Дивиденды от природы

Тема недели
Москва, 14.07.2014
«Эксперт Сибирь» №28-32 (425)
Наибольшие перспективы сибирские инвесторы связывают с разработкой и эксплуатацией месторождений природных ископаемых и с развитием туризма. В эти направления бизнес продолжает вкладывать сотни миллиардов рублей

Экономическая рецессия, отток капитала и угроза политической изоляции России со стороны ведущих мировых держав не самым лучшим образом сказываются на инвестиционном климате внутри страны, в том числе на территории Сибирского федерального округа. По данным мониторинга Минэконом­развития РФ, за пять месяцев 2014 года инвестиции снизились в целом по стране на 3,8%. Тем не менее, большинство компаний, заявивших в конце прошлого — начале нынешнего годов о реализации масштабных инвестиционных проектов в Сибирских регионах, от своих слов не отказались. В худшем случае — скорректировали сроки или взяли паузу. Прежде всего, это касается отраслей, кризис в которых наблюдается сейчас в мировом масштабе — уголь и металлургия. Но, если прогноз премьер-министра РФ Дмитрия Медведева верен, то уже в 2015 году начнется пусть и слабый, но экономический рост — примерно в два процента.

Золотая жила

Самые дорогие инвестиционные проекты, заявленные с начала года на территории СФО, традиционно относятся к добыче и переработке полезных ископаемых — угля, нефти, руды, драгметаллов. Одним из крупнейших ресурсо-ориентированных проектов в Сибири на несколько лет вперед обещает стать разработка Черногорского месторождения вблизи Норильска, инвестором выступает компания «Русская платина» Мусы Бажаева. Стоимость проекта по добыче и обогащению руд оценивается в 220 млрд руб­лей. Ожидается, что горно-подготовительные работы могут быть начаты в начале 2015 года и постепенно, в течение трех–четырех лет, предприятие выйдет на производительность в шесть тонн платины, 12–13 тонн палладия, 7–9 тыс. тонн никеля и 13–16 тыс. тонн меди. На первых порах добычу будут вести открытым способом. Разработкой Черногорского месторождения занимается дочерняя структура «Русской платины» — Черногорская ГРК. В непосредственной близости к месторождению построят обогатительную фабрику производительностью 2,5 млн тонн руды в год, а также плавильный завод по производству медно-никелевого файнштейна.

В 2013 году структуры «Русской платины» получили лицензию на освоение южной части месторождения Норильск-1. Запасы металлов платиновой группы и золота оценены в 76,9 млн унций; меди, никеля и кобальта — 3,19 млн тонн. Этот проект планируется осваивать в едином производственном комплексе с черногорским проектом. Выйти на проектную мощность в шесть миллионов тонн руды в год с увеличением до 12 млн тонн «Русская платина» планирует к 2034 году.

 «Роснефть» готова вложить 215 млрд руб­лей в разработку Юрубчено-Тохомского нефтегазового месторождения (ЮТМ, Эвенкийский район Красноярского края), запасы которого оцениваются в 174 млн тонн нефти. Промышленный запуск первого участка, за реализацию которого отвечает «дочка» нефтяной компании «Востсибнефтегаз», запланирован на 2017 год и предполагает выход на плановые показатели в пять миллионов тонн ежегодно с 2019 года. «На первом этапе освоения — в период до 2019 года — планируется пробурить 170 добывающих скважин преимущественно с горизонтальным окончанием и ввести в эксплуатацию первый пусковой комплекс», — сообщает компания. Уже на первом этапе предусмотрено использование до 95% попутного нефтяного газа, как на технологические нужды, так и посредством обратной закачки в пласт. Предполагается, что магистральный нефтепровод «Куюмба–Тайшет», строительство которого стартовало в конце 2013 года, позволит подключить ЮТМ к трубопроводной системе «Восточная Сибирь — Тихий океан» и увеличить объемы поставляемой компанией экспортной нефти на перспективный азиатско-тихоокеанский рынок. Неудивительно, что о заинтересованности в участии в проекте разработки ЮТМ заявил иностранный капитал — индийская компания ONGC.

