Туризм начинается с гостиниц

12 ноября 2007, 00:00
  Юг

Редакционная статья

В том, что туризм — это стратегическая отрасль экономики, на Юге никого убеждать не надо. В местах с высоким курортным потенциалом (Черноморское побережье, кавказские минеральные источники, зимние курорты — Домбай, Приэльбрусье, Архыз и другие) налоги с туристической сферы в среднем составляют 65% от всех поступлений в местные бюджеты. Абсолютным лидером является Сочи, в котором городской бюджет на 80% пополняется именно за счет доходов от туризма. Города, не являющиеся курортами, но имеющие высокий бизнес-потенциал, тоже имеют все шансы неплохо зарабатывать. Туристические потоки здесь гораздо меньше, но по данным Всемирной организации туризма, один деловой турист в среднем тратит в три раза больше обычного «пляжника». Известен и действует во всем мире мультипликативный эффект, когда на один доллар, оставленный в гостинице, приходится шесть долларов, которые гость оставляет в других сферах жизни и экономики города. И если российские отдыхающие пока готовы жертвовать комфортом и жить в сомнительных частных отелях, на съёмных квартирах, а иной раз и у «бабушек» на койках, то иностранец никогда в жизни не поедет туда, где неизвестны или некомфортны условия проживания.

На форуме стран Черноморского экономического содружества в сентябре руководитель департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края Юрий Пожидаев сообщил, что в настоящий момент в Сочи насчитывается 241 место размещения туристов, рассчитанное на 54 700 человек. Согласно Заявочной книге МОК, к 2014 году в Сочи должно быть открыто 57 тыс. номеров на 130 тыс. мест. Казалось бы, половина уже есть. Ничего подобного! Среди имеющейся гостиничной «жилплощади» в лучшем случае десятая часть подходит под требования МОК. Даже Сочи с его самой крупной в России гостиничной структурой, сопоставимой с Москвой, придётся отстраивать практически заново. Конечно, немало могут сделать сами бизнесмены. Любопытный пример привёл один из ведущих отельеров Ростова-на-Дону. «Националь» в Москве долгое время был единственным пятизвёздочным отелем и чувствовал себя уверенно. Когда открылся «Хайят Арарат», в «Национале» забеспокоились — вдруг меньше станет постояльцев? Ничего подобного. Потом открылся «Марриотт» — тоже спада не произошло. Сработала общемировая закономерность: чем больше участников гостиничного рынка в регионе, чем он качественнее, тем результативнее работает рынок в целом и тем быстрее увеличивается поток гостей.

Но привлечь интерес к городу в глобальных масштабах не под силу даже всему пулу гостиничных операторов. Должны взаимодействовать нескольких индустрий — туристическая, транспортная, курортная, культурная. Да и власти не должны оставаться в стороне. Руководству территорий нужно начинать развивать курортный потенциал именно с гостиниц. Кое-что в этом отношении сегодня уже сделано, особенно в Краснодарском крае. Взялись за дело и власти Ростовской области — гостинице Don-Plaza областной бюджет субсидировал часть процентных ставок по кредитам, привлечённым на строительство международного конгрессного центра. Однако это только начало. Каждой территории нужно выработать собственные эффективные механизмы привлечения инвестиций в туризм. Первоочередная задача — провести паспортизацию туристических ресурсов, создать виртуальную площадку, на которой была бы представлена вся инфраструктура Юга. Местные власти могли бы предоставлять льготные условия для покупки земельных участков под строительство отелей, потому что построенная гостиница в будущем принесёт городу гораздо больше денег, чем на этапе покупки земли. Нуждается
в отмене пресловутая «городская доля» в номерном фонде гостиниц. Пример сейчас подаёт Москва, где готовится документ, призванный обеспечить инвесторам практически райскую жизнь: предусмотрены 50-процентная скидка на выкуп участка под застройку и снижение арендной платы до 1% от кадастровой стоимости участка на период строительства и в течение ещё 3 лет после его окончания. Если для строительства отеля инвестор возьмет кредит, часть платежей по процентным ставкам будет компенсирована из городского бюджета. Региону с наибольшим в России туристическим потенциалом тоже нужно активно применять технологии, которые позволят этот потенциал использовать.