Создать точку притяжения

Игорь Степанов
30 сентября 2019, 00:00
  Сибирь

Самый масштабный, по мнению экспертов отрасли, и пока единственный реализованный в сибирском регионе инвестиционный проект в сфере туризма — горнолыжный курорт «Манжерок» — может войти число лучших российских туристических объектов

Внутренний туризм — это один из мультипликаторов, оказывающих существенное влияние на динамику развития территории с туристическим потенциалом. Спрос на качественные и разно­образные услуги, сформировавшийся в «домашнем» регионе туриста, становится стимулом развития для малого бизнеса на рекреационных территориях. При этом местные предприниматели получают хорошие шансы роста, организуя полноценное обслуживание туристического потока.

На этой особенности инвестиций в туристические объекты и их рекреацион­ную инфраструктуру особо заострил внимание председатель правления Сбербанка Герман Греф, открывая новый подъемник на всесезонном курорте «Манжерок» в Республике Алтай. «Туризм — самая мультипликативная отрасль для создания рабочих мест и развития малого бизнеса. Сегодня мы уже проинвестировали 1,4 миллиарда рублей — как в саму канатную дорогу, так и в окружающую инфраструктуру», — заявил глава Сбербанка. По его словам, запуск подъемника и дальнейшее развитие инфраструктуры позволят кратно увеличить ежегодный туристический поток на курорт — от 220 тысяч посетителей в настоящее время до 800 тысяч через три года.

«Мы поднимались на вершину горы Малая Синюха не более восьми минут — это быстро, комфортно, тепло и безопасно», — поделился Герман Греф впечатлениями от первого подъема. Он отметил, что сегодня возможности подъемника в несколько раз превышают потребности в пропускной способности курорта: его потенциал обслуживания — 2 400 человек за час, и это в несколько раз больше существующей максимальной пиковой нагрузки. Таким образом, новый подъемник закрывает как все текущие нужды курорта «Манжерок», так и его перспективные потребности.

Сооружение и запуск современного подъемника гондольного типа — это только первый этап инвестиционного проекта Сбербанка. В последующем планируется строительство большого ресторана и гостиничного комплекса с оригинальным архитектурным решением — на едином бетонном пандусе разместится как сама гостиница, так и сопутствующие объекты. Необходимые для этого инвестиции ориентировочно оцениваются суммой в 1,5 миллиарда рублей.

Глава Республики Алтай Олег Хорохордин, также присутствовавший на открытии нового подъемника, отметил большую значимость инвестиционных вложений Сбербанка для всего региона. Он назвал «существенным и постоянно возрастающим» вклад всесезонного курорта «Манжерок» в общий туристический поток Респуб­лики Алтай. «Манжерок» — это круглогодичное туристическое место, и благодаря его развитию республика сможет опережающими темпами развивать зимний туризм, с чем у нас пока что проблема», — поделился Олег Хорохордин своими на­деждами. Говоря о привлекательности горных спусков Малой Синюхи, глава региона рассказал о собственном опыте спуска на маунтин-байке, отметив наличие всех четырех категорий сложности. «И горнолыжные трассы будут на любой вкус — от «зеленых» до «черных», — добавил он.

Отдельно стоит отметить то, что в реализации проекта концентрировались не только на бизнес-целях и результатах. Важная особенность реализации проекта — принципы доступной среды, реализованные во всех объектах и элементах туристического комплекса. Как рассказал Герман Греф, курорт «Манжерок» будет максимально открыт для людей с ограниченными возможностями. Уже сейчас в зимний период для детей с ДЦП и синдромом Дауна работает инклюзивная школа со специальным оборудованием, которая, по словам главы Сбербанка, показывает очень хорошие результаты в реабилитации.

Еще одна важная особенность комплекса в том, что проектирование и строительство на курорте «Манжерок» ведется на основе имплементации традиционных алтайских элементов архитектуры с максимальным сохранением местной уникальной природы. «Люди приезжают сюда не просто отдохнуть, но и почувствовать, что такое Горный Алтай, узнать — кто такие алтайцы, в чем состоит их культура», — объясняет такой подход президент банка.

В целом же стратегия развития курорта, представленная Сбербанком, повторяет ключевую стратегию самого банка — построение экосистемы, в основе которой стоит клиентоориентированный подход. «Мы понимаем портрет своего клиента: это молодая семья с двумя детьми, где возраст родителей не старше 30 лет, — под него мы и будем строить всю инфраструктуру, — рассказал Герман Греф. — Наша банковская экосистема — цифровая среда. Но клиенты этой цифровой экосистемы будут иметь привилегии в пользовании объектами физической инфраструктуры — в частности, создаваемой на курорте «Манжерок».

