На фоне нестабильной международной ситуации, ослабления рубля по отношению к ведущим мировым валютам, роста инфляции и снижения покупательской способности населения эксперты в текущем году прогнозируют ухудшение экономики для предприятий малого и среднего бизнеса. Перспективы роста этого сектора предпринимательства, а также проблемы привлечения им инвестиций для развития стали главными темами форума, который на минувшей неделе провел журнал «Эксперт-Сибирь».
Спустился с гор
«Мне как молодому предпринимателю необходима информация. Я хочу знать методику, последовательность действий, которые приведут меня к желаемому результату. У меня есть идеи, есть желание, но я не знаю, как свою энергию направить в правильное русло», — выразил мотивацию многих пришедших на форум начинающих предпринимателей молодой бизнесмен Александр Панченко.
«Чем дальше от Новосибирска, тем сложнее субъекту малого предпринимательства получить необходимую информацию по развитию бизнеса, — констатирует заместитель директора по инновационному развитию и информации Сибирского института управления — филиала РАНХиГС Татьяна Скурихина. — Непросто в муниципальных районах и с государственной поддержкой. Об этом говорят цифры. 66% областной поддержки малому и среднему бизнесу оседают в Новосибирске (и это неудивительно, учитывая, что большая часть населения региона живет в областном центре. — Ред.); 5,3% — в Бердске. А на 23 муниципальных образования Новосибирской области приходится лишь 18% общерегиональной поддержки. Да и суммы поддержки вызывают вопросы. В муниципальных районах средняя поддержка бизнесу от 50 до 100 тысяч рублей. Что можно сделать на эти деньги? Да ничего, даже для очень маленького бизнеса». Проблема усугубляется низким уровнем знаний начинающих предпринимателей. «Я проводила консультацию в одном из поселений Республики Алтай. Пришел чабан, который в буквальном смысле спустился с гор. Ему нужно увеличивать поголовье коров, а значит, нужен трактор, но чтобы взять кредит на трактор — необходим бизнес-план. Но экономики в голове у этого предпринимателя нет абсолютно никакой. И когда начинаешь ему все объяснить, он понимает, что рассчитывать ему не на что. И таких примеров немало. Просто система государственной поддержки для таких людей не предусмотрена», — говорит Скурихина.
Как объяснил начальник отдела развития малого и среднего предпринимательства министерства промышленности Новосибирской области Сергей Паршиков, для того чтобы претендовать на получение господдержки, предприниматель вовсе не обязан быть искушенным финансистом: «У нас схема рассмотрения заявок довольно упрощенная. Главное, чтобы предприниматель понимал бизнес, которым он занимается или собирается заниматься, знал конкурентов и цены, видел источники финансирования. Это элементарные основы бизнеса. Если он их понимает, мы готовы оказать ему поддержку». Основные виды региональной поддержки — это субсидирование части затрат, связанных с приобретением оборудования; участие в выставках или ярмарках; обучение работников на образовательных курсах, а также процентные выплаты по кредитам, привлеченным в российских банках. Причем этими видами поддержки пользуются не только начинающие предприниматели, но и вполне успешные компании среднего бизнеса. «Мы уже три года пользуемся поддержкой в виде компенсации затрат на участие в выставках, которые являются очень важным каналом продвижения нашей продукции. Причем участвуем как в российских, так и в международных выставках. Единственный минус — поддержка весьма скромная, всего 350 тысяч рублей. Стоимость участия в выставке минимум 1,5 млн рублей, а мы участвуем два раза в год», — объясняет финансовый директор компании «Термофор» Ольга Выгузова. Эксперты подчеркивают, что господдержка для участия в выставках или обучения персонала порой оказывается эффективнее денежной помощи на развитие бизнеса.
Деньги для маленьких
По словам заместителя председателя Сибирского банка Сбербанка России, управляющего новосибирским отделением Игоря Безматерных, малый бизнес — наиболее устойчивый сегмент кредитного портфеля любого банка: «Малый бизнес быстрее и гибче приспосабливается к рыночным изменениям. Он более устойчив в периоды нестабильности, рыночных потрясений. Мы будем стремиться к тому, чтобы субъекты малого бизнеса видели в поддержке банка возможность роста; и чтобы те, кто хотел бы начать свое дело, могли это сделать, воспользовавшись стартап-предложениями». В прошлом году новосибирское отделение Сбербанка выдало субъектам малого бизнеса кредиты на сумму в восемь миллиардов рублей. В интересах малого бизнеса Сибирский банк Сбербанка России разработал 11 кредитных продуктов и даже создал отдельную структуру — Центр развития бизнеса (ЦРБ). Как рассказала его руководитель Екатерина Суслова, задача ЦРБ — аккумулировать все банковские услуги для юридических лиц в одном месте. «На базе нашего филиала ежедневно проводятся бесплатные семинары, где преподавателями выступают независимые бизнес-тренеры. В прошлом году мы провели 250 обучающих семинаров. За каждым нашим клиентом закреплен персональный менеджер, который решает его проблемы 24 часа в сутки. Клиентский менеджер — это специалист с компетенцией консультанта», — уверяет глава новосибирского ЦРБ. Средняя ставка Сбербанка для малого бизнеса — 13,5%. «Треть ставки — это рисковая составляющая. Поэтому чем понятнее для нас бизнес, тем ниже ставка для клиента», — подчеркнул Игорь Безматерных.
