Забавная белка

Русский бизнес
Москва, 13.07.2015
«Эксперт Сибирь» №29-34 (458)

Когда два года назад сотрудница Новосибирского государственного университета София Гергерт запускала производство одежды с символикой Академгородка, она даже не подозревала, что занимается продвижением территории и ностальгическим маркетингом. Ей просто хотелось шить сумки и футболки с изображением белки, которую она сама и определила в качестве символа знаменитого на весь мир научного центра. Если в странах Западной Европы эмблемой наукоградов традиционно считается изображение местных университетов, чья история насчитывает столетия, а фасады напоминают замки и дворцы, то у НГУ, несомненно, одного из главных брендов Академгородка, официальной эмблемы до сих пор нет, зато белок вокруг в избытке. Идея легла на благодатную почву. Сувенирный салон «Белка» быстро обрел популярность, и «белочная» компания стала одним из главных игроков на рынке корпоративной одежды для новосибирских вузов.

Найти себя

«Три года назад я была в немецком Гейдельберге, главным символом которого является местный университет — старейший в Германии. Я увидела, что в этом маленьком городе все ходят с эко-сумками с изображением Гейдельбергского университета. Меня это натолкнуло на две мысли. Как было бы хорошо запустить производство эко-сумок, о существовании которых в Новосибирске тогда мало кто знал, и почему бы не изобразить на них символику Новосибирского университета», — вспоминает София Гергерт. Вскоре одна из подруг будущей предпринимательницы, а в то время сотрудницы НГУ, обратила ее внимание на то, то, что их общая знакомая здорово рисует белок, и предложила использовать изображение этого пушистого зверька в качестве эмблемы территории. Белка Софии показалась не только понятным и хорошо узнаваемым символом «выросшего» в лесу Академгородка, но и вполне безо­бидным: в случае с эмблемой НГУ был риск того, что кому-то это может не понравиться, и нужно будет объяснять, по какому праву на вещи нанесено изображение государственного учреждения.

Для организации «белочного» производства София арендовала небольшое подвальное помещение в самом центре верхней зоны Академгородка, купила необходимое оборудование и ткань, наняла швей, раскройщика и конструктора. Не имея опыта одежного производства, предпринимательница спешила разобраться во всех тонкостях дела, в которое включилась, освоив все сопутствующие ему профессии. Уже через несколько месяцев она не только бойко вела переговоры с контрагентами, но могла стоять за кассой в магазине, открытом по соседству от производства, и при необходимости подменить швею или закройщика.

«Так как дело для меня было совершенно новое, приходилось учиться на собственных ошибках, а их, к сожалению, оказалось немало. Если б я запускала бизнес, имея тот опыт, который у меня есть сегодня, то распорядилась бы стартовыми 350 тысячами руб­лей совсем по-другому», — грустно улыбается София.

Если с цветовой гаммой и фактурой эко-сумок Софии Гергерт сразу все было понятно — они должны быть сделаны из бязи российских производителей и иметь естественный, натуральный, цвет, то производство футболок вызывало вопросы. Ясности не было ни по плотности тканей, ни по цветовой гамме, пользующейся наибольшим спросом на рынке. В результате компания закупила ткани на 100 тысяч руб­лей, немалая часть из которой потом еще долго лежала мертвым грузом на складе. Дорого начинающему бизнесу Софии Гергерт обошлась и ошибка конструктора, сделавшей лекала футболок на два размера меньше тех, которые требовались. Вместо ходовых M, L и XL «Белка» получила XS, S и M. «О нас уже в городе пошла молва, но из-за досадной ошибки конструктора мы не могли удовлетворить спрос первых наших покупателей. Но нет худа без добра: через год, после доработки лекала, в нашем ассортименте появилась детская одежда», — рассказывает София. Размерный ряд для взрослых в «Белке» — от 40 до 60.