Гора возможностей для малого бизнеса

«Главное будет даже не в самом комплексе, а том, что вырастет вокруг него», — вернулся президент Сбербанка к теме туризма как драйвера развития малого бизнеса. В развитие своей мысли он нарисовал перспективы, открывающиеся перед алтайскими предпринимателями — с ростом туристического потока на курорте «Манжерок» появится больше возможностей для малого бизнеса. «Представьте поток в 800 тысяч человек — и те услуги, которые можно будет предложить такому количеству туристов. Ведь им всем хочется купить оригинальные поделки, местные сувениры, попробовать национальную кухню», — перечислил Герман Греф лишь некоторые направления развития малого бизнеса, связанные с перспективами роста всесезонного курорта.

Говоря о дальнейшем развитии его инфраструктуры, он упомянул и проект сооружения на вершине горы Малая Синюха — конечной станции нового подъемника — большой стеклянной смотровой площадки, которая привлечет не только горнолыжников, но и всех ценителей уникальных горно-алтайских пейзажей. Это создаст на курорте еще одну «точку притяжения» — как туристического потока, так и местного предпринимательства.

Развитие всесезонного курорта открывает перспективы не только для малого бизнеса, это еще и важный фактор развития социальной сферы, создание новых рабочих мест. По расчетам специалистов проекта это порядка тысячи сотрудников. И, по словам главы Сбербанка, как один из возможных сценариев развития территории рассматривается возможность расширения ближайшего населенного пункта — села Озерное. Такие масштабные демографические изменения открывают дорогу и другим направлениям малого бизнеса, которые закроют потребности жителей населенного пункта.

Тему создания новых рабочих мест продолжил и Олег Хорохордин. По его мнению, эта проблема для республики стоит очень остро, и планы интенсивного роста курорта «Манжерок» внушают надежду на ее смягчение — как минимум, в Манжерокском и рядом расположенных сельских поселениях.

Продолжая разговор о кадровом потенциале, президент Сбербанка отметил перспективы не только его количественного, но и качественного роста — повышения квалификации для предоставления гостям курорта сервиса высокого уровня. Для этого, по словам Германа Грефа, планируется запустить соответствующие программы обучения персонала.

 18-2.JPG

Стратегия выхода вверх

Многомиллиардные инвестиции Сбербанка в развитие курорта «Манжерок» вызывают закономерный вопрос — зачем кредитной организации столь непрофильный актив? Президент банка максимально честно ответил — в середине двухтысячных годов это был проблемный актив, который затем простоял без движения много лет. «Конечно же, мы его пытались продать — но в конце концов, после длительных переговоров с федеральным и местным правительством, договорились: если здесь будет создана необходимая инфраструктура, то банк готов вложить свои инвестиции и построить хороший курорт», — возвращается в историю Герман Греф.

 По его словам, Сбербанк, находясь перед дилеммой — отказаться от проекта и потерять все вложенные деньги, или же развить его до состояния, позволяющего окупить инвестиции или продать профильному инвестору, — принял второй путь в качестве стратегии выхода из проблемного актива.

Со своей стороны, федеральный бюджет также выделил средства, необходимые для строительства минимально необходимой инфраструктуры, в том числе — очистки Манжерокского озера и сооружения объектов оснежения горнолыжных трасс. «Искусствен­ный снег должен был появиться уже этой зимой, но система оснежения оказалась не готова», — признает глава Сбербанка, видя в этом вину бывшего республиканского правительства. По словам Германа Грефа, ссылающегося на результаты строительной экспертизы, деньги федерального бюджета были потрачены неэффективно, поставленные цели не достигнуты — это касается как системы оснежения, так и очистки озера у подножья горы Малая Синюха.

Схожая точка зрения и у нового главы Республики Алтай Олега Хорохордина. «Когда я пять месяцев назад приступил к исполнению обязанностей и увидел, как была сделана система оснежения, мне даже стало стыдно», — откровенно признается Олег Хорохордин. По его словам, в сложившейся ситуации будут разбираться правоохранительные органы — правительство республики уже подает иски на подрядчиков.

Сегодня Сбербанком и руководством региона было принято единое совместное решение — продолжать полноценную реализацию проекта. «Нам придется переделывать все, что сделано — фактически заново строить систему оснежения. Эта работа будет проводиться при равном финансировании со стороны банка и региона — и к следующему сезону здесь обязательно будет работать самая современная система оснежения», — уверен президент Сбербанка.

«Не сомневаюсь, что если брать во внимание все составляющие будущего горнолыжного курорта — современный подъемник, количество и качество трасс, перепад высот, инфраструктуру — то такой уровень сервиса будет только на Красной поляне в Сочи и у нас, в Республике Алтай», — убеж­ден Олег Хорохордин.