Вокзал не для всех

Русский бизнес
Москва, 23.11.2015
«Эксперт Сибирь» №47-49 (466)
Томские перевозчики проигрывают войну с нелегалами, но не знают, как исправить ситуацию

Объявление за дверями томского автовокзала, гласящее, что ездить с нелегальными перевозчиками небезопасно, судя по всему, не имеет должного эффекта. Нелегальный перевозчик всегда на шаг впереди регулярного. Потому что буквально из-под носа у официальных перевозчиков забирает пассажиров, которым по цене все равно, с кем ехать, — она одинаковая. Зато они не будут ждать рейсовый автобус, который пойдет по расписанию, а уедут быстрее. «Что бы мы ни делали — с гармошкой сидели, песни бы пели в автобусе, фильмами завлекали — все равно проиграем нелегалам», — сетуют водители «в законе». Говорят: если не решить проблему радикально, официальные перевозчики обанкротятся один за одним.

Собственно, подобная картина типична для любого крупного города. Например, по оценке объединения перевозчиков «Транспортный союз Сибири», половина перевозок с новосибирского автовокзала идет незаконно. Но это можно объяснить обилием маршрутов. В Томске по самым примерным расчетам объем нелегального извоза составляет 20–25 процентов пассажиропотока.

Кто «отодвинет» нелегала?

«Томскавтотранс» — старейшее предприятие в области, занимающееся пассажирскими перевозками. Парк компании насчитывает 80 автобусов, которые выполняют рейсы из Томска в районные центры и поселки области, а также международные и междугородние перевозки. Вроде бизнес должен идти «с колес», однако хвост долгов, которые были наделаны еще несколько лет назад, все еще тянется за предприятием. Да и текущие финансовые показатели оптимизмом не блещут. В прошлом году областная власть выделила «Томскавтотрансу» 20 млн руб­лей на покрытие убытков, в нынешнем году — 30 млн руб­лей. Учитывая, что предприятие — стопроцентная собственность области, такая забота понятна. Однако даже власть не может ничего сделать с нелегалами, которые работают не только на междугородних, но и на межмуниципальных перевозках. Провели несколько рейдов, составили протоколы и… все.

«У нас на линии между Томском и Бакчаром (районный центр Бакчарского района. — Ред.) под видом заказных работают пятнадцать нелегальных перевозчиков, — говорит генеральный директор «Бакчаравтотранс» Сергей Гусев. — Подъезжает к автовокзалу микроавтобус с надписью «Заказной», загружает пассажиров, а потом у нашего вокзала их высаживает, других берет и пускается в обратный путь. А я бы сам всех вывез — у «Бакчаравтотранса» три раза в день ходит автобус… А вожу четверых пассажиров — туда и обратно, потому что остальных нелегалы уводят «из-под автобуса».

В прошлом году официальные перевозчики были вынуждены уйти с целого ряда направлений. Себестоимость перевозок не позволяла им справиться с «серыми» водителями. «Мы законопослушное предприятие, — констатирует начальник службы эксплуатации «Томскавтотранса» Валерий Жуйков. — На первый план ставим безопасность перевозок, вкладываем в нее много денег. Это составляет достаточно приличную долю в себестоимости. А противоположный сектор этим не страдает, у них всего две–три статьи расходов — зарплата, топливо и, может, еще что-нибудь. При этом они вольготно себя чувствуют и безобразничают на наших наработанных маршрутах».

Пока «Томскавтотрансу» сложно бороться с нелегальными перевозчиками. На автовокзале есть служба охраны, заключены договоры с охранными предприятиями, но они не в состоянии решить проблемы перевозчиков. И, конечно, разгонять с крыльца вокзала нелегалов никто не будет. «Мы неоднократно принимали меры совместно с нашим охранным предприятием, но, к сожалению, законодательно мы можем только «отодвинуть» нелегалов от автовокзала, но не убрать их совсем, — говорит директор «Томскавтотранса» Валерий Осипенко. — Тем не менее мы проводим совещания с правоохранительными органами и управлением государственного автодорожного надзора по выявлению нелегальных перевозчиков и привлечению их к ответственности — работа ведется».

Пока велась работа, перевозчики написали письмо губернатору, в котором выложили все, что накипело, и вскоре после публикации которого уволился по собственному желанию начальник департамента транспорта и связи Томской области. «В большинстве своем вопрос нелегальных перевозок является даже важнее тарифного, — акцентируют в открытом обращение к губернатору Томской области члены некоммерческого партнерства «Томский автотранспортный союз». — Ведь покупательский спрос населения не безграничен. Наведение порядка в данном вопросе по отдельным направлениям повлечет увеличение доходной части законных перевозчиков до 20–25%, а, соответственно, это и возможность обновлять подвижной состав. И тарифы поднимать существенно не потребовалось бы! Заложниками чиновничьего разгильдяйства вновь оказываются простые граждане и порядочные перевозчики!»

Возвращение пассажира

Ситуация накалилась до того, что совсем недавно группа законопослушных перевозчиков в обход «Томскавтотранса» организовала новый пункт по продаже билетов на автобусы до Новосибирска и «Толмачёво», который сейчас функционирует в правом крыле здания железнодорожного вокзала «Томск-I». По словам директора ООО «ТрансАвто» Вадима Мартышечкина, новый пункт по продаже билетов является коммерческим предприятием и создан на средства компаний, входящих в общество. Необходимость в создании подобного пункта продажи была обусловлена неудовлетворительной, по мнению перевозчиков, работой томского автовокзала («Томскавторанса») в части расширения агентской сети. И не только. «Вот уже несколько лет мы пытаемся достучаться до «Томскавтотранса». Они на рынке монополисты и относятся к легальным частным перевозчикам не очень красиво. Агентская сеть по продаже билетов никак не развивается, взимаемая ими плата за продажу билетов, по нашему мнению, высока, а расчеты с их стороны проводятся крайне неаккуратно и с большими задержками», — отмечает Вадим Мартышечкин.

