразу проседает. Вот на сегодня у марки Volvo нет дилера в Новосибирске, который бы ею занимался — и все, продажи резко упали. Ведь покупатель не только стремится приобрести саму машину, он хочет понять, где и кто ее будет обслуживать. В Томске нет BMW, и продажи резко просели. И продажи Томска идут в копилку Новосибирска.

— Почему на новосибирском рынке почти не представлены американские автомобили премиум-класса, я имею в виду Chrysler и Cadillac?

— Очень сложная политика компании-производителя — я неплохо знал Игоря Старкова (бывший учредитель дилерской компании «Автостарт», до недавнего времени работал в «МАКС Моторс». — Ред.), который занимался Chrysler, и понимал, в чем у него проблемы. Chrysler никогда не рассматривал Россию как перспективный рынок и в лучшем случае сертифицировал шесть из шестидесяти своих моделей, а это очень ограниченное количество. Ведь у каждой компании на каждую страну отдельная стратегия. Сегодня для Mercedes-Benz Россия — на седьмом–восьмом месте по миру. А ведь еще лет семь назад мы были в четвертом десятке, а до этого вообще замыкали первую сотню. В 1990 годы были свои проблемы, прежде всего, связанные с таможней, автомобили просто сюда не возили.

— Что можно сделать для увеличения привлекательности нашего региона и страны?

— А мы и так привлекательный рынок для большинства, просто каждый сюда пришел со своими запросами. Кто-то больше сделал, кто-то меньше. Mercedes-Benz, например, построил первый в России завод по производству автобусов Sprinter под Нижним Новгородом. И я думаю, мы сделаем рывок по продаже автобусов в следующем году.

— Можно ли говорить, что в Новосибирске сейчас идет передел авторынка?

— Частично — да. «МАКС Моторс» достаточно активно и агрессивно забирает большинство брендов, которые остались от «Автоленда» и «СЛК-Моторс». Думаю, что они хорошо просчитывают все риски, связанные с такой активной деятельностью. Понимают, что лучше они сейчас вложат больше средств, зато потом будут номером один по продажам в Новосибирске. Потому что наличие иных марок — это дополнительная гарантия для бизнеса.

— Следите ли вы за своими конкурентами? Что вам стоило бы у них перенять?

— Мы стараемся перенимать не у конкурентов, хотя там, безусловно, есть наработки и квалифицированные менеджеры, нам есть чему поучиться у самого Mercedes-Benz. Есть целый ряд дилеров, достойных для подражания в нашей корпоративной системе, ведь принципы единые что в плане торговли, что в обслуживании, что в сервисе. 90 процентов опыта и знаний мы берем отсюда. И только какие-то удачные маркетинговые акции перенимаем у конкурентов. Например, BMW в Новосибирске провел лучше нас день открытых дверей и тест-драйв на аэродроме. А вот Audi в плане сервиса хорошо работает в Кемерово.

— Можно ли выделить некие общие проблемы, которые есть у каждого автодилера?

— Скорее нужно говорить о проблемах отрасли. Роспотребнадзор и Ростехнадзор активно проверяют официальных дилеров на наличие контрафактных запчастей, с которыми я вполне могу дилерство потерять. И, наоборот, почти не проверяют «серых» дилеров, у которых оригиналы найти почти невозможно. Отсюда и повышенная аварийность. Есть вопросы по взаимоотношениям с властными органами. Мы, к примеру, дисциплинированные налогоплательщики, а есть «серые» дилеры, которые не стремятся платить официальную зарплату и трудоустраивать своих сотрудников.

— Смотрел статистику «Автостата», там по продажам в массовом сегменте на первом месте «Лада». Понятно, что «Лада» одна, а марок зарубежных автомобилей много, но все-таки: почему для отечественного потребителя цена на первом месте, нежели качество и надежность?

— Во-первых, качество наших автомобилей выросло, потому что там как минимум половина зарубежных комплектующих. Я в свое время писал диплом по ВАЗу, и меня поразило количество заводов поставщиков и сопоставщиков — их было более двухсот тысяч. Сейчас где-то 20 тысяч осталось на плаву. И сегодня называть «Ладу» чисто российской — язык не поворачивается. И, потом, цена. «Ладе» же долгие годы обеспечивали преференции по сравнению с иномарками, их просто не пускали на рынок. Сейчас схожие процессы идут в Таиланде, Сингапуре и Китае — там жесточайшие пошлины на отдельные модели. За счет этого у «Лады» определенные преимущества. Потом есть здоровый патриотизм. Это когда призывают ездить на отечественных машинах.

— Чего ожидаете от следующего года?

— Сложным он будет. Прогнозируем небольшой рост продаж и в рознице, и в корпоративном сегменте. Но нет предпосылок для тенденций в плане быстрого роста. И это печально, учитывая, как много мы вкладываем в этот бизнес.

Новости партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №50 (402) 16 декабря 2013
    Итоги года
    Содержание:
    Мысли года

    В течение года мы беседовали со многими людьми. Среди них были бизнесмены и чиновники, ученые и промышленники, ректоры вузов и банкиры. Был даже один общественный деятель, боровшийся с произволом в сфере ЖКХ и в итоге приглашенный губернатором на должность руководителя Государственной жилищной инспекции. Часть этих бесед потом была опубликована в журнале в виде интервью. Наиболее интересные мысли из различных текстов мы решили собрать на этом развороте.

    Реклама