Рынок становится ближе

Экономика и финансы
Москва, 17.11.2014
«Эксперт Сибирь» №47 (433)
Малый и средний бизнес Томской области расширяет свои возможности с помощью центра субконтрактации

С 2008 года на базе Томской торгово-промышленной палаты (ТПП) был создан регио­нальный Центр субконтрактации, который начал развивать свою деятельность по нескольким направлениям. В частности, одно из них — организация выездных мероприятий, бизнес-конференций на крупных предприятиях. Подобная форма взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса пользуется в Томской области серьезной популярностью. Периодически представители томских предприятий выезжают к коллегам в соседние регионы. Порой такие поездки не ограничиваются пределами Сибирского федерального округа.

«Центр субконтрактации — это механизм, который помогает бизнесу развивать производственную кооперацию, — говорит начальник центра Сергей Богомолов. — По сути, мы помогаем нашим малым и средним предприятиям, которых в Томске очень много, налаживать кооперационные отношения с крупными предприятиями других регионов, выводим их за пределы области».

Например, в прошлом году Центр субконтрактации воспользовался организованной Томской ТПП миссией в Республику Беларусь и провел там серию бизнес-конференций на крупных предприятиях (ОАО «Белкоммунмаш» — производитель троллейбусов и трамваев, ЗАО «БАТЭ» — крупнейший производитель запчастей для автотракторной техники, и др.).

«Когда мы готовили эту миссию, то провели анализ товарооборота Томской области и Республики Беларусь, общих точек соприкосновения, сотрудничества в целом, — рассказывает Сергей Богомолов. — Оказалось, что товарооборот с Россией у республики довольно большой, но практически весь он сосредоточен в западный регионах РФ. Сибирь тоже неплохо торгует с Беларусью, но в основном это продукция для угледобывающей отрасли, где нужны, например, БелАЗы. У Томской области, к сожалению, оказался один из самых низких показателей товарооборота с Беларусью, что на самом деле не соответствует нашему потенциалу, поскольку нам есть что показать и есть что предложить партнерам. Есть продукция, технологии. И наша первая поездка показала, что у Томской области и Беларуси есть очень хорошие перспективы развития отношений».

В Центре субконтрактации обычно выстраивают программу, исходя из отраслевого профиля предприятий, которые заинтересованы в той или иной миссии. Как правило, выезжают «на разведку» небольшие делегации по десять–пятнадцать человек. Таким образом, удается построить работу наиболее эффективно. Исходя из состава участников подбираются партнеры и с принимающей стороны. Учитываются пожелания томских бизнесменов, проводится оценка возможностей, актуализация состояния принимающих предприятий. Поскольку Томский Центр активно сотрудничает с местными торгово-промышленными палатами и центрами субконтрактации, то, как правило, зайти на крупные предприятия и организовать встречи с руководством для томских бизнесменов не составляет трудностей.

Прошлогодняя поездка в Беларусь оказалась весьма перспективной. Часть участников миссии заключили договоры, начались пробные поставки, разработки проектов. В 2014 году томичи узнали, что в октябре в Новосибирске состоятся дни Белоруссии в Сибири. «Соответственно, белорусская сторона рассылала сибирякам приглашения на встречу со своими предприятиями, — говорит Сергей Богомолов. — И мы со своей стороны организовали поездку расширенной делегации — около 30 человек — в Новосибирск. Нас интересовал самый насыщенный рабочий день — национальная выставка белорусских предприятий в Экспоцентре, секции для сибирских предпринимателей (промышленная кооперация и сельское хозяйство) и биржа контактов. Республику Беларусь представляли около 60 мощных компаний машиностроения, пищевой промышленности, текстильной и медицинской промышленности. Основная наша задача была не столько что-то продать или купить, а скорее завязать глубокие контакты, расширить перспективу сотрудничества с учетом того, что, скорее всего, в следующем году Томская ТПП будет организовывать деловую поездку в Беларусь».

В целом, как отмечают сами участники, подобные мероприятия позволяют предприятиям осуществлять поставки практически с ходу. Яркий пример — недавние бизнес-конференции в Новосибирской области. В ходе поездки одна из томских компаний, занимающаяся производством светодиодных светильников, буквально на ходу, с первого контакта на ОАО «ИскитимЦемент» смогла договориться о поставках своей продукции на предприятие. В результате было достигнуто соглашение и через несколько дней была сделана первая поставка.

Достаточно эффективными были поездки в Кемерово, в Алматы, Новокузнецк, Республику Хакасию. Сейчас Центр готовит серию бизнес-конференций в Барнауле. Что касается Беларуси, то из Новосибирска практически все томичи вернулись с контактами. «Мы изначально настраивали людей, что для серьезных результатов нужна серьезная работа, — констатирует Сергей Богомолов. — Сразу контракт заключить сложно. Но люди увидели, что с Беларусью работать можно, ничего страшного на белорусском рынке нет. Туда можно продвигаться, несмотря на то, что он довольно далеко от нас. Но благодаря тому, что есть система центров субконтрактации, торгово-промышленных палат, существует Таможенный союз, этот рынок становится ближе и понятнее».

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №47 (433) 17 ноября 2014
    Титаны Сибири
    Содержание:
    «У нас есть потенциал роста»

    Глава сибирского филиала КПМГ Денис Черников — о слагаемых эффективности бизнеса в условиях кризисной экономики

    Реклама