В стадию реализации в этом году перешел проект «ЕВРАЗа» по строительству угледобывающего комплекса Межегейского месторождения (Республика Тыва, в 40 км от Кызыла). Конкурс на право разработки месторождения «ЕВРАЗ» выиграл еще в 2010 году, заплатив за лицензию 950 млн руб­лей. Балансовые запасы высококачественного твердого коксующегося угля марки «Ж» оцениваются в 700 млн тонн. «Разработка Межегейского месторождения — это стратегический инвестиционный проект, который позволит обеспечить предприятия «ЕВРАЗа» высококачественным каменным углем после истощения запасов угля марки «Ж» существующих месторождений компании, а также получать прибыль от продажи угля этой марки на рынок. Проект является долгосрочным, и отсутствие существенных капитальных затрат в течение следующих двух лет вполне соответствует нашей политике по контролю за денежными потоками», — комментировал президент «ЕВРАЗа» Александр Фролов. На первом этапе объем добычи составит 1,5 млн тонн в год и постепенно увеличится до пяти–шести миллионов тонн. В строительство комплекса на Межегейском месторождении планируется инвестировать 40–50 млрд руб­лей. Правда, перспективы освоения месторож­дения упираются в одну существенную проблему — в Туву еще не построена железная дорога «Кызыл–Курагино». Компания бизнесмена Руслана Байсарова только недавно получила государственные гарантии по софинансированию проекта (см. «Это больше похоже на правду» в «Эксперте-Сибирь» № 27 за 2014 год).

Несмотря на негативную конъюнктуру на мировом и отечественном угольном рынке, обогатительные мощности наращивает и «Кузбассразрезуголь». В строительство четырех обогатительных фабрик проектной мощностью три миллиона тонн каждая компания до 2017 года инвестирует 12 млрд руб­лей. Сейчас компания ведет строительство обогатительной фабрики на Калтанском разрезе. Это будет шестая по счету обогатительная фабрика в составе КРУ и единственная предназначенная для переработки тощих углей (марки «Т»).

Томский инвестор заявил о готовности привлечь 4,75 млрд руб­лей в строительство горно-обогатительного комбината по производству минерального песка мощностью четыре миллиона тонн в год на территории Туганского ильменит-цирконового месторождения. Комбинат станет совместным проектом томской компании «Ильменит» и британского инвестиционного фонда Izurium Capital Advisers Europe LLP. Запуск производства запланирован на 2016 год, выход на проектную мощность — на 2018 год. Комбинат будет выпускать 33,5 тыс. тонн цирконового концентрата в год, 73,1 тыс. тонн ильменитового концентрата, 13,3 тыс. тонн рутил-лейкоксенового концентрата и 960 тыс. тонн кварцевых песков. «Ильменит» намерен стать вторым крупным поставщиком продуктов обогащения минеральных песков в России с рыночной долей 30% по циркону и 15% по титановому сырью, и крупнейшим поставщиком стекольных песков в Сибири с долей рынка 50%.

ОАО «Сибирь-Полиметаллы» (входит в «УГМК Холдинг») начало разработку в Алтайском крае крупнейшего месторождения руды — Корбалихинского. Его запасы оцениваются в 26 млн тонн руды, в которой преобладает цинк, но также содержатся медь, свинец, золото, серебро. Предприятие рассчитывает вести добычу на протяжении тридцати лет. «Освоение месторождения даст существенное увеличение добычи руды. К 2018 году мы планируем выйти на проектную мощность в один миллион тонн. Корбалихинское месторождение считается самым крупным в регионе. Добыча даст хороший толчок в получении цинкового концентрата», — уверен генеральный директор ОАО «Сибирь-Полиметаллы» Геннадий Ставский. В рудник на Корбалихинском месторождении и объекты его инфраструктуры уже инвестировано более трех миллиардов руб­лей, из которых 1,57 млрд руб­лей — в прошлом году. Общий объем инвестиций в освоение месторождения оценивается в 10 млрд руб­лей. Помимо Корбалихинского компания «Сибирь-Полиметаллы» уже занимается разработкой пяти месторождений полиметаллических руд — Зареченского (запасы составляют 1,5 млн тонн), Рубцовского (2,5 млн тонн), Степного (5 млн тонн) и Таловского (3,6 млн тонн).

 012_expert-sibir_28-32.jpg

Энергия солнца

Сразу в трех регионах СФО заявлены инвестиционные проекты строительства солнечных электростанций — в Омской области, а также в Бурятии и Хакасии. «Авелар Солар Технолоджи» (входит в группу «Ренова») инвестирует три миллиарда руб­лей в строительство солнечных электростанций в восьми районах Бурятии — Селенгинском, Иволгинском, Кяхтинском, Бичурском, Прибайкальском, Мухоршибирском, Кабанском и Хоринском. Сначала суммарная мощность станций составит 30 МВт, а к 2020 году ее увеличат до 150 МВт. СЭС предполагается присоединить к распределительным сетям энергосистемы Бурятии и эту электроэнергию продавать на оптовом рынке. Власти Бурятии пообещали инвестору всестороннюю организационную и информационную поддержку. Этот же инвестор вложит 1,5 млрд руб­лей в создание трех солнечных электростанций на территории Нововаршавского, Одесского и Русско-Полянского муниципальных районов Омской области. По заключению специалистов компании, в этих районах уровень инсоляции подходит для работы электростанций на солнечных модулях. Мощность станций составит 10–15 МВт.

