Знать где взять

В сибирских регионах существует немало инструментов поддержки малого и среднего бизнеса, причем как государственных, так и коммерческих, вплоть до оказания безвозмездной помощи. Однако воспользоваться ими мешает низкая финансовая грамотность начинающих предпринимателей

Фото: Виталий Волобуев
Признавая малый бизнес наиболее устойчивым в период нестабильности, банкиры готовы чаще встречаться с такими предпринимателями. На фото справа: зампредседателя Сибирского Сбербанка Игорь Безматерных

На фоне нестабильной международной ситуации, ослабления руб­ля по отношению к ведущим мировым валютам, роста инфляции и снижения покупательской способности населения эксперты в текущем году прогнозируют ухудшение экономики для предприятий малого и среднего бизнеса. Перспективы роста этого сектора предпринимательства, а также проблемы привлечения им инвестиций для развития стали главными темами форума, который на минувшей неделе провел журнал «Эксперт-Сибирь».

Спустился с гор

«Мне как молодому предпринимателю необходима информация. Я хочу знать методику, последовательность действий, которые приведут меня к желаемому результату. У меня есть идеи, есть желание, но я не знаю, как свою энергию направить в правильное русло», — выразил мотивацию многих пришедших на форум начинающих предпринимателей молодой бизнесмен Александр Панченко.

«Чем дальше от Новосибирска, тем сложнее субъекту малого предпринимательства получить необходимую информацию по развитию бизнеса, — констатирует заместитель директора по инновационному развитию и информации Сибирского института управления — филиала РАНХиГС Татьяна Скурихина. — Непросто в муниципальных районах и с государственной поддержкой. Об этом говорят цифры. 66% областной поддержки малому и среднему бизнесу оседают в Новосибирске (и это неудивительно, учитывая, что большая часть населения региона живет в областном центре. — Ред.); 5,3% — в Бердске. А на 23 муниципальных образования Новосибирской области приходится лишь 18% общерегио­нальной поддержки. Да и суммы поддержки вызывают вопросы. В муниципальных районах средняя поддержка бизнесу от 50 до 100 тысяч руб­лей. Что можно сделать на эти деньги? Да ничего, даже для очень маленького бизнеса». Проблема усугубляется низким уровнем знаний начинающих предпринимателей. «Я проводила консультацию в одном из поселений Республики Алтай. Пришел чабан, который в буквальном смысле спустился с гор. Ему нужно увеличивать поголовье коров, а значит, нужен трактор, но чтобы взять кредит на трактор — необходим бизнес-план. Но экономики в голове у этого предпринимателя нет абсолютно никакой. И когда начинаешь ему все объяснить, он понимает, что рассчитывать ему не на что. И таких примеров немало. Просто система государственной поддержки для таких людей не предусмотрена», — говорит Скурихина.

Как объяснил начальник отдела развития малого и среднего предпринимательства министерства промышленности Новосибирской области Сергей Паршиков, для того чтобы претендовать на получение господдержки, предприниматель вовсе не обязан быть искушенным финансистом: «У нас схема рассмотрения заявок довольно упрощенная. Главное, чтобы предприниматель понимал бизнес, которым он занимается или собирается заниматься, знал конкурентов и цены, видел источники финансирования. Это элементарные основы бизнеса. Если он их понимает, мы готовы оказать ему поддержку». Основные виды регио­нальной поддержки — это субсидирование части затрат, связанных с приобретением оборудования; участие в выставках или ярмарках; обучение работников на образовательных курсах, а также процентные выплаты по кредитам, привлеченным в российских банках. Причем этими видами поддержки пользуются не только начинающие предприниматели, но и вполне успешные компании среднего бизнеса. «Мы уже три года пользуемся поддержкой в виде компенсации затрат на участие в выставках, которые являются очень важным каналом продвижения нашей продукции. Причем участвуем как в российских, так и в международных выставках. Единственный минус — поддержка весьма скромная, всего 350 тысяч руб­лей. Стоимость участия в выставке минимум 1,5 млн руб­лей, а мы участвуем два раза в год», — объясняет финансовый директор компании «Термофор» Ольга Выгузова. Эксперты подчеркивают, что господдержка для участия в выставках или обучения персонала порой оказывается эффективнее денежной помощи на развитие бизнеса.