Наряду с классическим кредитом федеральные финансовые структуры начали предлагать малому бизнесу варианты венчурного финансирования. О венчурном опыте Промсвязьбанка рассказал управляющий его Cибирским филиалом Константин Каменщиков: «Венчурный фонд — это совместный проект Промсвязьбанка и Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Размер инвестиций варьируется от трех до десяти миллионов рублей на одну сделку, срок финансирования — от трех до пяти лет на условиях продажи 19,9% бизнеса фонду». Впрочем, венчурное финансирование от Промсвязьбанка может быть оказано далеко не всем начинающим предпринимателям. Фонд рассматривает проекты, авторам которых от 18 до 35 лет и они уже имеют успешный опыт ведения бизнеса. При этом фонд не вкладывается в IT, стартапы и инновационные технологии. На нынешний день средства на развитие и масштабирование своих предприятий получили компании из Москвы, Санкт-Петербурга и Красноярска. Причем в последнем было совершено две сделки. Торговому дому «Францфуд» были выделены средства в размере пяти миллионов рублей на создание производства кондитерских изделий глубокой заморозки на базе существующего бренда FranzFactory. А недавно новый франшизный проект в Красноярске — сеть обувных магазинов под брендом MILANA — получил восемь миллионов рублей из средств Венчурного фонда Промсвязьбанка. Отвечая на вопрос, каким образом Венчурный фонд отслеживает финансовую деятельность компании, Каменщиков подчеркнул, что Фонд производит постоянный мониторинг оборотов предприятия в банке и объемы бизнеса клиента.
Впрочем, как оказывается на практике, в поддержке малого бизнеса заинтересованы не только банки, но и крупные компании, чья деятельность никак не связана с предоставлением финансов. В 2013 году компания Amway запустила социальный проект «Мама-предприниматель». Его цель — помочь женщинам с меленькими детьми начать собственное дело. Это бесплатное месячное обучение основам предпринимательской деятельности, а также предоставление на конкурсной основе гранта для организации бизнеса. В прошлом году грант на 200 тыс. рублей получила мать четырех детей. Сейчас она открывает детский центр. «Согласно глобальному исследованию, проведенному по заказу компании Amway исследовательским агентством GFK, у жителей Сибири зафиксировано самое положительное отношение к предпринимательству в стране, среди других регионов России — 73 процента новосибирцев находят идею организации своего бизнеса привлекательной. Для сравнения, в Германии эта цифра 37 процента, правда, в Дании — 89 процента. Большинство респондентов из России выделяют бизнес-обучение, как основного помощника в старте собственного дела», — отмечает региональный руководитель по связям с общественностью компании Amway Наталья Терехова.
Каникулы не для всех
Среди основных проблем, с которыми сегодня сталкиваются предприятия малого и среднего бизнеса — это возросшее внимание к ним налоговых органов. «Не секрет, что фискальное давление на бизнес усилилось. Причем серьезно и с нарастающими оборотами, — говорит управляющий партнер юридического агентства «Экви» Кирилл Кузнецов. — Мы имеем увеличившееся качество работы налоговых органов — если под качеством понимать степень отжима предпринимателей. Ведь для этих органов показатель сборов является важнейшим. И они пока справляются. Но брать предпочитают там, где светлее, а не там, где потеряли. Ведь налоги гораздо проще взимать с тех, кто и так их платит, кто не прячется. Они не разыскивают уклонистов, не ведут серьезной борьбы с обналичиванием, компаниями-однодневками». По словам юриста, одна из важнейших системных проблем, которую многие годы государство отказывается решать — это урегулирование вопросов с системой взимания НДС. «Проблема системна, актуальна для бизнеса во всех регионах страны. Особенно остро она стоит в таких сферах, как сельхозпереработка и лесозаготовка. Например, предприятие, которое выращивает сельхозпродукцию, находится на едином сельхозналоге и не платит НДС. Соответственно, компании-переработчики, которые у него покупают продукцию не получает счетов фактуры и вычетов по НДС. При этом, поставляя в торговые сети свой товар, они вынь да положь обязаны сопроводить счет-фактурой. То есть, если их рентабельность ниже 18 процентов, они по определению оказываются убыточными», — заключает Кирилл Кузнецов.