Видит перспективы в солнечной энергии и группа компаний «ЕвроСибЭнерго» (входит в En+ Group Олега Дерипаски). Солнечную электростанцию до конца года построят в Абакане. Ее мощность составит 5,2 МВт. «Внимание власти и крупных энергетических компаний к подобным проектам говорит о приоритете экологически чистых технологий получения возоб­новляемой электроэнергии. При этом запуск Абаканской электростанции — это и развитие региона, где уже сегодня создаются новые рабочие места», — говорит генеральный директор ОАО «ЕвроСибЭнерго» Вячеслав Соломин. По его словам, выработка электро­энергии при помощи солнца «позволит повысить уровень экологичности производства, обеспечить большое количество потребителей, значительно снизить тариф». Объем инвестиций в возведение станции составит порядка 600 млн руб­лей.

Солнечная энергетика — один из инвестиционных трендов последних лет 014_expert-sibir_28-32.jpg
Солнечная энергетика — один из инвестиционных трендов последних лет

Растущий актив

Масштабные инвестиционные проекты заявлены и в аэропортовом бизнесе. На реконструкцию аэродромных объектов аэропортового комплекса «Норильск», находящихся в федеральной собственности, до 2018 года из госбюджета направят 9,6 млрд руб­лей. Реализовываться проект будет в рамках соглашения между Федеральным агентством воздушного транспорта и ГМК «Норильский никель». Реконструкции подлежат взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки, места стоянки воздушных судов. «Норникель» обязуется за счет собственных средств реконструировать принадлежащие ему здания и сооружения, в том числе аэровокзал. Компания планирует построить новые магистральные сети, приобрести спецтехнику и оборудование, а также обновить систему электроснабжения, цех бортового питания, здание аварийно-спасательной станции. Также «Норникель» профинансирует разработку проектно-сметной документации аэродромных объектов. Итого до 2017 года «Норникель» вложит в реконструкцию аэропортового комплекса три миллиарда руб­лей. Федеральные власти ожидают, что в будущем норильский аэропорт станет ключевым звеном в рамках проекта развития Арктической зоны РФ. Сейчас Норильск связан воздушным сообщением (по сути, единственным видом транспорта, обеспечивающим доступность моногорода) с 23 городами страны.

Другой масштабный аэропортовый проект будет реализован во втором по численности населения городе Иркутской области — Братске. Строительство международного терминала обойдется правительству Приангарья и владельцу аэропорта — ОАО «АэроБратск» — в 1,8 млрд руб­лей. После выполнения запланированных работ Братск сможет принимать большие воздушные суда. Так, для удобства разворота больших самолетов сделают дополнительный «карман» площадью 5,5 кв. км. А чтобы лайнеры могли разворачиваться без помощи тягача, одну из рулежных дорожек сделают шире. Появится и несколько новых зданий: аварийно-спасательная станция и очистные сооружения. Строительные работы могут начаться уже осенью этого года. По словам министра транспорта иркутской области Артура Сулейменова, регион может войти в состав учредителей авиапредприятия или получить в собственность аэровокзал.

Порядка 840 млн руб­лей составят инвестиции в международный терминал в аэропорту Иркутска. Площадь сооружения составит порядка 12 тыс. кв. метров. ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» находится в управлении Рос­имущества РФ, ведутся переговоры о передаче предприятия из федеральной собственности в регио­нальную. Ожидается, что источниками финансирования проекта станут собственные средства компании, которые предполагается выручить от реализации 50% акций ЗАО «Восточно-Сибирская топливная компания» (314,8 млн руб­лей), а также складов, гаражей, резервуарного парка и склада ГСМ (193 млн руб­лей). Еще более 300 млн руб­лей предполагается привлечь в виде займов. «Существующий терминал сдан в эксплуатацию в 1938 году, его площадь — 9,3 тысячи квадратных метров, здание с трудом справляется с обслуживанием пассажиров, вылетающих за рубеж. Количество международных направлений растет, в 2008 году их было девять, в 2013 году — 26, в 2018-м, по прогнозам, станет 35. В прошлом году мы обслужили 431 тысячу человек, вылетающих и прибывающих из-за рубежа, а через пять лет будет 581 тысяча», — уверен гендиректор ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» Константин Былинин.