Деньги для маленьких

По словам заместителя председателя Сибирского банка Сбербанка России, управляющего новосибирским отделением Игоря Безматерных, малый бизнес — наиболее устойчивый сегмент кредитного портфеля любого банка: «Малый бизнес быстрее и гибче приспосабливается к рыночным изменениям. Он более устойчив в периоды нестабильности, рыночных потрясений. Мы будем стремиться к тому, чтобы субъекты малого бизнеса видели в поддержке банка возможность роста; и чтобы те, кто хотел бы начать свое дело, могли это сделать, воспользовавшись стартап-предложениями». В прошлом году новосибирское отделение Сбербанка выдало субъектам малого бизнеса кредиты на сумму в восемь миллиардов руб­лей. В интересах малого бизнеса Сибирский банк Сбербанка России разработал 11 кредитных продуктов и даже создал отдельную структуру — Центр развития бизнеса (ЦРБ). Как рассказала его руководитель Екатерина Суслова, задача ЦРБ — аккумулировать все банковские услуги для юридических лиц в одном месте. «На базе нашего филиала ежедневно проводятся бесплатные семинары, где преподавателями выступают независимые бизнес-тренеры. В прошлом году мы провели 250 обучающих семинаров. За каждым нашим клиентом закреплен персо­нальный менеджер, который решает его проблемы 24 часа в сутки. Клиентский менеджер — это специалист с компетенцией консультанта», — уверяет глава новосибирского ЦРБ. Средняя ставка Сбербанка для малого бизнеса — 13,5%. «Треть ставки — это рисковая составляющая. Поэтому чем понятнее для нас бизнес, тем ниже ставка для клиента», — подчеркнул Игорь Безматерных.

Наряду с классическим кредитом федеральные финансовые структуры начали предлагать малому бизнесу варианты венчурного финансирования. О венчурном опыте Промсвязьбанка рассказал управляющий его Cибирским филиалом Константин Каменщиков: «Венчурный фонд — это совместный проект Промсвязьбанка и Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Размер инвестиций варьируется от трех до десяти миллионов руб­лей на одну сделку, срок финансирования — от трех до пяти лет на условиях продажи 19,9% бизнеса фонду». Впрочем, венчурное финансирование от Промсвязьбанка может быть оказано далеко не всем начинающим предпринимателям. Фонд рассматривает проекты, авторам которых от 18 до 35 лет и они уже имеют успешный опыт ведения бизнеса. При этом фонд не вкладывается в IT, стартапы и инновационные технологии. На нынешний день средства на развитие и масштабирование своих предприятий получили компании из Москвы, Санкт-Петербурга и Красноярска. Причем в последнем было совершено две сделки. Торговому дому «Францфуд» были выделены средства в размере пяти миллионов руб­лей на создание производства кондитерских изделий глубокой заморозки на базе существующего бренда FranzFactory. А недавно новый франшизный проект в Красноярске — сеть обувных магазинов под брендом MILANA — получил восемь миллионов руб­лей из средств Венчурного фонда Промсвязьбанка. Отвечая на вопрос, каким образом Венчурный фонд отслеживает финансовую деятельность компании, Каменщиков подчеркнул, что Фонд производит постоянный мониторинг оборотов предприятия в банке и объемы бизнеса клиента.

Впрочем, как оказывается на практике, в поддержке малого бизнеса заинтересованы не только банки, но и крупные компании, чья деятельность никак не связана с предоставлением финансов. В 2013 году компания Amway запустила социальный проект «Мама-предприниматель». Его цель — помочь женщинам с меленькими детьми начать собственное дело. Это бесплатное месячное обучение основам предпринимательской деятельности, а также предоставление на конкурсной основе гранта для организации бизнеса. В прошлом году грант на 200 тыс. руб­лей получила мать четырех детей. Сейчас она открывает детский центр. «Согласно глобальному исследованию, проведенному по заказу компании Amway исследовательским агентством GFK, у жителей Сибири зафиксировано самое положительное отношение к предпринимательству в стране, среди других регионов России — 73 процента новосибирцев находят идею организации своего бизнеса привлекательной. Для сравнения, в Германии эта цифра 37 процента, правда, в Дании — 89 процента. Большинство респондентов из России выделяют бизнес-обучение, как основного помощника в старте собственного дела», — отмечает регио­нальный руководитель по связям с общественностью компании Amway Наталья Терехова.

Каникулы не для всех

Среди основных проблем, с которыми сегодня сталкиваются предприятия малого и среднего бизнеса — это возросшее внимание к ним налоговых органов. «Не секрет, что фискальное давление на бизнес усилилось. Причем серьезно и с нарастающими оборотами, — говорит управляющий партнер юридического агентства «Экви» Кирилл Кузнецов. — Мы имеем увеличившееся качество работы налоговых органов — если под качеством понимать степень отжима предпринимателей. Ведь для этих органов показатель сборов является важнейшим. И они пока справляются. Но брать предпочитают там, где светлее, а не там, где потеряли. Ведь налоги гораздо проще взимать с тех, кто и так их платит, кто не прячется. Они не разыскивают уклонистов, не ведут серьезной борьбы с обналичиванием, компаниями-однодневками». По словам юриста, одна из важнейших системных проблем, которую многие годы государство отказывается решать — это урегулирование вопросов с системой взимания НДС. «Проблема системна, актуальна для бизнеса во всех регионах страны. Особенно остро она стоит в таких сферах, как сельхозпереработка и лесозаготовка. Например, предприятие, которое выращивает сельхозпродукцию, находится на едином сельхозналоге и не платит НДС. Соответственно, компании-переработчики, которые у него покупают продукцию не получает счетов фактуры и вычетов по НДС. При этом, поставляя в торговые сети свой товар, они вынь да положь обязаны сопроводить счет-фактурой. То есть, если их рентабельность ниже 18 процентов, они по определению оказываются убыточными», — заключает Кирилл Кузнецов.