Приятное напоминание

София Гергерт сегодня работает сразу с несколькими любителями рисовать белок. У кого-то зверек получается смешным, у кого-то философским, есть белка-хипстер, белка-читатель, грызун на велосипеде, скейте и с гитарой. «Каждая белка похожа на художника, который ее нарисовал. Белки очень забавные. Далеко не все эскизы, которые для нас делают ребята, и даже те, которые нравятся, мы запустили в производство. Так что есть из чего выбирать. Можно с гордостью констатировать: «белка» прижилась в Академгородке и Новосибирске. Мы нашли поистине уникальную нишу», — отмечает София.

Запуская бизнес, предпринимательница из Академгородка была на сто процентов уверена, что ее покупатель — молодой человек, скорее всего, студент или выпускник НГУ, живущий в научном центре. Но уже первый месяц работы магазина показал, как же сильно ошибалась София Гергерт. Во-первых, типичный покупатель — человек среднего и даже старшего возраста. Во-вторых, конечным владельцем «белки» в большинстве случаев становятся жители других городов и даже стран.

«Только спустя год я узнала, что, оказывается, занимаюсь ностальгическим маркетингом. «Белку» покупают в качестве неординарного подарка людям, которые когда-то были связаны с городком, но по работе или учебе покинули его. К нам часто приходят бабушки, которые берут вещи для своих внуков, живущих за границей, профессора, которым хочется удивить своих зарубежных коллег, когда едут на конференции. Наш клиент — это уже состоявшийся человек в возрасте от тридцати лет до глубокой старости», — объясняет София.

 015_expert-sibir_29-34.jpg Фото: Михаил Кичанов
Фото: Михаил Кичанов

Отсюда неудивительно, что на 90 процентов надписи на вещах с белками написаны на английском языке. Сначала эта доля была еще выше, но в адрес компании посыпались обвинения в отсутствии патриотизма, и София Гергерт пересмотрела маркетинговую политику. Прислушавшись к советам покупателей, к нанесенному на вещах слову «Академгородок» (Akademgorodok), добавилось название города. Ведь свой Академгородок есть в Томске, Красноярске и Иркутске.

Слишком дорого

Первые успешные продажи «белки», когда средний чек достигал шести тысяч руб­лей, — люди одновременно покупали вещи в подарок друзьям, себе и детям, — побудили Софию Гергерт серьезно задуматься о расширении бизнеса. И она решилась открыть в одной из центральных новостроек Академгородка одноименный салон-магазин.

«Это был больше, чем магазин, — настоящий салон. Кроме продаж «белки» мы выставляли картины местных художников и изделия из серебра, проводили мастер-классы, творческие вечера, рассказывали детям сказки. Но, к сожалению, не рассчитали свои силы, рентабельность проекта вызывала вопросы», — вспоминает София. Скромные продажи при высокой стоимости аренды (32 тыс. руб­лей в месяц за площадь в 25 кв. метров) и серьезных вложениях в оборудование, дизайн и мебель (200 тысяч руб­лей) не позволили Софии вывести салон на оптимальный уровень рентабельности. Через полгода работы он прекратил существование, и магазин вернулся на прежнее место, в подвал, ближе к производству.

Кроме сумок и футболок с бирками «Сделано в Академгородке» в «Белке» сегодня можно купить толстовки, подушки, шапки, шарфы, магниты, открытки. Все с изображением пушистого грызуна. Еще одна точка продаж открыта в продовольственном отделе торгового центра Академгородка. Правда, пока там продаются только эко-сумки. София пробовала организовать продажи «белок» в новосибирском аэропорту «Толмачёво», но не сумела договориться с администрацией воздушной гавани о конечной цене изделия. Аэропорт хотел сбывать «белок» по цене вдвое дороже, чем у производителя.

Деньги на стороне

Но расширение бизнеса у Софии Гергерт все-таки произошло. Как неординарный и качественный продукт «белка» стала широко известна в Академгородке, и вскоре к Софии обратился частный заказчик с предложением сделать толстовки с изображением НГУ, которые он хотел подарить своим друзьям — выпускникам университета, живущим в Америке. Поле того, как заказ был выполнен (в качестве логотипа коман­да Гергерт сделала фасад здания университета на фоне сосен), поступило предложение сделать толстовки для медицинского университета. Аналогичный корпоративный спрос появился и на футболки. Компания стала шить для выпускников мантии и конфедератки, которые продаются и сдаются в аренду не только в Новосибирске, но и Томске, где сбытом занимаются друзья предпринимательницы. Недавно компания получила заказ на изготовление одежды для ректората Новосибирского государственного аграрного университета, до этого отшивали академическую одежду для педагогического университета, ассоциации анестезиологов-реаниматологов Иркутской области, компании «Ростелеком».