Продолжают инвестировать в развитие инфраструктуры и собственники новосибирского аэропорта «Толмачёво» (входит в группу «Новапорт»). Если в 2013 году на эти цели были направлено 300 млн руб­лей, то в 2014 году сумма возрастет до одного миллиарда руб­лей. Порядка 400 млн аэропорт направит на модернизацию парка спецтехники — аэродромные тягачи, пожарные автомобили, автолифт, автобусы для доставки пассажиров, а также уборочная техника. Ожидается, что до конца 2014 года парк спецтехники увеличится более чем на 30 единиц. Продолжаются работы по обновлению всего комплекса аэровокзала, которые были начаты еще в 2013 году. По данным пресс-службы аэропорта, площадь терминала Б (международные авиалинии) увеличится с 11 до 24 тыс. кв. метров, а пропускная способность — с 750 до 1,3 тыс. человек в час. В аэровокзале обновят систему обработки багажа, появятся дополнительные телескопические трапы, пассажирские лифты для инвалидов, эскалаторы. В ближайших планах — строительство соединительной галереи между терминалами А и Б.

Фактурные заявления об инвестиционных проектах за октябрь–декабрь 2013 года и январь–март 2014 года

Красивый отдых

Продолжается в Сибири реализация масштабных проектов в сфере туризма — ОЭЗ «Байкальская гавань», субкластер «Белокуриха-2», игорная зона «Сибирская монета»… Самый крупный — вторая очередь освоения участков особой экономической зоны «Байкальская гавань» (Респуб­лика Бурятия) общей стоимостью 29 млрд руб­лей. В этом году на строительство инфраструктуры «Гавани» направят порядка 430 млн руб­лей, из которых 250 млн — внебюджетные средства. Сейчас в туристической зоне зарегистрировано полтора десятка резидентов. Так, компании «Сибирь-Капитал» и «Байкал Инвест» возводят туристический коттедж­ный поселок, ООО «Интерра» — ресторанный комплекс. «Путник Сибирь» с сентября 2014 года планирует приступить к строительству гостиничного комплекса и яхт-клуба. До конца года планируется достроить такие сопряженные с ОЭЗ объекты, как досугово-образовательный центр в селе Турка и высоковольтную линию «Татаурово–Горячинск–Баргузин».

Большие надежды на туризм возлагают власти Алтайского края. Регион является участником федеральной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)», за счет средств которой в крае строятся крупные инфраструктурные объекты туристических кластеров «Белокуриха-2» и «Золотые ворота». Продолжается строительство объектов и в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь». Разработаны туристические маршруты «Малое Золотое кольцо Алтая», «Большое Золотое кольцо Алтая» и «Казачья подкова Алтая». По итогам 2013 года инвестиции в туристическую отрасль составили 2,6 млрд руб­лей, из которых 2,1 млрд руб­лей или 81% — из внебюджетных источников. «Наша задача — сделать пребывание гостей интересным и комфортным, обеспечить высокий уровень сервиса и предложить продукцию местных производителей. Предмет нашей особой гордости — экологически чистые продукты питания. Неслучайно одним из новых и перспективных направлений развития туризма в крае является гастрономический туризм», — объясняет губернатор Алтайского края Александр Карлин, подчеркнувший, что уже третий год подряд край становится победителями в номинации «Лучший регион для путешествий по России» в самой престижной отечественной премии в области путешествий «Моя планета».

И эти инвестиции, похоже, начали давать плоды. Несмотря на случившиеся на юге Сибири наводнение, ущерб от которого только на Алтае оценили в пять миллиардов руб­лей, регион в этом году сохранил свой туристической статус. Если в июне 2013 года «Бирюзовую Катунь» посетили 6,5 тыс. человек, то в этом году — 10 тыс. «Пиковый спрос пришелся на последние выходные июня: только в субботний день, 28 июня, на пляже было более четырех тысяч человек. Конечно, этому способствует установившаяся на Алтае жаркая солнечная погода», — констатирует генеральный директор ТРЗ «Бирюзовая Катунь» Алексей Репин.

Вице-президент консалтинговой группы «НЭО Центр» Дионис Васильев уверен, что, несмотря на экономические трудности, инвестиционная активность в стране продолжит развиваться, хотя и медленно: «Явного роста ожидать не стоит — государство и крупные игроки настроились на выполнение только эффективных проектов. Поэтому контроль качества инвестиционного проекта сейчас выходит на первое место». В перспективе ближайших двух–трех лет эксперт видит две основные тенденции в инвестиционной политике власти и бизнеса. «Во-первых, — импортозамещение. Производство электрооборудования, оптоволокна, авиастроение, оборонная промышленность, фармацевтика, агропромышленный комплекс — вот неполный список отраслей с активными программами либо потенциалом импортозамещения, — перечисляет Васильев. — Во-вторых, — ужесточение требований к качеству реализации инвестиционных проектов. Новые инструменты контроля за расходованием государственных средств — публичный ценовой и технический аудит, обязательный для крупных инвестиционных проектов с участием государственных средств, комплексная услуга банковского сопровождения инвестиционных проектов. Появляется действенный контроль со стороны коммерческих банков за реализацией проектов на инвестиционной стадии».          

У партнеров

    Реклама