По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей Новосибирской области Виктора Вязовых, жалобы бизнеса на произвол налоговых органов являются одними из наиболее распространенных. «Много ситуаций с несправедливым начислением налогов. Живой пример. В 2011 году налоговая проверяла предпринимателя, чья компания занималась поставкой высокотехнологического оборудования из Германии на российские предприятия аэрокосмического комплекса, в том числе, на новосибирский завод имени Чкалова. Налоговая увидела схему с НДС, поэтому не приняла к возмещению НДС, и доначислила налог на прибыль, что в общей сумме составило порядка 50 миллионов руб­лей. После множества судов вопрос налога на прибыль снят, и это составляет более половины названной суммы. По НДС судебные разбирательства продолжаются. Скорее всего, и вторая половина суммы тоже будет решена в пользу предпринимателя. Только вот дальнейшее существование компании находится под большим вопросом. Рынок в значительной степени потерян, ее место заняли конкуренты», — с грустью констатирует Вязовых.

В существующих реалиях от чрезмерно пристального внимания налоговиков в некоторой степени застрахованы только очень небольшие компании. «Если у вас обороты ниже 50 миллионов руб­лей в год, то даже не рассчитывайте на выездную проверку. Налоговой вы просто не интересны. Вас могут проверить разве что по остаточному принципу, просто чтобы поставить галочку — проверили столько-то упрощенцев. И все. А проверять будут бизнес, с которого можно взять минимальные доначисления, которые по Новосибирску составляют 1,5 миллиона руб­лей. Если это к вам не относится, то вас не тронут. Это и можно назвать налоговыми каникулами для малого бизнеса», — под хохот и аплодисменты предпринимателей закончил свое выступление Кирилл Кузнецов.

Привлекательное общество

Гарантией защиты бизнеса от произвола государственных структур и недобросовестных партнеров может быть любая организационно-правовая форма бизнеса, при условии, если собственники этого бизнеса с уважением относятся к документообороту и соблюдают законодательство, уверен генеральный директор Сибирской регистрационной компании Андрей Алехин. К самой рисковой форме ведения бизнеса, по его мнению, относится индивидуальное предпринимательство (ИП). «ИП — это самоубийцы, потому что они за все отвечают личным имуществом. Я думаю, у нас гораздо больше было бы в малом и среднем бизнесе акционерных обществ, если бы не лень-матушка наших предпринимателей. Ведь, даже организация ООО требует заполнение гораздо большего количества бумаг, чем ИП, не говоря уже об акционерных обществах. Но именно акционерные общества — самая зарегулируемая форма, в ней наибольшее количество прописанных законодателем нормативов. В ней легче работать. Так, если у вас есть имущество, а у вашего партнера — деньги, то тогда смело создавайте ООО. Потому что закон позволяет забрать вложенный вклад в виде имущества. Если у тебя есть деньги, а у партнера — имущество, тогда открывайте акционерное общество, потому что имущество растворяется в капитале, и назад забрать его у вас будет нельзя», — делится тонкостями российского законодательства Андрей Алехин. Среди распространенных ошибок начинающих предпринимателей он называет создание бизнеса на условиях равного партнерства, организацию дела с супругами и родственниками, отказ от документирования договоренностей. «Когда создается бизнес — все друзья, у всех амбиции, но как только на горизонте замаячил медведь, партнеры тут же начинают делить его шкуру. Поругались, разбежались, бизнес рухнул. Даже мамы с дочками ругаются, а брат с сестрой становятся злейшими врагами. И вот еще что нужно помнить. Нужно всегда правильно ставить цель. Не может быть цели обойти конкурентов. Правильная цель — хорошо оказывать свою услугу. И рассчитывать нужно не на власть, а на себя», — считает Алехин.

Схожее мнение озвучил и бизнес-консультант Владимир Яцына: «Кто такой предприниматель? Это тот, кто видит спрос на рынке и готов его удовлетворить. Когда мне говорят: я произвожу стаканы, пожалуйста, купите их у меня, — мне смешно. Потому что предприниматель — это не тот, кто просто производит стаканы. Это тот, кто производит востребованные стаканы. Если кто-то 30 лет производит товар, который никому не нужен, — не производите его. Вас хоть заподдерживайся, никакого толка не будет».