«Основные доходы нам сегодня приносит не магазин «Белка», а работа на корпоративного заказчика. Работа интересная, творческая, но, к сожалению, сезонная. Мантии и конфедератки продаются в начале лета, а заказы на производство толстовок далеко не стабильны», — отмечает София Гергерт.

По словам Софии, сегодня гораздо выгоднее наносить шелкографию и вышивать логотипы на готовых китайских или узбекских футболках и толстовках, чем производить изделия с нуля в Новосибирске. Причем порой качество тканей в готовых изделиях выше, чем может предложить отечественный рынок текстиля.

«Да, можно купить готовые изделия или заказать их, например, в Китае, и не тратить время, деньги силы на лекала и производство. Но я принципиально говорю: нет. Мне это не интересно. Мне нравится то, что я сама создаю востребованный продукт, полностью отвечая за качество на всех этапах производства», — говорит Гергерт.

Помимо российских тканей в своем производстве София использует текстиль из Китая и Турции. Из российского сырья шьются эко-сумки, из турецкого — толстовки, из китайского — футболки.

Пока у компании Гергерт нет собственных мощностей по нанесению шелкографии и вышивки надписей и рисунков, пользуясь услугами новосибирских контрагентов. На дорогой услуге (в изделии на прилавке магазина доля изображения в стоимости вещи достигает 15%) удается экономить за счет большого тиража и нанесения логотипа на крой, а не на готовое изделие.

Одна такая

Имея иностранного заказчика, София Гергерт не спешит развивать интернет-торговлю. Через официальный сайт магазина «Белка» купить изделие можно, но пока через этот канал «уходят» считанные единицы изделий. Главным инструментом продвижения являются социальные сети. Сибиряки предпочитают заказывать через «ВКонтакте», москвичи используют Facebook. На прямую рекламу компания деньги не тратит. Многие узнают о магазине со слов друзей, знакомых, родственников.

По сути, компания из Академгородка занимает на рынке совершенно уникальную нишу. Прямых конкурентов у «Белки» нет. В какой-то степени конкурентом является проект I’m Siberian, но география присутствия «Белки» слишком локальна по сравнению с идеей предпринимателей из Новокузнецка.

Калькулятор

Со слов Софии Гергерт, открытие бизнеса потребовало около 200 тысяч вложений в профессио­нальное швейное, раскройное и гладильное оборудование. Компания арендует 80 кв. метров подвального помещения в жилом четырехэтажном доме, где производство соседствует с торговлей. Стоимость квадратного метра — 300 руб­лей (24 тыс. руб­лей в месяц). На «Белку» работают пять человек — швеи, раскройщик и конструктор. Средняя оплата труда — около 17 тыс. руб­лей. Рыночная стоимость футболки — 700 руб­лей, толстовки — 1 500–1 600 руб­лей, подушки — 500 руб­лей, сумки — 300 руб­лей. Торговая накрутка около 100–120 процентов. Через магазин «Белка» в месяц продается около 100 изделий каждой группы товаров. В торговом центре жители Академгородка ежемесячно покупают от 100 до 200 эко-сумок.

Для корпоративных заказчиков компания Гергерт производит около полутысячи толстовок и столько же футболок. Комплект выпускника — конфедератка плюс мантия — стоит полторы тысячи руб­лей, прокат — 500 руб­лей.

Окупаемость бизнеса — полгода.

Планы

В течение ближайшего месяца София Гергерт планирует запустить новую детскую коллекцию одежды с «белкой», а также выйти на рынок спортивной одежды для активного отдыха и спорта. В настоящее время идет работа над лекалами. Также в планах компании увеличить продажи «белок» через сайт-магазин.

У партнеров

    Реклама