Посланец венчурного капитала

Наталья Бурдыкова
12 ноября 2007, 00:00
  Юг

Американский бизнес-ангел — компания «МАРЧМОНТ Капитал Партнерс» — собирает по югу России проекты, под которые можно было бы привлечь венчурное финансирование

Многие российские инноваторы, особенно в регионах, испытывают острую необходимость в инвестициях ,чтобы иметь возможность реализовывать свои проекты. Известно и о том, что иностранные и российские инвестиционные фонды ищут в России интересные для вложений проекты. Однако эти две стороны зачастую говорят на разных языках. Функцию одного из связующих звеньев между ними выполняют Кендрик Уайт и его компания «МАРЧМОНТ Капитал Партнерс». Американец уже пятнадцать лет живет и работает в российской провинции. Именно он несколько лет назад привлёк 10 млн долларов в никому тогда не известную фармацевтическую компанию «Нижфарм», которая сегодня входит в тройку ведущих компаний страны в своей отрасли. Недавно компания «МАРЧМОНТ Капитал Партнерс», развивающая свою региональную сеть, открыла представительство в Ростове-на-Дону. А в конце октября Кендрик Уайт провел в Торгово-промышленной палате Ростовской области презентацию своей деятельности для местного бизнеса.

— Кендрик, 15 лет назад вы решились отправиться работать в Россию. С чего всё начиналось?

— Еще в 1980-е годы я, будучи студентом, изучал российскую и китайскую экономики и понял, что Маркс ошибся в своём понимании коммунизма, и система, созданная в соответствии с его концепцией, оказалась нежизнеспособной. Перестройка в России подтвердила мои выводы. Я интересовался Россией, много читал о ней, в том числе публикации о Григории Явлинском, о его программе «500 дней». Когда я узнал, что Борис Немцов согласился её реализовать в Нижнем Новгороде,то понял, что перенести шоковую терапию россиянам будет тяжело. Многие иностранцы тогда радовались: ура, в России будет демократия, будет рыночная экономика — и смотрели на Россию как на очередной Клондайк. Я понял, что россияне, которые не знают законов бизнеса, окажутся не в лучшей ситуации. Решил поехать в Нижний Новгород, чтобы помочь начинающим бизнесменам. В 1991 году я организовал центр поддержки малого и среднего бизнеса, где читал лекции о том, что такое рынок, как правильно на нем работать. Через два года, когда настал срок отъезда, я понял, что не хочу возвращаться в США, — там скучно, а в России кипит жизнь. И я остался в России, работая на территории Поволжья. В частности, восемь лет я работал с местными предприятиями в рамках регионального венчурного фонда, средства для которого — 50 миллионов долларов — выделили ЕБРР и KFW. Это был очень успешный фонд — и инвесторы, и акционеры получили большую прибыль.

— В какие компании вы привлекли инвестиции?

— Например, в «Мультифлекс» — 8 миллионов долларов (сегодня это один из крупнейших в России производителей гибких упаковочных материалов для пищевой и фармацевтической промышленности. — «Эксперт ЮГ»), «Бриджтаун Фудс» — 5,2 мил­­лиона (производитель снэков, бренды «3 корочки», «ДаФри», «PRO-чипсы», Chip’N’Go и др. — «Эксперт ЮГ»), «Нижфарм» — 10 миллионов. Вложения в последнюю компанию я считаю наиболее успешными — конечному инвестору ее продали за 120 миллионов долларов. Сегодня «Нижфарм», которая десять лет назад была банкротом, — одна из самых прибыльных фармацевтических компаний в мире, имеющая высокое качество продукции, правильную дистрибуцию, высокую репутацию.

— В результате появилась идея специализироваться на привлечении инвестиций в компании?

— Да, у меня было несколько предложений от различных компаний, но я решил открыть свою компанию, оказывающую услуги предприятиям в составлении бизнес-планов, привлечении финансов и поисках западных партнеров. Сегодня многие зарубежные инвесторы ищут интересные и прибыльные проекты для вложений своих средств, передают деньги фондам, которых на территории России действует уже довольно много. Они имеют в России своих фонд-менеджеров, которые работают в основном в Москве. Но Москва — это еще не вся Россия. Кроме того, в столицах сконцентрировано слишком много капитала, а венчурные проекты там переоценены. Менеджеры среднего звена в Москве не торопятся продвигаться в регионы, поэтому для достижения успеха необходимо готовить талантливых менеджеров среднего и высшего звена непосредственно в регионах. В то же время в регионах России налицо достаточно высокая предпринимательская активность и множество проектов; но слишком малое количество грамотно подготовленных бизнес-планов и инвестиционных предложений приводят к тому,что квалифицированных проектов для представления финансовым инвесторам не хватает. Получается, что я как бы строю мост между российскими компаниями и зарубежными инвесторами. И я считаю, что нужно работать на территории страны в целом, в регионах. Именно там появляются интересные проекты, а это — место вложений потенциальных инвестиций.