По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей Новосибирской области Виктора Вязовых, жалобы бизнеса на произвол налоговых органов являются одними из наиболее распространенных. «Много ситуаций с несправедливым начислением налогов. Живой пример. В 2011 году налоговая проверяла предпринимателя, чья компания занималась поставкой высокотехнологического оборудования из Германии на российские предприятия аэрокосмического комплекса, в том числе, на новосибирский завод имени Чкалова. Налоговая увидела схему с НДС, поэтому не приняла к возмещению НДС, и доначислила налог на прибыль, что в общей сумме составило порядка 50 миллионов рублей. После множества судов вопрос налога на прибыль снят, и это составляет более половины названной суммы. По НДС судебные разбирательства продолжаются. Скорее всего, и вторая половина суммы тоже будет решена в пользу предпринимателя. Только вот дальнейшее существование компании находится под большим вопросом. Рынок в значительной степени потерян, ее место заняли конкуренты», — с грустью констатирует Вязовых.
В существующих реалиях от чрезмерно пристального внимания налоговиков в некоторой степени застрахованы только очень небольшие компании. «Если у вас обороты ниже 50 миллионов рублей в год, то даже не рассчитывайте на выездную проверку. Налоговой вы просто не интересны. Вас могут проверить разве что по остаточному принципу, просто чтобы поставить галочку — проверили столько-то упрощенцев. И все. А проверять будут бизнес, с которого можно взять минимальные доначисления, которые по Новосибирску составляют 1,5 миллиона рублей. Если это к вам не относится, то вас не тронут. Это и можно назвать налоговыми каникулами для малого бизнеса», — под хохот и аплодисменты предпринимателей закончил свое выступление Кирилл Кузнецов.
Привлекательное общество
Гарантией защиты бизнеса от произвола государственных структур и недобросовестных партнеров может быть любая организационно-правовая форма бизнеса, при условии, если собственники этого бизнеса с уважением относятся к документообороту и соблюдают законодательство, уверен генеральный директор Сибирской регистрационной компании Андрей Алехин. К самой рисковой форме ведения бизнеса, по его мнению, относится индивидуальное предпринимательство (ИП). «ИП — это самоубийцы, потому что они за все отвечают личным имуществом. Я думаю, у нас гораздо больше было бы в малом и среднем бизнесе акционерных обществ, если бы не лень-матушка наших предпринимателей. Ведь, даже организация ООО требует заполнение гораздо большего количества бумаг, чем ИП, не говоря уже об акционерных обществах. Но именно акционерные общества — самая зарегулируемая форма, в ней наибольшее количество прописанных законодателем нормативов. В ней легче работать. Так, если у вас есть имущество, а у вашего партнера — деньги, то тогда смело создавайте ООО. Потому что закон позволяет забрать вложенный вклад в виде имущества. Если у тебя есть деньги, а у партнера — имущество, тогда открывайте акционерное общество, потому что имущество растворяется в капитале, и назад забрать его у вас будет нельзя», — делится тонкостями российского законодательства Андрей Алехин. Среди распространенных ошибок начинающих предпринимателей он называет создание бизнеса на условиях равного партнерства, организацию дела с супругами и родственниками, отказ от документирования договоренностей. «Когда создается бизнес — все друзья, у всех амбиции, но как только на горизонте замаячил медведь, партнеры тут же начинают делить его шкуру. Поругались, разбежались, бизнес рухнул. Даже мамы с дочками ругаются, а брат с сестрой становятся злейшими врагами. И вот еще что нужно помнить. Нужно всегда правильно ставить цель. Не может быть цели обойти конкурентов. Правильная цель — хорошо оказывать свою услугу. И рассчитывать нужно не на власть, а на себя», — считает Алехин.
Схожее мнение озвучил и бизнес-консультант Владимир Яцына: «Кто такой предприниматель? Это тот, кто видит спрос на рынке и готов его удовлетворить. Когда мне говорят: я произвожу стаканы, пожалуйста, купите их у меня, — мне смешно. Потому что предприниматель — это не тот, кто просто производит стаканы. Это тот, кто производит востребованные стаканы. Если кто-то 30 лет производит товар, который никому не нужен, — не производите его. Вас хоть заподдерживайся, никакого толка не будет».