Все это накладывает на перевозчиков дополнительную финансовую нагрузку, с которой не все справляются. «Сами понимаете, и машины нужно заправлять, и запчасти менять, и людям зарплату платить. А нам приходится по несколько месяцев ждать расчета от «Томскавтотранса». Чтобы оказывать услугу должного качества, нам приходится брать кредиты, искать варианты, — отметил Мартышечкин. — Такая ситуация уже привела некоторых добросовестных легальных перевозчиков к банкротству. Например, компания, которая выполняла рейсы в Каргасок, обанкротилась, приблизительно в таком же состоянии находится компания, которая осуществляла перевозки до Подгорного. На последнем издыхании молчановские и бакчарские перевозчики, в то время как нелегальные — процветают», — уточнил он.

Самое главное, что сделали перевозчики, перед тем как открыть альтернативную кассу, — провели исследование пассажиропотока. Можно, конечно, спорить о его точности, но общую картину оно все-таки дает. «Результаты повергли нас в шоковое состояние. Если брать направление «Томск–Новосибирск», то нелегальными перевозчиками ежедневно перевозится около 200 пассажиров, а со всеми вместе взятыми легальными — 300. Вот к чему привело бездействие «Томскавторанса», — говорит Вадим Мартышечкин.

Главная цель нового предприятия — расширение агентской сети, то есть увеличение количества пунктов продажи автобилетов в Томске. Альтернативщики подчеркивают — ни в коем случае речь не идет о создании какой-то конкуренции томскому автовокзалу. Они просто стараются вернуть тех пассажиров, которые ушли к нелегалам. «Ведь все же понимают, что нелегалы — это полная бесконтрольность. Люди едут неизвестно с кем, непонятно на каких машинах, в каких условиях», — сетует директор «ТрансАвто». По мнению перевозчиков, развитие агентской сети — одна из наиболее эффективных мер по улучшению ситуации и возвращению пассажиров на легальные рейсы.

Центр продаж «ТрансАвто» в будущем планирует открывать небольшие агентские центры по всему Томску, а также расширять количество рейсов и направлений. Пока же там можно купить билеты только на маршруты «Томск–Новосибирск» и «Томск–«Толмачёво». Кстати, именно на них количество нелегалов традиционно высокое.

Поймать нелегала невозможно

По мнению и.о. начальника областного департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Дениса Празукина, открытие нового пункта продаж — это попытка перевозчиков уйти от проблемы задержки расчетов с ними «Томскавтотранса», что, конечно, не может положительно сказаться на финансовых результатах основного предприятия. По его словам, созданный так называемый «альтернативный вокзал» — лишь кассовый пункт, где могут продаваться билеты на рейсы, но не может производиться посадка и высадка пассажиров. Празукин подчеркнул, что в целом открытие новых кассовых пунктов пока преждевременно и не решит проблему в отрасли, однако может создать неприятные ситуации, которые повлекут за собой опасность для пассажиров.

«В настоящее время в сфере автотранспортных пассажироперевозок действительно сложилась крайне непростая ситуация, — признает Денис Празукин. — Во-первых, сложное финансовое положение «Томскавтотранса» не дает в полной мере работать над развитием сети межмуниципальных перевозок. Во-вторых, из года в год в связи с ужесточением мер по соблюдению требований безопасности растут и расходы перевозчиков, а значит и цены на билет. При этом затраты у нелегалов остаются прежними: находясь вне правового поля, они попросту не соблюдают никаких элементарных правил».

Говорят, что на некоторых томских маршрутах нелегалы зарабатывают по 50–60 тыс. руб­лей в месяц. Что, собственно, вполне объяснимо — они не платят налоги и не работают на предприятии, хотя определенная структура (причем довольно высокоорганизованная) у них есть. И тут они снова на шаг впереди официальных перевозчиков.

«Нелегалы — огромная проблема, — констатирует Празукин. — Они могут предложить пассажирам более выгодные условия перевозки лишь только потому, что работают «вчерную». При этом наше законодательство выстроено таким образом, что поймать нелегала с поличным почти невозможно. Рейды, конечно, проводятся, и даже если удается поймать нарушителя, штрафы, которые сегодня установлены, минимальны».

Так что администрация медленно приучает водителей спокойно относиться к проявлениям «нелегальной конкуренции». Все равно ведь от нее никуда не денешься. Борьба вроде как идет — привокзальная площадь у авто- и железнодорожного вокзалов Томска увешана видеокамерами, как елка. Специально была приобретена поворотная камера с увеличенным разрешением. Отправляли в соответствующие органы и видеоматериалы с указанием государственных регистрационных номеров нелегалов — владельцев этих автотранспортных средств — с просьбой принять соответствующие меры. Но извоз и ныне там.

Удивительно, но в Москве, например, с нелегалами научились бороться. И весьма эффективно. Генеральная прокуратура дала разъяснения о правомерности применения арестов транспортных средств перевозчиков-нелегалов. И если раньше правоохранители лишь штрафовали нарушителей, то теперь стали еще и арестовывать нелегальные маршрутки и автобусы, курсирующие как внутри городов, так и между ними. В итоге «серые» водители стали нести огромные убытки.

Правда, даже в этом случае, как показывает практика, те, кто «вне закона», не уходят с рынка, а адаптируются к новым условиям, изобретая новые хитроумные схемы работы. Значит, и официальным перевозчикам надо адаптироваться.

У партнеров

    Реклама