— С чего вы начинаете свою работу в регионах?

— В каждом из регионов, куда приходит «МАРЧМОНТ», мы издаем «Инвестиционный путеводитель по России» — информационно-аналитический бюллетень, посвященный обзору экономики конкретного региона. Мы представляем анализ секторов экономики каждого из регионов, рассказываем о конкретных предприятиях, подчеркивая их привлекательность для новых инвестиций. Цель бюллетеня — формирование нового имиджа России в глазах зарубежных инвесторов. Сейчас мы начали работу по формированию каталога предприятий Ростовской области. С таким каталогом на руках мы уже сможем предметно разговаривать с инвесторами.

— А чем привлекателен для вас юг России? Вы открыли представительство в Ростове. Есть уже предварительные планы?

— Огромный потенциал южнороссийского региона — в его расположении. Юг России — это стратегически очень важное место. Это ключевая, связующая территория между Европой и Азией. Здесь есть морские и речные порты, аэропорты, транспортные сети — железнодорожные, автомобильные... Здесь огромный логистический потенциал, и его надо грамотно развивать.

— С какими южнороссийскими предприятиями намерена работать ваша компания?

 — Это предприятия, где можно применить новые технологии: автомобильная промышленность, косметическая, фармацевтическая. Но главное — это инновации. В России и в Ростове-на-Дону, в частности, много научно-исследовательских центров, вузов, технопарков, инновационных предприятий. Я уверен: это должно стать ключевым направлением развития, это — будущее России. Нефть, земля — это, конечно, хорошо, но для экономики XXI века главное — инновации. Ведь авторами многих изобретений, ставших уже привычными во всем мире, являются именно русские изобретатели. Да, продукцию выпускают американские, немецкие компании, но идеи — русских эмигрантов.

В регионах россии высокая предпринимательская активность, но слишком мало грамотно подготовленных бизнес-планов

В то же время мы консультируем и те компании, которым на развитие нужно более 10 миллионов долларов. У меня сейчас в России три такие компании — мы разрабатываем бизнес-план, долгосрочную стратегию, планирование, организуем тендер для привлечения инвестиций. В этом случае главная моя задача — высокая прибыль для акционеров предприятия.

— А сфера АПК вас интересует?

— Да, мы планируем помогать агропромышленным предприятиям. На юге России прекрасная земля, благодатный климат и огромные возможности для повышения урожайности. И здесь опять же не обойтись без инновационных разработок: новых биотехнологий, генетики, техники. Повышение плодородия земли, повышение урожайности на основе новых технологий и должно стать стратегией для юга России, это сделает регион богатым. К тому же отсюда выгодно экспортировать зерно во многие страны мира. Создать новое поколение продуктов, используя для этого интеллектуальный потенциал — в этом я вижу стратегию развития российского АПК. Вот смотрите — в 1940 году в сельском хозяйстве США было занято 40% работоспособного населения, а сегодня — 2%. «Освободившиеся» как раз-таки и занимаются разработкой новых технологий, генетикой, созданием лучших образцов техники.

— На каком этапе нужно начинать работать с инноваторами?

— Когда нужно создать образец, подготовить бизнес-план. На раннем этапе инноваторам могут помочь именно бизнес-ангелы. Потом, когда структура готова, есть бизнес-план, его можно предлагать инвестиционному фонду, который будет финансировать строительство производственных площадей. Для этого уже нужны серьёзные суммы — примерно 2-3 миллиона долларов. Таких фондов в России мало. Мы собираемся в течение двух-трех лет сформировать в России фонд объемом 100 миллионов долларов, который сможет осуществлять следующий этап венчурного финансирования — этап производства.

— Не все проекты будут востребованы рынком. Кто решит, какой проект выбрать бизнес-ангелу для инвестирования?

— Сам бизнес-ангел. Бизнес-ангелы — это обычно опытные и удачливые предприниматели, которые готовы инвестировать свои деньги, знания и время в перспективные проекты или компании на начальной стадии развития в обмен на значительную часть уставного капитала молодых предприятий. Бизнес-ангелы обычно инвестируют меньшие суммы, чем держатели венчурных капиталов — от 20 тысяч долларов. Роль бизнес-ангела — ключевая в помощи молодым ученым, начинающим инноваторам именно на первом этапе.

Я считаю, что российские бизнесмены должны понять, что пришло время вкладывать деньги в экономику своей страны, поддерживать науку, инновации. Нужно развивать движение бизнес-ангелов, которое пока еще в России существует в очень скромных масштабах. Я сам в России действую как бизнес-ангел, вкладываю свои личные деньги и опыт в инновационные проекты для start-up компаний. Так мы собираемся работать и на юге России. В ближайших наших планах — начало работы в Краснодаре, Ставрополе и в Сочи.